испив воды из его горшка.
Мадхья-кханда рассказывает и о том, как Шри Чайтанья каждый день являл чудесные игры, плавая вместе с вайшнавами в водах Ганги. Однажды, желая осуществить Свой особый план, вместе с Нитьянандой Он посетил дом Адвайты Ачарьи. Здесь же, в мадхья- кханде, описывается, как Господь сурово наказал Шри Адвайту и как позднее Он же одарил Адвайту Своей бесконечной милостью.
Далее в мадхья-кханде рассказывается, как удачливый Мурари Гупта осознал, что Господь Чайтанья — это Сам Кришна, а Нитья- нанда — Шри Баларама. Эти два Господа радостно танцевали в доме Шриваса.
В этой части книги также рассказывается, как Господь устами умирающего сына Шриваса рассказал всем о ценности человеческой жизни. Эго знание помогло всем возвыситься над страданиями. Новость об этом событии разнеслась повсюду, и Шривас, скорбевший о смерти сына, благодаря этому избавился от потрясения.
В других историях мадхья-кханды описывается, как Господь нырял в Гангу, а Нитьянанда Прабху и Шрила Харидас вылавливали Его оттуда. Шримати Нараяни получила то, чего всегда желают Господь Брахма и другие полубоги — остатки пищи Господа Чайтаньи.
Мадхья-кханда заканчивается описанием того, как Господь принял отречение от мира и ради спасения человечества ушел из дома. Таковы бесчисленные игры Господа, описанные в мадхья- кханде. Позже Шрила Вьясадева расскажет о других играх, которые остались не затронутыми здесь.
Шеша-кханда начинается с описания того, как Господь принимает санньясу и получает новое имя — Шри Кришна Чайтанья. Он остригает Свои пышные волосы, повергнув этим Адвайту Ачарью Прабху в великое горе.
Страдания Шачиматы были невыносимы, но ее хранила милость Господа. Господь Нитьянанда, сам Шри Баларама, сломал посох санньяси Шри Чайтаньи, и поэтому Господь, не открывая Себя, ушел в Нилачалу (Пури).
В первый раз увидев Сарвабхауму Бхаттачарью, Шри Чайтанья, играя, ввел его в заблуждение, но позже Он явил ученому Свой шестирукий облик. Живя в доме Каши Мишры, Он милостиво одарил царя Пратапарудру преданным служением Господу. Когда Махапрабху жил в Пури, Ему день и ночь служили два Его близких спутника — Сварупа Дамодар и Рамананда Рай.
Шеша-кханда также описывает путешествие Шри Чайтаньи через Бенгалию по дороге в Матхуру и Вриндаван. Прежде чем идти через бенгальские деревни Кулии, Он ненадолго остановился в доме Видья-Вачаспати. Там собирались миллионы людей, чтобы посмотреть на Господа перед Его возвращением в Бенгалию, и всякий, кто видел Его, получал освобождение. Шри Чайтанья попытался продолжить Свое паломничество в Матхуру, но, отойдя немного, повернул в Бенгалию.
Вскоре Шри Чайтанья возвратился в Нилачалу и вместе со Своими спутниками продолжал устраивать сладкие киртаны. Господь послал Нитьянанду проповедовать в Бенгалию, а Сам вместе со Своими близкими спутниками остался в Нилачале. Шеша-кханда ярко описывает, как Гауранга и вайшнавы радостно танцевали перед колесницей Господа Джаганнатхи.
Затем Господь Чайтанья отправился в Рамешварам — город, расположенный в Южной Индии. Это путешествие, а также Его дорога в Матхуру через лес Джарикханда также описаны в шеша- кханде. Являя Свою милость Рамананде Раю, Господь открыл ему Свои божественные игры, которые Он явил в Своем предыдущем воплощении в Матхуре. В шеша-кханде также описывается, как великодушный Чайтанья Махапрабху сполна одарил милостью двух братьев — Дабира Кхаса и Сакара Маллика, открыв им Свою подлинную природу. Он даровал им освобождение, и вскоре они приобрели огромную известность под новыми именами — Рупа и Санатана Госвами.
В шеша-кханде также рассказывается о посещении Господом Варанаси. Из-за того, что санньяси Бенареса часто критиковали вайшнавов, они не смогли узнать в Махапрабху Всевышнего Господа. Затем Шри Чайтанья возвратился в Нилачалу, с головой погрузился в кришна-киртан, повторяя день и ночь Святое имя.
Нитьянанда, удивительный отшельник, путешествуя, обошел всю Индию. Это паломничество также описано в шеша-кханде. Кто способен понять Его непостижимые качества?
Позванивая ножными колокольчиками, Он дошел до самой Матхуры. По просьбе Шри Чайтаньи Он отправился в Панихати и там щедро раздавал преданность и любовь к Кришне. По Своей беспричинной милости Он спас Нахамаллу Рая и других обитателей этих мест.
• Чайтанья Махапрабху восемнадцать лет жил в Нилачале и обо всем этом рассказывает шеша-кханда.
Хотя эта книга описывает бесчисленные игры Шри Чайтаньи Махапрабху, позже Шрила Вьясадева более подробно напишет о них. Прославлять Господа Чайтанью было любимым занятием Нитьянанды. Он черпал в этом бесконечное счастье, и не было равных Ему в этом искусстве.
О Господь Чайтанья, прошу, благослови меня, чтобы я смог обрести служение лотосам стоп Господа Нитьянанды. Он — Повелитель всей Вселенной.
Таково краткое содержание этой книги. Прошу, выслушайте же внимательно описание игр Шри Чайтаньи, данное в последующих главах.
Шри Кришна Чайтанья и Шри Нитьянанда Чандра Прабху — моя жизнь и душа. Я, Вриндаван дас, смиренно подношу эту песнь их нежным, как цветы лотоса, стопам.
Глава вторая
Явление Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху
Слава прекрасному Чайтанье Махапрабху, возлюбленному сыну Шри Джаганнатхи Мишры и Господу всех живых существ! Слава Господу Чайтанье, самой жизни и душе Шри Нитьянанды Прабху и Шри Гададхары Пандита! Слава Чайтанье Махапрабху, давшему прибежище Шри Адвайте Ачарье и бесчисленным вайш- навам!
Слава Господу Шри Гауранге и Его вечным спутникам! Тот, кто слушает трансцендентные повествования о Господе Чайтанье, обретает преданность и безграничную любовь ко Всевышнему Господу. Снова и снова я приношу свои почтительные поклоны лотосам стоп Господа и Его вечных спутников и молюсь, чтобы трансцендентные игры Господа танцевали на моем языке.
Слава Господу Чайтанье, океану милости и сострадания! Слава Господу Нитьянанде, воплощению чистой преданности!
Духовные истины о двух братьях, Господе Чайтанье и Господе Нитьянанде, который является как Самим Господом, так и слугой Всевышнего, непостижимы; однако, по Своей беспричинной милости два Господа могут открыть нам Свои Абсолютные Личности. Господу Брахме по милости Господа Кришны было поведано знание об Абсолютной Истине. Это описывается в Шримад Бхагаватам и других Ведических писаниях.
В Шримад Бхагаватам (2.4.22) говорится: «Пусть же Господь, который, находясь в сердце Брахмы, на заре Творения умножил его активные знания и наделил его полным знанием о Творении и Самом Себе, пусть этот Господь, который, казалось, появился на свет из уст Брахмы, будет доволен мною».
На заре Творения Господь Брахма не был наделен способностью видеть, хотя он родился на цветке лотоса, который рос из пупка Господа. Однако, когда он всецело вручил себя Всевышнему Господу, Тот явился перед ним по Своей беспричинной милости. Благодаря этой милости Господь Брахма обрел абсолютное знание о Личности Бога. Господь — источник всех воплощений. И из уст Брахмы само собой полилось искреннее прославление Господа.
Если бы не беспричинная милость Господа Кришны, мы бы никогда не узнали истины о Его многочисленных воплощениях. Его обычная на первый взгляд жизнь непостижима и недоступна мирскому человеку. Господь Брахма говорит в Бхагавата-пуране (10.14.21):
«О Господь Вселенной, о Всевышний Творец, о Верховная душа, о Повелитель мистического знания, как Ты изумителен! Кто в трех мирах способен постичь, когда, где, почему и как Ты распространяешь Свою духовную энергию, йогамайю, и являешь Свои божественные игры?»
Кто может понять причину, по которой Шри Кришна нисходит в этот материальный мир? Поэтому, говоря о причине Его явления, я могу лишь привести цитаты из Бхагавадгиты и Бхагавата- пураны.
В Бхагавадгитс (4.7-8) говорится: «Когда на Земле религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я Сам спускаюсь на Землю из века в век».
Когда религиозная практика приходит в упадок, постепенно воцаряется безбожие. И Господь Брахма и другие полубоги смиренно просят Господа низойти на Землю, чтобы защитить праведников и уничтожить злодеев.
Когда Господь является в материальный мир со Своими вечными спутниками, Он восстанавливает метод самоосознания, данный этому веку.
Религией нынешней эпохи, кали-юги, является совместное пение Святого имени Господа. Самое милостивое воплощение Господа, Шри Чайтанья Махапрабху, явился как сын матери Шачи и положил начало движению санкиртаны — совместному пению Святого имени Кришны.
Это находит подтверждение в Шримад Бхагаватам (11.5.31- 32): «О царь Ними, вайшнавы всегда обращаются с молитвами ко Всевышнему Господу Шри Хари, но сегодня я расскажу тебе о том, как в кали-югу они возносят лучшие молитвы и следуют определенным правилам, чтобы удовлетворить Всевышнего Господа. В век Кали люди, наделенные разумом, поклоняются Господу и Его близким спутникам, совершая санкиртана-ягью».
Всевышний Господь Шри Чайтанья распространяет суть всех религий века Кали — совместное повторение Святого имени Господа Хари. В кали-югу Господь явился в окружении Своих спутников исключительно для того, чтобы установить религиозную практику совместного пения Святых имен.
По воле Господа вместе с Ним на Землю низошли Его вечные спутники, приняв рождение в человеческом обществе. Ананта- Шеша, Шива, Брахма, мудрецы и другие спутники Господа явились как возвышенные вайшнавы, которые известны как бхагаваты. Господь Чайтанья, Кришна, прекрасно знал их подлинную сущность и изначальное положение. Большинство из них родились в Навадвипе, некоторые явились на свет в Чаттаграме, Радхадеше, Шрихатте и даже в Ориссе. Все спутники появились в разных местах, но в один прекрасный день по замыслу Господа они встретились в Навадвипе.
Шривасу Пандиту, Шрираме Пандиту и Шри Чандрашекхаре поклоняются во всех трех мирах. Шри Мурари Гупта может вылечить любую болезнь материального происхождения. Вайшнавы такого уровня явились в Шрихатте.
Пундарика Видьянидхи, великий вайшнав, Чайтанья Валлабха, который очень дорог Господу Чайтанье и Васудева Датта приняли рождение в Чаттаграме. Харидас Тхакур появился на свет в Будхане.
Всевышний Господь Нитьянанда явился в деревне Экачакра, расположенной в Радхадеше, местности в Западной Бенгалии. Господь Нитьянанда — Верховный Отец всех живых существ, но, чтобы пролить милость на Хадая Пандита, образованного брахмана и возвышенного вайшнава, Он стал его сыном.
Господь Нитьянанда — океан милости и прибежище всех вайшнавов. Он щедро раздает нектар преданного служения Господу. В день явления Господа Нитьянанды полубоги преисполнились счастья. Они издавали радостные звуки и сыпали с небес цветы. Но этого, безусловно, нельзя было увидеть материальными глазами.
Благодаря явлению Нитьянанды в Радхадеше эта местность с каждым днем становилась все более и более процветающей.
Шри Парамананда Пури, близкий спутник Господа Чайтаньи в Нилачале, явился в Трихуте, в Митхиле, что в штате Бихар.
Тысячи паломников стекаются к берегам Матери Ганги, так почему же вайшнавы явились в неблагочестивой местности, где не текут воды Ганги? Когда Шри Чайтанья низошел на Землю, Он явился на берегах Ганги. Почему же Его вечные спутники явились в столь отдаленных местах? Путешествуя по Индии, Пандавы избегали посещать те места, где не было слышно Святых имен Господа, и где не текли воды священной Ганги.
Господь Кришна Чайтанья, сожалея о судьбах тех несчастных, кто родились там, послал в эти края возвышенных вайшнавов. Его собственное явление было необходимо для того, чтобы спасти материальный мир.