Фактически, развив в се-
бе совершенную любовь к Богу, преданный уже достигает
духовного уровня, даже находясь в грубом материальном
теле. Его можно сравнить с раскаленным докрасна желе-
зом, которое, соприкасаясь с огнем, перестает быть желе-
зом и действует как огонь. Это возможно только благода-
ря загадочной и непостижимой энергии Господа, измерить
и оценить которую материальная наука не способна. По-
этому надо посвятить себя преданному служению с абсо-
лютной верой, а чтобы укрепить веру, нужно искать обще-
ства истинных преданных Господа, общаясь с ними лично
(если это возможно) или думая о них. Общение с предан-
ными постепенно приведет к настоящему преданному слу-
жению Господу, и это мгновенно устранит все материаль-
ные сомнения. Идущий этим путем сам прочувствует все
эти стадии духовного познания, что укрепит его веру в то,
что он действительно прогрессирует, продвигаясь по пути,
ведущему на духовное небо. И тогда у него появится иск-
ренняя привязанность к Господу и Его обители. Таков про-
цесс постепенного развития любви к Богу, которая являет-
ся самой насущной потребностью человека.
Из истории мы знаем о великих личностях: мудрецах,
царях и др., — следовавших этим путем и достигших совер-
шенства. Среди них есть такие, кто добился успеха, с верой
и твердостью занимаясь всего лишь одним видом предан-
ного служения. Вот некоторые из них:
1.Император Парикшит поднялся на духовный уровень,
слушая Шри Шукадеву Госвами, великого авторитета в
преданном служении.
2.Шри Шукадева Госвами достиг того же, слово в слово
повторяя трансцендентное послание, полученное от свое-
го великого отца Шри Вйасадевы.
3.Император Прахлада, выполняя указания Шри Нара-
ды Муни, великого святого и преданного, постоянно пом-
нил о Господе и тем самым добился успеха в духовной
практике.
4.Лакшмиджи, богиня процветания, достигла успеха, си-
дя у лотосных стоп Господа и служа им.
5.Царь Притху достиг совершенства, поклоняясь Госпо-
ду.
6.Колесничий Акрура достиг успеха, вознося молитвы
Господу.
7.Хануман (Махавира), прославленный преданный Гос-
пода Шри Рамачандры, имеющий не человеческую форму
тела, добился успеха, выполняя приказания Господа.
8.Арджуна, великий воин, достиг того же совершенства,
просто поддерживая дружеские отношения с Господом,
который поведал «Бхагавад-гиту», чтобы просветить Ар-
джуну и его последователей.
9.Император Бали достиг успеха, отдав Господу все,
Таковы девять основных видов преданного служения
Господу, и ученик может по своему выбору следовать одно-
му из них или двум, трем, четырем, а то и сразу всем. Лю-
бое служение Абсолюту само по себе абсолютно, и между
разными видами этого служения нет качественных или ко-
личественных различий, характерных для материального
уровня. На духовном уровне все равноценно, несмотря на
существование трансцендентного разнообразия. Импера-
тор Амбариша добился полного успеха, следуя всем девяти
методам. Он погрузил свой ум в размышления о лотосных
стопах Господа, свою речь занял рассказами о духовном
мире, а руки — наведением порядка в храме Господа. Его
уши смиренно внимали словам Господа Шри Кришны, глаза
созерцали мурти Господа, а тело касалось тел преданных.
Его ноздри вдыхали аромат цветов, предложенных Госпо-
ду, язык пробовал пищу, предложенную Господу, ноги при-
водили его в храм Господа, и вся его жизненная энергия
была направлена на служение Господу — у него не остава-
лось ни малейшего желания удовлетворять свои чувства.
Занявшись этой деятельностью, он достиг высшего совер-
шенства, по сравнению с которым достижения материаль-
ной науки кажутся ничтожными.
Поэтому каждому человеку необходимо следовать этим
принципам духовного самоосознания, чтобы сделать свою
жизнь совершенной. Единственная обязанность челове-
ка — постичь свою духовную природу, но, к сожалению, в
современном человеческом обществе люди слишком заня-
ты выполнением своего патриотического долга. На самом
же деле обязанности по отношению к своей нации, общест-
ву и всему человечеству связывают только того, кто забыл
про свои духовные обязанности. Не успев родиться на Зем-
ле, человек оказывается в долгу не только перед нацией,
обществом и человечеством, но и полубогами, дающими
воздух, свет, воду и т.д. Он в долгу и перед великими мудре-
цами, подарившими миру бесценные знания, которыми он
руководствуется в своей жизни. У него есть обязанности
по отношению к всевозможным живым существам, пред-
кам, членам своей семьи и т.д., и т.п. Но если он выполня-
ет одну-единственную обязанность — своего духовного со-
вершенствования — то все остальные обязанности отпада-
ют сами собой, без каких-либо дополнительных усилий.
Преданный Господа никогда ничего не делает во вред
обществу, а наоборот, приносит ему огромную пользу.
Искреннего преданного не привлекает греховная деятель-
ность, поэтому как только человек становится чистым пре-
данным, он способен бескорыстно трудиться во имя мира
во всем обществе и его процветания, принося неоценимое
благо каждому его члену как в этой жизни, так и в следу-
ющей. И даже если такой преданный совершит проступок,
Господь Сам мгновенно исправит его. Поэтому преданно-
му не нужно углублять свои материальные познания или,
отказываясь от всего мирского, становиться отшельником.
Он может жить дома и спокойно заниматься преданным
служением независимо от своего духовного статуса или се-
мейного положения. История знает примеры, когда очень
жестокие люди становились мягкосердечными, просто за-
нимаясь преданным служением. Чистый преданный естест-
венным образом и без дополнительных усилий обретает
знания и избавляется от дурных наклонностей.
Искусство духовного самосовершенствования и наука
преданного служения — величайший дар индийских му-
дрецов миру. Поэтому каждый, кто родился в Индии, обя-
зан достичь совершенства, соблюдая принципы этого ве-
ликого искусства и науки, и распространить их по всему
миру, где еще не знают о высшей цели жизни. Предна-
значение человеческой цивилизации — достичь этой ста-
дии совершенства, постепенно углубляя знания. Но индий-
ские мудрецы уже достигли этого совершенства. Зачем же
остальным многие тысячи лет ждать восхождения на вер-
шину? Почему не дать им эти приведенные в систему зна-
ния немедленно, тем самым сэкономив время и энергию?
Они должны использовать свой шанс в этой жизни, так как
добивались ее, быть может, миллионы лет.
Один русский литератор во всеуслышание заявляет, что
бессмертия можно достичь с помощью научного про-
гресса. При этом он, разумеется, не верит в существова-
ние Верховного Существа — творца. И все же мы привет-
ствуем его идею, так как знаем, что истинный научный
прогресс несомненно поднимет человека на духовное небо
и откроет ученым существование верховного творца, без-
граничные возможности которого не умещаются в рамках
представлений материалистической науки.
Как уже говорилось, каждое живое существо имеет веч-
ную форму, но оно вынуждено менять свои внешние обо-
лочки: грубые и тонкие тела — этот процесс смены тел мы
и называем жизнью и смертью. До тех пор пока живое су-
щество находится в оковах материального рабства, ему не
избежать смены тел даже на самом высоком уровне мате-
риальной жизни. Русский литератор может фантазировать,
как это водится среди писателей, но более здравомысля-
щие люди, обладающие некоторым знанием законов при-
роды, не согласятся с тем, что в этом материальном мире
возможна вечная жизнь.
Общие закономерности материальной природы естест-
воиспытатель может проследить на примере изучения раз-
вития плода. Развиваясь из цветка, маленький плод неко-
торое время растет на ветке, увеличивается в размерах, со-
зревает, а затем с каждым днем увядает, пока в конце кон-
цов не падает на землю. Там он начинает разлагаться, пока
не смешается с землей, оставив после себя семя, которое в
свою очередь позже превратится в дерево. В положенный
срок на нем появится много плодов, которые ожидает та
же участь. И так повторяется снова и снова…
По аналогии с этим, живое существо (духовная искра,
часть Верховного Существа) после полового контакта по-
лучает свою органическую форму во чреве матери. День
за днем оно развивается в материнской утробе, затем поя-
вляется на свет, растет, становится ребенком, подростком,
юношей, взрослым, а затем дряхлеет и умирает вопреки
надеждам и несбыточным мечтам писателей. Сравнитель-
ный анализ, таким образом, показывает, что между чело-
веком и плодом практически нет разницы. Подобно пло-
ду, человек может оставить после себя семена, родив мно-
го детей, но по закону материальной природы он не может
вечно существовать в своем материальном теле.
Кто может пренебречь законами материальной приро-
ды? Ни один ученый-материалист, как бы он ни хвастался,
не в силах изменить строгие законы природы. И ни один
астроном и естествоиспытатель также не в состоянии из-
менить орбиты планет. Они способны только соорудить
крохотную игрушечную планету и назвать ее спутником.
Это может произвести впечатление на неразумных детей,
которые начинают воздавать великие почести изобретате-
лям спутников и ракет. Но здравомыслящие люди намного
выше оценивают деятельность создателя гигантских спут-
ников: Солнца, звезд и планет, которые ученый-материа-
лист не в состоянии даже сосчитать. Если у игрушечных
спутников есть создатель в России или в Америке, естест-
венно предположить, что гигантские спутники имеют сво-
его создателя в духовном небе. И если столько умов уче-
ных билось над конструированием игрушечного спутника
и выведением его на орбиту, то как же тонок и совершенен
должен быть ум, создавший звездные галактики и удержи-
вающий их на орбитах? Атеисты пока не смогли ответить
Неверующие выдвигают собственные теории сотворе-
ния мира, которые, как правило, завершаются утвержде-
ниями типа «это трудно понять», «наше воображение не
в силах представить себе этого, но это вполне возможно»
или «это непостижимо» и т.п. Это значит, что их сведения
не имеют под собой авторитетной базы и не подтвержда-
ются наукой. Они просто выдумывают все это. Авторитет-
ную же информацию можно получить из «Бхагавад-гиты».
В «Бхагавад-гите», к примеру, говорится, что в материаль-
ном мире есть живые существа, продолжительность жиз-
ни которых равна 4 300 000 х 1 000 х 2 х 30 х 12 х 100 сол-
нечных лет. Для нас «Бхагавад-гита» обладает непререка-
емым авторитетом, потому что ее авторитет признавали
великие мудрецы Индии: Шанкарачарйа, Шри Рамануджа-
чарйа, Шри Мадхвачарйа и Шри Чаитанйа Махапрабху. В
«Бхагавад-гите» говорится, что все сложные формы мате-
риального мира, вне зависимости от продолжительности
их существования, подвержены распаду и смерти.
Следовательно, все материальные формы подчинены
законам изменения, хотя потенциально материальная
энергия сохраняется. Потенциально все вечно, но в мате-
риальном мире материя принимает какую-то форму, неко-
торое время сохраняет ее, достигает зрелости, затем старе-
ет, увядает и в конце концов исчезает. Это происходит со
всем материальным. Предположение материалистов о том,
что за пределами материального неба существует «какая-
то иная форма», недоступная нашему видению, странная
и непостижимая — всего лишь робкий намек на существо-
вание духовного неба. Но элементарная духовная частица
находится гораздо ближе — она в каждом живом сущест-
ве. Если в материальном теле нет этой духовной частицы,
в нем нет и жизни. К примеру, тело ребенка развивается и
изменяется, потому что в нем находится духовная частица.
Но стоит духу покинуть тело, как развитие прекращается.
Этот закон приложим ко всему материальному. Вступая в
контакт с духом, материя преобразуется из одной формы
в другую. Без духа все эти превращения невозможны. По
этому же закону развивается вся вселенная. Она исходит
из энергии Трансцендентного благодаря Его духовной силе
и затем развивается в такие гигантские формы, как Солн-
це, Луна, Земля и другие. Существует четырнадцать видов
планетных систем, различающихся по размерам и свойст-
вам, все они подчиняются общему закону развития. Все со-
здает духовная сила, и то же духовное начало является при-
чиной превращений, переходов материи из одного состоя-
ния в другое и ее развития.
Разумеется, жизнь, вопреки утверждениям некоторых
глупцов, не возникает только вследствие взаимодействия
материальных элементов, например, в результате химичес-
кой реакции. Материальные взаимодействия приводятся в
движение по воле верховного существа, которое создает
благоприятные условия для вселения духовной силы в ма-
териальную форму. Высшая энергия манипулирует мате-
рией в соответствии с волей духовного существа. К при-
меру, строительные материалы сами по себе не «взаимо-
действуют» друг с другом и ни с того ни с сего не прини-
мают вид