Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

майя,

внешняя энергия Кришны, способна сбить с толку даже великих Брахму и

Индру, то что говорить об обыкновенных людях?

Итак, Бог ведет Себя порой как Бог, а порой — как человек. Но мошен-

ники-имперсоналисты называют повествования о Его играх сказками. Они

либо вообще не верят шастрам, либо толкуют их на свой лад, следуя ло-

гике ардха-куккути-ньяя — логике половины курицы. У одного человека

была курица, которая несла золотые яйца. Глупый хозяин решил: Иметь

такую курицу, конечно, выгодно, но кормить ее — слишком уж накладно.

Отрежу-ка я ей голову. Тогда я буду получать яйца, не тратя на корм ни

гроша. Имперсоналисты таким же образом подходят к шастрам. Они рассуж-

дают: Это нам не нравится, это нас не устраивает. Эту часть мы вообще

уберем. Когда Кришна говорит: Узри Меня, пребывающего всюду, безбожни-

ки-майявади приходят в восторг, но, когда тот же Кришна призывает:

Оставь все и предайся Мне, они не соглашаются. Они принимают то, что

их устраивает, и отвергают то, что им не по нраву. Но ачарьи никогда

не искажают шастр. Арджуна, слушая Бхагавадгиту, сказал Кришне: Все

Твои слова я принимаю как истину.

Абсолют исполнен знания

В Веданта-сутре, которая считается наиболее авторитетным ведическим

писанием, говорится: джанмадй асйа йатах — Абсолютная Истина — источ-

ник всего сущего (Веданта-сутра, 1.1.2). Джанма значит рождение. Здесь

не нужно ничего объяснять — смысл очевиден. Все, что существует в ма-

териальном мире, изошло из Абсолютной Истины, подобно тому как наше

тело появилось на свет из чрева матери. Джанмадй асйа йатах: Все, что

рождается и чему суждено погибнуть, исходит из Абсолютной Истины.

Абсолютная Истинаначало и средоточие всего сущего, все покоится в

Ней.

Какими же свойствами должен обладать изначальный источник? В

Шримад-Бхагаватам (1.1.1) говорится: джанмадй асйа йато ‘нвайад итара-

таш чартхешв абхиджна(гйа)х сварат — изначальный источник всего суще-

го должен знать обо всем как прямо, так и косвенно. Он — Высший Дух, и

Ему ведомо все, ибо Он совершенен. Мы тоже духовны, мы — духовные ис-

кры. Когда такая искра попадает во чрево матери, она порождает тело.

Это значит, что источником тела, этого сложного механизма, является

духовная искра. Хотя мы создаем свое тело с помощью собственной энер-

гии, мы не знаем, как именно создаются наши вены или кости. А раз мы

этого не знаем, то мы не можем быть Богом. Но Кришна знает. Кришна,

Абсолютная Истина, знает все — это Его неотъемлемое свойство. Кришна

говорит в Бхагавад-гите (7.26): Я знаю все, что было, есть и будет.

Мы можем постичь Абсолютную Истину, Кришну, получив знание от духов-

ного учителя, но каким образом Кришна обрел совершенное знание? Поче-

му знание, которым обладает Кришна, непогрешимо? Потому что Кришна

полностью независим — сварат. Ему ни у кого не нужно учиться. Глупцы и

невежды, чтобы осознать себя Богом, обращаются за знанием к майявади,

но Кришна уже Бог, и Ему не нужно было для этого учиться. Таков Бог.

3 * Встреча со смертью * Аджамила на пороге смерти

**************************************************

Шукадева Госвами продолжал: Забавный лепет малыша и его неловкие

движения пленяли сердце старого Аджамилы. Он всегда заботился о ре-

бенке и с наслаждением наблюдал за его играми. Когда Аджамила ел, он

звал сына поесть, и когда пил, тоже подзывал к себе сына и поил его.

При этом имя Нараяна не сходило с его уст. Поглощенный заботами о сы-

не, Аджамила не заметил, что жизнь подошла к концу и смерть уже близ-

ка. Когда настал смертный час, невежественный Аджамила думал только

о сыне Нараяне (Бхаг., 6.1.25—27).

Имя ребенка

Нараяна был так мал, что даже не умел как следует ходить и говорить.

Старик был очень привязан к мальчику и умилялся его детскими играми.

Поскольку сына звали Нараяной, отец постоянно повторял святое имя Гос-

пода. И хотя Аджамила обращался не к Самому Нараяне, а к своему сыну,

святое имя так могущественно, что он постепенно очищался (харер нама

харер нама харер намаива кевалам). Именно поэтому Шрила Рупа Госвами

говорит, что тот, чей ум так или иначе привлекло святое имя Кришны

(тасмат кенапй упайена манах кришне нивешайет), уже вступил на путь,

ведущий к освобождению. У индусов принято давать детям имена Кришна

дас, Говинда дас, Нараяна дас, Вриндаван дас и т.п. Таким образом ро-

дители получают возможность очиститься, произнося святое имя: Кришна,

Говинда, Нараяна или Вриндаван.

Взывая к сыну, Аджамила в свой смертный час произносил святое имя

Нараяны. Аджамила родился в семье брахмана и в юности почитал Господа

Нараяну, которому поклоняются в каждом брахманском доме. И вот, когда

этот грешник, Аджамила, обращаясь к сыну, произносил святое имя Нарая-

ны, он вспомнил того Нараяну, которому преданно служил в юности.

О том, как важно перед смертью вспомнить о Нараяне, говорится во

Второй песни Шримад-Бхагаватам (1.6):

этаван санкхйа-йогабхйам

сва-дхарма-париништхайа

джанма-лабхах парах пумсам

анте нарайана-смритих

Высшее совершенство человеческой жизни, которого можно достичь, ли-

бо познав природу материи и духа, либо овладев мистическими силами,

либо безупречно исполняя предписанные обязанности, состоит в том, что-

бы в конце жизни вспомнить Верховную Личность Бога.

Осознанно или неосознанно, умирающий Аджамила произнес имя Нараяны

и, поскольку ум его был сосредоточен на святом имени, достиг совершен-

ства.

Смерть — самое важное испытание

Как уже было сказано, состояние ума в момент смерти имеет огромное

значение. Если же мы самонадеянно думаем: Да, смерть неизбежна — ну и

что из этого? — мы не сможем духовно совершенствоваться. Подобно тому

как воздух переносит запахи, сознание человека в момент смерти перено-

сит его в следующую жизнь. Если человек развил в себе сознание вайшна-

ва, чистого преданного Кришны, он немедленно перенесется на Вайкунтху.

Если же он приобрел сознание заурядного карми (того, кто работает

только ради плодов своего труда), он останется в материальном мире и

будет страдать.

Предположим, я бизнесмен. Если я до самой смерти занимаюсь бизнесом,

то мое сознание будет поглощено бизнесом. Один богатый человек из

Калькутты, умирая, спросил, как идут дела у него на фабрике. Он, на-

верное, потом и родился крысой на своей фабрике. Вполне возможно. На-

ши мысли в момент смерти переносят нас в следующее тело. Кришна очень

добр — о чем бы мы ни подумали перед смертью, такое тело Он нам и

дает: Ты думаешь как крыса? — Будь крысой. Ты думаешь как тигр? — Будь

тигром. Ты думаешь как Мой преданный? — Возвращайся ко Мне.

Повторяя мантру Харе Кришна, мы научимся всегда думать о Кришне. В

Бхагавад-гите (6.47) Кришна говорит: йогинам апи сарвешам мад-гатенан-

тар-атмана — Среди йогов самый лучший тот, кто в сердце своем всегда

хранит Мой образ. Наше Движение предназначено именно для того, чтобы

помочь людям обрести сознание Кришны. Тогда, умирая, они непременно

будут помнить о Кришне. Ибо то, чем вы занимались на протяжении всей

жизни, определит направление ваших мыслей в момент смерти. Таков за-

кон природы.

По-настоящему разумен тот, кто серьезно готовится к смерти. Тот же,

кто хочет до конца дней оставаться в кругу семьи, — глупец. Человек,

строящий такие иллюзии, утешается мыслью: У меня есть счет в банке,

хороший дом, прекрасная семья. Мне нечего бояться. Но ни банковский

счет, ни дом, ни семья не спасут его от смерти. В Шримад-Бхагаватам

(2.1.4) сказано:

дехапатйа-калатрадишв

атма-саинйешв асатсв апи

тешам праматто нидханам

пашйанн апи на пашйати

Безумец думает: «Я крепок телом, богат, у меня взрослые дети, забот-

ливая жена. Все это спасет меня». Материальный мир подобен полю битвы.

Наши воины — это жена, дети, соотечественники, наши деньги. Но

Шримад-Бхагаватам предостерегает: не нужно полагаться на этих обречен-

ных на гибель воинов. Хотя каждый ясно видит, что ни его отца, ни де-

да уже нет в живых, мы не понимаем, что и мы сами, и все, кто нас ок-

ружают, тоже умрут. Как же отец может спасти сына? И как сыну спасти

отца? Эти вопросы не приходят в голову материалисту, который занят

удовлетворением одних только животных потребностей — потребностей в

еде, сне, защите и совокуплении.

4 * Никогда не рождаться и не умирать * ( Аджамила на пороге смерти )

Шукадева Госвами продолжал: Вдруг Аджамила увидел трех наводящих

ужас существ: волосы на их уродливых телах стояли дыбом, а лица были

перекошены от ярости. Они держали наготове путы, чтобы связать его и

увести в обитель Ямараджи. В смятении Аджамила стал громко звать лю-

бимого сына, игравшего неподалеку. Со слезами на глазах он, сам того

не ведая, произносил святое имя Нараяны (Бхаг., 6.1.28—29).

Страх смерти

Когда приходит смерть, человек в страхе ищет спасения, особенно ес-

ли при жизни он был грешником. Конечно, душа неподвластна смерти (на

ханйате ханйамане шарире), но оставлять одно тело и входить в другое

всегда мучительно. В момент смерти живое существо испытывает такую

боль, что не может оставаться в теле. Порой, когда жизнь становится

невыносимой, человек совершает самоубийство. Но это грех, и самоубий-

ца будет наказан по закону кармы.

Перед умирающим Аджамилой появились три свирепых, ужасных на вид су-

щества с путами в руках. Волосы у них на голове стояли дыбом, все те-

ло было покрыто густой щетиной. Это были ямадуты, слуги Ямараджи; они

пришли, чтобы извлечь Аджамилу из тела и утащить его на суд к своему

господину. Иногда при виде ямадутов умирающий даже кричит от страха. И

Аджамилу тоже обуял ужас.

К счастью, хотя Аджамила взывал к сыну, он произнес святое имя На-

раяны, и тотчас к его смертному одру явились вишнудуты, посланцы На-

раяны. В страхе перед путами Ямараджи Аджамила со слезами на глазах

повторял имя Господа. Однако на самом деле он вовсе не думал, что пов-

торяет святое имя, — он лишь звал своего сына.

Явление и уход Кришны и Его преданных

Умирают и преданные, и непреданные. Можно спросить: В чем же разни-

ца? Здесь уместен такой пример: кошка носит в зубах и своих котят, и

пойманных мышей, однако при этом котенок чувствует теплое дыхание ма-

тери, а мышь — холодное дыхание смерти. Точно так же преданный, оста-

вив тело, возносится в духовный мир, на Вайкунтху, а грешник попадает

в руки ямадутов и оказывается в аду. Такая участь была уготована и

Аджамиле.

В Бхагавад-гите (4.9) Кришна говорит: джанма карма ча ме дивйам —

Мое явление и Мой уход духовны, трансцендентны, они не похожи на рож-

дение и смерть обычного человека. Зачем же Кришна приходит в мате-

риальный мир? Об этом Он также говорит в Бхагавад-гите (4.8):

паритранайа садхунам

винашайа ча душкритам

дхарма-самстхапанартхайа

самбхавами йуге йуге

Из века в век Я прихожу сюда, чтобы восстановить устои религии,

спасти праведников и уничтожить злодеев. Господь нисходит в этот мир

для того, чтобы защитить Своих преданных и уничтожить демонов. Поэто-

му Господа Вишну всегда изображают с оружием в руках — булавой и чак-

рой (диском), — которыми Он защищает преданных, а также с цветком ло-

тоса и раковиной, которыми Он благословляет их.

Явление и уход преданных Кришны тоже духовны. Вайшнавы, преданные

Вишну (Кришны), посланы в материальный мир, чтобы прославлять Господа,

и, согласно вайшнавской философии, как их явление, так и уход несут

одинаковое благо. Поэтому мы отмечаем оба этих события как праздники.

В сущности, даже обычное живое существо, не говоря уже о Кришне или

Его преданном, никогда не умирает. Иногда атеисты заявляют, что Бог

мертв. Они не знают, что даже самое ничтожное живое существо не уми-

рает. Так как же может умереть Бог? В

Скачать:TXTPDF

Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Еще один шанс. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн