элементов. Извест-
но восемь материальных первоэлементов низшей энергии:
1)земля, 2)вода, 3)огонь, 4)воздух, 5)эфир, 6)ум, 7)разум
и 8)эго. Но есть еще и живая сила, или антиматериаль-
ное начало, которое называют высшей энергией. Они на-
зываются «энергиями», потому что находятся под властью
и контролем верховного живого существа, Личности Бога
(Кришны).
Долгое время материалисты не выходили за пределы пе-
речисленных восьми элементов. Приятно сознавать, что
теперь у них есть некоторые элементарные понятия об ан-
тиматериальном начале и об антиматериальной вселенной.
Надеемся, что со временем они смогут по достоинству оце-
нить антиматериальный мир, в котором нет и намека ни на
что материальное. Само слово «антиматериальный» уже
говорит о том, что свойства этого мира противоположны
материальным.
Но, разумеется, встречаются и те, кто дает собственное
спекулятивное толкование антиматериального. Их можно
разделить на две основные группы, и для каждой из них
характерны свои заблуждения. Первая группа (вульгарные
материалисты) либо прямо отрицает существование анти-
материального начала, либо признает только распад мате-
риальных структур, происходящий на определенном эта-
пе (то есть смерть). Другая группа противопоставляет ан-
тиматериальное начало двадцати четырем категориям ма-
териального. Это последователи школы санкхйи. Они де-
тально изучают материальные элементы и в результате
признают существование трансцендентного (антиматери-
ального) элемента, но только бездеятельного. Однако все
эти теоретики сталкиваются с определенными трудностя-
ми, так как строят свои предположения, используя низшую
энергию. Они не получают информацию свыше. Но чтобы
иметь реальные представления об антиматериальном эле-
менте, необходимо подняться на трансцендентный уровень
высшей энергии. И бхакти-йога — это истинная деятель-
ность высшей энергии.
Находясь в материальном мире, невозможно постичь ис-
тинное положение антиматериального мира. Однако Вер-
ховный Господь, повелитель как материальных, так и ан-
тиматериальных энергий, по Своей беспричинной милости
нисходит в этот мир и дает нам исчерпывающую инфор-
мацию об антиматериальном мире. Только так можно по-
знать антиматериальный мир. Говорится, что и Верховный
Господь, и живые существа по своей природе антимате-
риальны. Поэтому тщательное изучение живых существ
даст нам представление о Верховном Господе. Каждое жи-
вое существо — личность. Следовательно, и верховное жи-
вое существо должно быть личностью — верховной лич-
ностью. В ведических писаниях справедливо утверждает-
ся, что верховная личность — это Кришна. Имя «Кришна»,
указывающее на Верховного Господа, действительно един-
ственное имя, несущее в себе смысл высшего порядка. Он
управляет и материальной, и антиматериальной энергия-
ми, и слово «Кришна» означает, что Он — верховный пове-
литель. В «Бхагавад-гите» Господь подтверждает это:
Есть два мира — материальный и антиматериальный.
Материальный образован качественно низшей энер-
гией, включающей восемь материальных первоэле-
ментов. Антиматериальный образован качественно
высшей энергией.
Щуоте Пара = И материальная, и антиматериальная энергии ис-
ходят из Высшей Трансцендентности, Личности Бо-
га, поэтому справедливо заключить, что Я (Господь
Кришна) — изначальная причина всего: и созидания, и
разрушения.
Две энергии Господа (низшая и высшая) проявляют и
материальный, и духовный миры, поэтому Его называют
Высшей Абсолютной Истиной. В «Бхагавад-гите» Господь
Кришна объясняет это так:
О Арджуна, Я — высочайший принцип трансценден-
тного, и нет ничего превыше Меня. Все сущее по-
коится на Моих энергиях, подобно жемчужинам, на-
низанным на нить.
Давным-давно, задолго до открытия антиматериальных
частиц и антиматериальных миров, они были описаны на
страницах «Бхагавад-гиты». Там говорится, что филосо-
фия, изложенная в ней, до этого была передана богу Солн-
ца, а это значит, что принципы «Бхагавад-гиты» были да-
ны Личностью Бога задолго (не менее чем за 120 000 000
лет) до битвы на Курукшетре. Современная наука откры-
ла лишь крупицы тех истин, о которых можно узнать из
«Бхагавад-гиты».
В «Бхагавад-гите» также говорится об антиматериаль-
ном мире, и, основываясь на этой информации, можно ка-
тегорично заключить, что антиматериальный мир распо-
ложен в антиматериальном небе, называемом санатана-
дхамой (вечной природой).
Материальный мир создается из материальных, а анти-
материальный со всеми его атрибутами — из антиматери-
альных атомов. Антиматериальный мир населен антимате-
риальными живыми существами. В антиматериальном ми-
ре нет мертвой материи. Там все живое, а Верховной Лич-
ностью в этом царстве является Сам Бог. Жизнь обитате-
лей антиматериального мира, их знание и блаженство веч-
ны, так как они наделены всеми качествами Бога.
Высшая планета материального мира называется Сатья-
локой, или Брахмалокой. На ней живут существа, обла-
дающие величайшими талантами. Правит Брахмалокой
Брахма, первое из сотворенных существ этого материаль-
ного мира. Брахма — живое существо, подобное нам, но
он — самая одаренная личность материального мира. Он
не настолько одарен, чтобы находиться на одном уровне
с Богом, но относится к тем живым существам, которые
подчиняются непосредственно Богу. И Бог, и живые су-
щества принадлежат антиматериальному миру. Поэтому,
занявшись изучением природы антиматериального мира:
каким образом он управляется, каков облик живых су-
ществ, его населяющих, кто им правит и так далее, — уче-
ные принесут пользу всем. Из всех ведических писаний
наиболее подробно эти вопросы освещаются в «Шримад-
Бхагаватам». «Бхагавад-гита» — это введение в «Шримад-
Бхагаватам». Ученым нужно внимательно изучить эти две
основные книги знания. В этих книгах ученые смогут най-
ти много новых направлений развития науки, и информа-
ция, содержащаяся в них, послужит основой многих буду-
щих открытий.
Трансценденталисты и материалисты — два разных
класса людей. Трансценденталист получает знания из ав-
торитетных писаний, в частности из Вед. Ведическая лите-
ратура написана авторитетными людьми, принадлежащи-
ми к цепи трансцендентной ученической преемственности.
Эта цепь ученической преемственности (парампара) также
упоминается в «Бхагавад-гите». Кришна говорит в «Бхага-
вад-гите», что сотни тысяч лет назад «Гита» была поведана
богу Солнца, передавшему это знание своему сыну Ману,
прародителю нынешнего поколения людей. Ману в свою
очередь передал это трансцендентное знание своему сыну,
царю Икшваку, основателю династии, в которой явился
Шри Рама, Личность Бога. В то время, когда явился Гос-
подь Кришна (пять тысяч лет назад), эта цепь ученической
преемственности была прервана, поэтому Кришна повто-
рил «Бхагавад-гиту» Арджуне, который стал первым уче-
ником, получившим эти знания в нашу эпоху. Следователь-
но, современные трансценденталисты принадлежат к цепи
ученической преемственности, которая началась с Арджу-
ны. Не утруждая себя материалистическими исследовани-
ями, трансценденталист в совершенстве постигает приро-
ду материи и антиматерии, получая знания по цепи учени-
ческой преемственности и тем самым избавляя себя от не-
нужных хлопот.
Но упрямые материалисты не верят в существование
антиматериальных миров Личности Бога, поэтому они не-
счастные создания, хотя среди них встречаются и очень
одаренные, образованные и высокоразвитые во всех дру-
гих отношениях люди. Они сбиты с толку влиянием ма-
териального бытия и ничего не знают об антиматериаль-
ном. Поэтому сам факт, что ученые-материалисты посте-
пенно приближаются к сфере антиматериального — хоро-
ший признак. Возможно даже, они настолько продвинут-
ся в своих исследованиях, что смогут подробнее узнать об
антиматериальном мире, где в окружении живых существ,
служащих Ему, правит Личность Бога. Служащие Богу
живые существа качественно равны Ему, но в то же вре-
мя и подчинены, так как являются Его слугами. В антима-
териальном мире нет различий между властвующим и под-
властным — там совершенные и абсолютно не материаль-
ные взаимоотношения.
По своей природе материальный мир подвержен разру-
шению. Согласно «Бхагавад-гите», в предположении уче-
ных-физиков о том, что в случае столкновения материаль-
ных и антиматериальных миров произойдет их взаимоу-
ничтожение, есть доля истины. Материальный мир сотво-
рен постоянно меняющимися гунами (качествами) приро-
ды. Эти качества (гуны) известны как саттва (благость),
раджас (страсть) и тамас (невежество). Материальный
мир создает раджа-гуна, поддерживает саттва-гуна и уни-
чтожает тама-гуна. Эти три гуны присутствуют повсюду в
материальном мире, поэтому каждый час, каждую минуту
и секунду в материальной вселенной идут процессы сози-
дания, поддержания и уничтожения. Высшая планета ма-
териальной вселенной — Брахмалока — также подверже-
на влиянию этих гун природы, хотя известно, что продол-
жительность жизни на ней вследствие преобладания влия-
ния саттва-гуны равна 4 300 000 х 1 000 х 2 х 30 х 12 х 100
солнечных лет. Но, несмотря на такую продолжительность
жизни на ней, Брахмалока также подвержена разрушению.
И хотя по сравнению с земной продолжительность жизни
на Брахмалоке фантастически велика, это лишь краткий
миг в сравнении с вечной жизнью нематериальных миров.
Поэтому Господь Шри Кришна, поведавший «Бхагавад-ги-
ту», говорит о превосходстве антиматериальной вселен-
ной, которая является Его обителью.
Как указывает Господь Кришна, по истечении 4 300 000 х
х 1 000 х 2 х 30 х 12 х 100 солнечных лет все планеты мате-
риальной вселенной будут уничтожены, и одновременно
произойдет материальное уничтожение всех живых су-
ществ, населяющих их. По своей природе живое сущест-
во — антиматериальная частица, но если оно не займется
антиматериальной деятельностью и не поднимется в сфе-
ру антиматериальных миров, то во время уничтожения ма-
териальных миров подвергнется материальному уничто-
жению. С рождением новой материальной вселенной ему
придется опять родиться в материальной форме. Иными
словами, оно обречено на муки в цикле рождения и смер-
ти. Только те живые существа, которые во время прояв-
ленной стадии материального существования обратят-
ся к любовному служению Личности Бога, покинув мате-
риальное тело, обязательно перенесутся в антиматери-
альные миры. Бессмертие обретут только те, кто вернется
к Богу, встав на путь антиматериальной деятельности.
Что же такое антиматериальная деятельность? Это ле-
карство. Когда человек болен, он идет к врачу, и тот про-
писывает ему лекарства, принимая которые больной со
временем выздоравливает. Материалист тоже болен, и ему
нужно обратиться к опытному врачу-трансценденталисту.
Чем же он болен? Он страдает из-за повторяющихся рож-
дений, смерти, старости и болезней. Но стоит ему согла-
ситься пройти курс лечения по методу «возвращения к Бо-
гу», и он сможет перенестись в антиматериальный мир, где
его ждут не рождение и смерть, а вечная жизнь.
Существуют два вида уничтожения материального ми-
ра. Частичное уничтожение повторяется через каждые
4 300 000 х 1 000 лет, то есть в конце каждого дня Брах-
малоки, высшей материальной планеты. Во время частич-
ного уничтожения такие высшие планеты, как Брахмало-
ка, сохраняются, но в конце каждого периода, равного
4 300 000 х 1 000 х 2 х 30 х 12 х 100 солнечных лет, все кос-
мическое проявление погружается в антиматериальное те-
ло (откуда исходят и проявляются материальные первоэле-
менты и куда они погружаются после уничтожения). Ан-
тиматериальный мир, находящийся далеко за пределами
материального неба, не уничтожается никогда. Он погло-
щает материальный мир. Возможно, ученые правы, когда
предполагают, что между материальным и антиматериаль-
ным мирами происходят столкновения, в результате кото-
рых гибнут материальные миры, однако антиматериаль-
ные миры не подвержены уничтожению. Вечно сущест-
вующий антиматериальный мир недоступен ученому-ма-
териалисту. Он может знать о нем только то, что
принципы, на которых основано существование антима-
териального мира, противоположны гунам материально-
го мира. Подробные сведения об антиматериальной все-
ленной можно получить только из незамутненного источ-
ника — от освобожденных учителей, полностью осознав-
ших природу антиматериального начала. Смиренный уче-
ник Личности Бога получает эту информацию из уст свое-
го учителя.
Именно так ведическое знание было вложено в сердце
Брахмы, первого живого существа материального мира.
Брахма передал это знание мудрецу Нараде Муни. Таким
же образом и бог Солнца Вивасван услышал «Бхагавад-ги-
ту» от Личностью Бога, Шри Кришны, а когда процесс уст-
ной передачи по цепи ученической преемственности был
нарушен, Господь Кришна повторил «Бхагавад-гиту» Ар-
джуне на поле битвы Курукшетра. Тогда, чтобы получить
трансцендентное знание от Шри Кришны, Арджуна принял
на себя роль Его ученика. Чтобы рассеять сомнения, ко-
торые могли возникнуть у вульгарных материалистов, Ар-
джуна задал необходимые вопросы, а Кришна дал на них по-
нятные любому мирскому человеку ответы. Лишь те, кто
зачарован блеском материального мира, не могут признать
авторитет Господа Шри Кришны. Для того чтобы до кон-
ца постичь антиматериальный мир, необходимо полно-
стью очистить свое существование и сердце. Бхакти-йо-
га — это трансцендентная деятельность, описанная с науч-
ной точностью, которая рекомендуется и неофитам, и тем,
кто достиг вершин йоги.
Материальный мир — всего-навсего