Легкое путишествие на другие планеты А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Каждое живое существо, а цивилизованный человек в
особенности, хочет быть счастливым и жить вечно. И это
неудивительно, так как по своей природе живое существо
вечно и исполнено блаженства. Находясь в обусловленном
состоянии, оно вовлечено в борьбу, стараясь вырваться из
круговорота рождения и смерти, а значит, не достигло ни
счастья, ни бессмертия.
Сейчас люди мечтают о межпланетных путешествиях. И
это тоже естественно, потому что все имеют законное пра-
во отправиться в любую часть материального и духовного
миров. Такое путешествие очень заманчиво и волнующе,
потому что бесчисленные небесные тела разнообразны и
населены всевозможными живыми существами. Желание
путешествовать можно удовлетворить с помощью йоги —
метода, благодаря которому можно достичь любых планет,
в том числе и тех, где жизнь вечна и исполнена блаженст-
ва, а энергии, приносящие наслаждение, многообразны и
неисчерпаемы. Тому, кто обретает свободную жизнь на ду-
ховных планетах, уже никогда не придется возвращаться
на эту землю страданий, где его ждут рождение, старость,
болезни и смерть.
Этой ступени совершенства легко достичь собственны-
ми усилиями. Практиковать рекомендованный метод бха-
кти-йоги можно, даже находясь у себя дома. Практико-
вать его просто и приятно, если заниматься этим под руко-
водством опытного наставника. В этой книге мы попыта-
лись рассказать всем людям, а особенно философам и тео-
логам, как с помощью бхакти-йоги — высшей из всех си-
стем йоги — можно перенестись на другие планеты.
01
Антиматериальные миры
Быть может, материалистическая наука когда-нибудь
откроет вечный антиматериальный мир, который глаша-
таям вульгарного материализма долгое время был неве-
дом. Что же касается представлений современных ученых
об антиматерии, то в разделе новостей журнала «Таймс оф
Индиа» за 27 октября 1959 года сообщается следующее:
Стокгольм, 26 октября 1959 года. Нобелевская пре-
мия по физике присуждена двум американским уче-
ным-атомщикам за открытие антипротона, доказыва-
ющее существование двух форм материи — частиц и
античастиц. Это 69-летний д-р Эмилио Сегре, италь-
янец по происхождению, и д-р Оуэн Чемберлен, уро-
женец Сан-Франциско… Согласно одному из основ-
ных положений новой теории допускается вероят-
ность существования иного мира, или антимира, со-
стоящего из антиматерии. Предположительно, анти-
материальный мир состоит из атомных и субатом-
ных частиц, направление вращения которых проти-
воположно направлению вращения частиц известно-
го нам мира. В случае столкновения этих двух миров
произойдет ослепительный взрыв, и они будут унич-
тожены.
Итак, в статье утверждается следующее:
1.Существует антиматериальный атом, или частица,
имеющая антисвойства материального атома.
2.Помимо этого, материального, мира существует дру-
гой мир, о котором мы почти ничего не знаем.
3.Между антиматериальным и материальным мирами
возможно столкновение, которое приведет к их взаимоу-
ничтожению.
Мы, изучающие теистическую науку, полностью соглас-
ны с первым и вторым пунктами, но принять третий пункт
можно только в рамках ограниченного научного определе-
ния антиматерии. Трудность в том, что ученые считают ан-
тиматерию разновидностью материальной энергии. Но на-
стоящая антиматерия должна быть полностью антимате-
риальной. Материя по своей природе подвержена уничто-
жению, антиматерия же, по определению, должна быть ли-
шена всех материальных качеств и, следовательно, не мо-
жет быть уничтожена. Раз материя разрушима или дели-
ма, значит, антиматерия должна быть неразрушимой и не-
делимой. Мы постараемся рассмотреть эти вопросы с точ-
ки зрения подлинных писаний.
Самые признанные в мире писания — Веды. Они были
разделены на четыре части, которые называются «Сама»,
«Йаджур», «Риг» и «Атхарва». Человеку средних способно-
стей очень трудно понять Веды, поэтому они разъяснены
в историческом эпосе «Махабхарата» и восемнадцати Пу-
ранах. «Рамайана» также исторический эпос, содержащий
все необходимые сведения, заключенные в Ведах. Таким
образом, к ведическим писаниям относятся четыре Веды,
первоначальный вариант «Рамайаны», написанный Валми-
ки, «Махабхарата» и Пураны. Упанишады входят в состав
четырех Вед, а «Веданта-сутры» — это «сливки» ведичес-
кой литературы. «Бхагавад-гита» обобщает все ведические
писания и является квинтэссенцией Упанишад и предвари-
тельным объяснением «Веданта-сутр». Таким образом, од-
ной «Бхагавад-гиты» достаточно, чтобы узнать суть Вед,
так как ее поведал Господь Шри Кришна, Верховная Лич-
ность Бога, нисходящий в этот материальный мир из анти-
материального, чтобы дать исчерпывающую информацию
о высшей форме энергии.
Высшая форма энергии Личности Бога определяется в
«Бхагавад-гите» как пара пракрити. Ученые совсем недав-
но узнали о существовании двух форм тленной материи,
тогда как в «Бхагавад-гите» совершенным образом объяс-
няется, что материя и антиматерия — это две формы энер-
гии. Материя — это энергия, которая созидает материаль-
ный мир. Та же энергия, но в своей высшей форме, созда-
ет антиматериальный (трансцендентный) мир. Живые су-
щества относятся к высшей энергии. Низшая, материаль-
ная энергия называется апара пракрити. Таким образом,
в «Бхагавад-гите» созидательная энергия представлена в
двух формах: как апара и пара пракрити.
Сама по себе материя не обладает способностью сози-
дать, но когда ей управляет живая энергия, она произво-
дит все материальное. Следовательно, материя в чистом
виде — это инертная энергия Верховного Существа. Ког-
да заходит речь об энергии, мы всякий раз, естественно,
подразумеваем и ее источник. Скажем, представления об
электроэнергии неразрывно связаны с представлением об
электростанции, на которой она вырабатывается. Энергия
не независима, она находится под контролем высшего жи-
вого существа. Например, огонь — источник двух энергий:
света и тепла. Свет и тепло не могут существовать незави-
симо от огня. Аналогично этому, низшая и высшая энер-
гии берут начало из источника, который можно назвать
любым именем. Этот источник энергии должен быть жи-
вым существом, полностью осознающим все сущее. Это
верховное живое существо — Личность Бога Шри Кришна,
или, иначе говоря, всепривлекающее живое существо.
В Ведах верховное живое существо, т.е. Абсолютная
Истина, называется Бхагаваном — «обладателем всего»,
источником всех энергий. Открытие учеными двух ограни-
ченных форм энергии — это только начало научного про-
гресса. Теперь они должны пойти дальше и открыть ис-
точник этих частиц, или атомов двух типов, названных ими
материальными и антиматериальными.
Так что же такое антиматериальная частица? Нам зна-
комы материальные частицы — атомы, но мы ничего не
знаем об антиматериальных атомах. Однако в «Бхагавад-
гите» дается подробное описание антиматериальной час-
тицы:
Антиматериальная частица пребывает в материаль-
ном теле. Присутствие этой антиматериальной час-
тицы вызывает изменения этого материального тела
от детства к отрочеству, от отрочества к юности и
старости, а затем эта же антиматериальная частица
оставляет старое, пришедшее в негодность тело и по-
лучает новое.
Это описание живого существа подтверждает научное
открытие существования двух типов энергий. Когда одна
из них — антиматериальная частица — покидает матери-
альное тело, оно становится совершенно бесполезным. Та-
ким образом, антиматериальная частица, несомненно, за-
нимает более высокое положение, чем материальная энер-
гия.
И потому не стоит огорчаться, когда материальная
энергия прекращает свое существование. Любые
чувственные ощущения: жар и холод, счастье и го-
ре — всего-навсего взаимодействия элементов мате-
риальной энергии, сменяющие друг друга, подобно
временам года. Временное проявление и прекраще-
ние этих материальных взаимодействий подтвержда-
ет, что материальное тело образовано материальной
энергией, качественно низшей по отношению к жи-
вой силе, или, иначе говоря, энергии, называемой
дживой.
Любой разумный человек, который остается невоз-
мутимым и в счастье, и в горе, понимая, что все
это — различные фазы деятельности материи, возни-
кающие вследствие взаимодействия элементов низ-
шей энергии, заслуживает возвращения в антимате-
риальный мир, где жизнь вечна и исполнена знания и
блаженства.
В антиматериальном мире, о котором здесь говорится,
отсутствуют «сезонные» колебания. В нем все неизменно
и исполнено блаженства и знания. Но раз мы говорим о
нем как о мире, то должны помнить, что он исполнен раз-
нообразия форм и свойств, недоступных нашему матери-
альному опыту.
Материальное тело разрушимо, а потому временно
и подвержено изменениям. Таков и весь материаль-
ный мир. Но антиматериальная живая сила неразру-
шима и потому вечна. Таким образом, по мнению
сведущих ученых, материальные и антиматериаль-
ные частицы различны по своим свойствам, так как
первые временны, а вторые вечны.
Открывателям двух форм материи еще предстоит иссле-
довать свойства антиматерии. Но в «Бхагавад-гите» они
уже подробно описаны. Ученые могут продолжать свои
исследования, основываясь на этой ценной информации.
Антиматериальная частица тоньше самой тонкой ма-
териальной. Эта живая сила так могущественна, что
распространяет свое влияние на все материальное те-
ло. По сравнению с материальной, антиматериальная
частица обладает безграничной энергией и потому не
С этих слов в «Бхагавад-гите» начинается описание ан-
тиматериальной частицы. Далее о ней говорится следую-
щее:
Тончайшая форма антиматериальной частицы за-
ключена внутри грубого и тонкого материальных
тел. Материальные тела (как грубое, так и тонкое)
подвержены уничтожению, но более тонкая, антима-
териальная частица вечна. Поэтому только она до-
стойна изучения.
Наука только тогда достигнет совершенства, когда уче-
ные-материалисты изучат свойства антиматериальной час-
тицы и смогут освободить ее из окружения временных ма-
териальных частиц. Это освобождение станет вершиной
научного прогресса.
Ученые допускают вероятность существования и иного
мира, состоящего из антиматериальных атомов, и предпо-
лагают, что столкновение между материальным и антима-
териальным мирами приведет к их взаимоуничтожению. В
этом есть доля истины. Подобные столкновения происхо-
дят постоянно: материальные частицы уничтожаются каж-
дое мгновение, а нематериальные стремятся к освобожде-
нию. В «Бхагавад-гите» это объясняется так:
Нематериальная частица, которая и есть живое су-
щество, приводит материю в действие. Это живое су-
щество невозможно уничтожить. Пока в сгустке ма-
териальной энергии, который называют грубым и
тонким телом, присутствует нематериальная частица,
в нем проявляется жизнь. Во время постоянных
столкновений между частицами двух типов немате-
риальная частица никогда не уничтожается. Никто и
никогда не мог уничтожить антиматериальную час-
тицу и не сможет сделать этого ни сейчас, ни в бу-
дущем.
Поэтому мы считаем, что теория, допускающая возмож-
ность столкновения материального и антиматериального
миров, приводящего к их взаимоуничтожению, верна лишь
в рамках ограниченных представлений ученых об антима-
терии. В «Бхагавад-гите» объясняется природа антимате-
риальной частицы, которую невозможно разрушить:
Тонкую и не поддающуюся измерению антиматери-
альную частицу невозможно уничтожить, она посто-
янна и вечна. Но состоящее из материальных частиц
тело, в которое она заключена, спустя некоторое
время разрушается. То же касается материальных и
антиматериальных миров. Не нужно опасаться, что
антиматериальная частица тоже будет уничтожена —
она продолжает существовать и после разрушения
материальных миров.
Все, что сотворено, на определенном этапе уничтожает-
ся. Материальное тело и материальный мир сотворены и
потому должны быть уничтожены. Но поскольку антима-
териальная частица никогда не создавалась, ее невозмож-
но уничтожить. Это подтверждается и в «Бхагавад-гите»:
Антиматериальная частица — живая сила — никогда
не рождается и не создается. Она вечна. Не сущест-
вует даты ее рождения и смерти. Она не подвержена
повторяющимся рождениям и смертям. Она сущест-
вует вечно, и потому нет ничего старее ее, но несмо-
тря на это она всегда свежа и нова. Материальная
частица подвержена разрушению, но на антиматери-
альную частицу этот закон не распространяется.
Это утверждение справедливо как в отношении антима-
териальной частицы, так и в отношении антиматериальной
вселенной. Даже после уничтожения материальной вселен-
ной антиматериальная вселенная продолжает существо-
вать. Далее это будет объясняться более подробно.
Из «Бхагавад-гиты» ученый может узнать также следу-
ющее:
Мудрец, в совершенстве познавший нетленную сущ-
ность антиматериальной частицы, знает, что ее не-
возможно уничтожить никаким способом.
Ученые-атомщики могут помышлять об уничтожении
материального мира с помощью ядерного оружия, но этим
оружием нельзя разрушить антиматериальный мир. Ниже
приводятся более подробные сведения об антиматериаль-
ной частице:
Ее невозможно рассечь на куски никаким материаль-
ным оружием и сжечь огнем, смочить водой, иссу-
шить ветром или испарить. Она неделима, нераство-
рима и не горит в огне. Она вечна и потому может
войти в любое тело и покинуть его. Она неизменна
по природе, она никогда не меняет своих свойств. Ее
невозможно объяснить, потому что ее качества про-
тивоположны материальным. Обыкновенным умом
не постичь ее. Она не знает изменений. И потому не
стоит скорбеть над ним, вечным, антиматериальным
началом.
Таким образом, в «Бхагавад-гите» и других ведических
писаниях признается, что высшая энергия (антиматериаль-
ное начало) — это живая сила, или живой дух, называе-
мый дживой. Эту живую частицу невозможно получить в
результате соединения материальных