и достигают высшего совершенства в бхакти-йоге,
как это утверждается в Бхагавад-Гите: йогинам апи сарвешам, мад-гате-
нантор атмана, шрадхаван бхаджате йо мам, са ме йуктатамо матах.
31. Есть четыре признака осени: облака рассеиваются, сорняки увя-
дают, грязные дороги и поля высыхают, вода становится кристально чис-
той. Эти признаки сравнимы с четырьмя укладами жизни. В системе вар-
нашрамы ученик приходит в ашрам учителя, чтобы получить наставления и
служить ему, его тревоги исчезают, когда он узнает о своих взаимоотно-
шениях с Шри Кришной, Личностью Бога. Точно также, как облако более не
тяготит бремя воды, ученик обнаруживает, что служение учителю стано-
вится для него не обременительным. Домохозяева, зачинающие детей без
ограничений, похожи на сорняки в пору дождей. В безбожной цивилизации
нежелательное население не контролируется. Добровольный контроль сек-
суальной жизни возможен когда человек занят служением Господу. Когда
преданные Господа привлечены красотой трансцендентальности, они воз-
держиваются от чувственного наслаждения. Принудительное воздержание не
работает долго. Человека должна привлекать красота трансцендентальнос-
ти. Человек откажется от низшего качества наслаждения, когда ощутит
вкус высшего качества духовного наслаждения. Ванапрастхи добровольно
воздерживаются от омовений, позволяют расти бороде и ногтям и не чув-
ствуют неудобств с тех пор, как заняли себя служением Господу. Тем бо-
лее это относится к монахам, давшим обет целебата и утвердившимся в
служении Господу. Они не испытывают сексуальных желаний. Следова-
тельно, преданное служение Господу играет важнейшую роль. Без связи с
Господом все регулирующие принципы варны и ашрамы становятся обремени-
тельными, как это и происходит в век Кали: варны деградируют в касто-
вую систему, ашрамы становятся уделом лавочников и владельцев магази-
нов. Все эти аномалии социальной системы могут быть изменены только
через развитие духовной культуры человека, то есть через преданное
служение Господу.
32. Прекрасные белые облака, освободившись от бремени распростране-
ния воды, плывут высоко в небе, подобно отшельникам, чья жизнь более
не отягощена выполнением семейных обязанностей. Семейный человек всег-
да полон тревог и забот. Уклады жизни, запланированные в системе вар-
нашрамы научны и кооперативны. В период ученичества человек обучается
принципами жизни. Став домохозяином он должным образом выполняет обя-
занности семейного человека. После 50 лет он готовится к жизни санья-
си. Домохозяин должен поддерживать членов других ашрамов: брахма-
чарьев, ванапрастх, саньяси. Каждый в обществе получает возможность
принять более высокий уклад духовной жизни, а домохозяева не пренебре-
гают никем. Брахмачарьи, ванапрастхи, саньяси сводили свои потребнос-
ти к минимуму, их легко было поддерживать.В Кали-югу вся система пере-
вернута с ног на голову. Ученик живет в роскоши за счет своего отца.
Получив образование и став домохозяином, избалованный студент цепляет-
ся за каждую монету, чтобы жить комфортно, он не хочет потратить и ко-
пейки на ванапрастх и саньяси. Сегодняшние ванапрастхи и саньяси — это
люди, потерпевшие крах в семейной жизни, и они пытаются построить еще
один дом под именем саньяса-ашрама и наслаждаться роскошью за счет
других. Варны и ашрамы превратились в трансцендентный обман. Но это не
значит,что вних нет реальности. Саньяса-ашрама предназначена для из-
бавления от всех тревог, и ее целью является возвышение падших душ.
33. В лесу есть водопады, но иногда в них иссякает вода, поэтому во-
допады не похожи на обыкновенный ливень. Они подобны великим реформа-
торам, которые то говорят, то молчат, подчиняясь велению времени. Есть
два типа религиозных проповедников. Одних называют профессиональными
проповедниками, а других — ачариями. Профессиональные проповедники по-
добны дождю с неба, но ачарии похожи на водопады. Профессиональные
чтецы Бхагаватам и Рамаяны говорят о той части писания, которая больше
всего взывает к мирским чувствам слушателей, например, они рассуждают
о раса-лиле, которая непосвященному кажется чем-то похожим на дей-
ствия обыкновенных мужчин и женщин. Но ачария никогда не говорит с ши-
рокой публикой о раса-лиле. Главы Бхагаватам о раса-лиле — это самая
сокровенная часть писания, и они предназначены для продвинутых в ду-
ховной реализации учеников. В Бхагаватам двенадцать песен, раса-лила
описывается в десятой. Пока кто-либо подходит к десятой песне, Бхага-
ватам пытается убедить его в трансцендентной природе истины. Пока че-
ловек не понял этого, он будет принимать Господа за обыкновенного че-
ловека и следовательно, наносить оскорбления Его Лотосным стопам. Ача-
рия в совершенстве знает священные писания и наставляет учеников по
мере их понимания и продвижения в духовном самоосознании. Поэтому он
иногда говорит, а иногда молчит. Потоки дождя и водопады суть одно,
однако вода водопадов оказывает другой эффект. Не следует получать
послания из уст профессиональных чтецов, как не следует пить молоко, к
которому прикоснулось жало змеи. Ачария не корыстный исполнитель кап-
ризов публики. Небольшие лужицы осенью постепенно высыхают. Маленькие
существа, резвящиеся в этих лужицах не знают, что дни их сочтены. Они
похожи на неразумных людей, которые не думают о смерти, а погружаются
в наслаждения семейной жизни. Глупые политики слишком привязаны к се-
мейной жизни. Обыкновенный семьянин привязан к жене и детям, а большие
политики это чувство семьи расширяют на большой круг людей, попадая в
ловушку ложного престижа, почестей, личных амбиций. Даже находясь на
смертном одре, они думают, что без него все пойдет прахом. Он не ви-
дит того, что многие пришли и ушли, и мир ничего не потерял и не
приобрел. Эти большие и маленькие люди подобны малькам в лужицах воды.
Человеческая жизнь должна состоять из жизни в ученичестве, жизни домо-
хозяина, подготовительной стадии жизни и жизни, посвященной служению
Господу. Человек в возрасте 50 лет должен отойти от всех видов семей-
ной жизни, большой и маленькой, и подготовится к следующей жизни. Жизнь
вечна и продолжается после смерти. Только тело меняется — либо духов-
но, либо материально. Человек, если и не желает возвращаться к Богу,
должен знать, какое тело ждет его в качестве награды и уже сейчас го-
товиться к лучшей жизни. Когда лужицы становятся горячими, бедные кро-
шечные существа ужасно страдают, как и несчастные домохозяева со слиш-
ком большой семьей. Человеку нужно обуздывать чувства, потому что не-
контролируемые чувства — причина материального рабства. Все люди вы-
полняют утомительные обязанности и днем и ночью, и во все времена го-
да только ради чувственной близости со своими супругами. Они не знают
о другом наслаждении. В безбожной цивилизации чувственное удо-
вольствие подается под видом культуры и философии и является центром
всего. Люди, которые без ума от этого удовольствия, называются крипа-
нами. Когда у крипанов много детей они страдают от палящего жара се-
мейной жизни. Подобные им лидеры считают, что чувственные удо-
вольствия не должны ограничиваться, а контроль рождаемости осущес-
твлять искусственными мерами, то есть убийством эмбриона ребенка (э-
тот метод называется бхруна-хатья). Особый ад предназначен для тех,
кто совершает подобные убийства. Человек должен заботиться о развитии
своей духовности, это защитит его от тревог и замешательств и возвы-
сит его до вечного наслаждения, которое дает общение с Личностью Бога,
Шри Кришной. Осенью земля постепенно высыхает, растительность начи-
нает увядать. Это напоминает постепенное исчезновение чувства ложной
родственности и ложного эго. Покрыта невежеством, страстью и так назы-
ваемой благостью духовная душа считает себя центром всего, отождес-
твляет душу с телом. Это все постепенно блекнет по мере духовного рос-
та человека. Прогресс в духовном развитии вызывает разрушение ложного
эго и уменьшает привлекательность материи. Конечная цель духовной
культуры человека — осознание Бога и предание себя Богу с полным пони-
манием Его всепроникающей природы.Когда освобожденная душа предается
лотосным стопам всепроникающего Господа, океан неведения становится
для нее таким же, как лужица от телячьего копытца. Она входит в духов-
ное царство и у нее нет ничего общего с несчастной землей материально-
го мира. Никто не может приспособиться к страданиям материального су-
ществования, но развивая духовность, человек возвышается над реалиями
несчастной жизни. Мякоть сухого кокосового ореха отделяется от скорлу-
пы. Точно также скорлупа или грубые и тонкие материальные оболочки ду-
ши слетают с духовной души и она пребывает тогда в духовном мире, на-
ходясь внутри этой оболочки. Эта свобода от чувства ложного эго назы-
вается освобождением души. Когда осень вступает в силу, бурное море
становится тихим и спокойным, напоминая философа, который достиг само-
реализации и которого больше не беспокоят гуны материальной природы. В
результате самореализации утихают шторма желания и вожделения. Это
прекращение шторма не означает, что море стало пассивным, теперь нави-
гационные работы выполняются без помех. В Индии на морском берегу про-
водится церемония, известная как «день кокоса». Морю предлагается ко-
косовый орех за то, что оно стало умиротворенным и с этого дня суда
уходят в плавание к чужим берегам. Гуны природы делят действия челове-
ка на внешние и внутренние. Пока человек находится в гуне страсти и
невежества он активен в желании и похоти, такие люди называются асура-
ми, они охотятся за женщинами и деньгами. В результате асурической ци-
вилизации человеческое общество похоже на штормовое море. Слишком
«внешний» взгляд на мир вызывает бурный рост крупно-масштабной промыш-
ленности, известный как угра-карма. Угра означает «трудный» или «тяже-
лый», а карма значит «задача». Асурические лидеры никогда не откажут-
ся от таких полных вожделений предприятий, пока с ними не покончат за-
коны природы. Но у людей в гуне благости интроспективный ум, они в
преклонном возрасте посвящают свое время духовному развитию. Удаление
от дел после 50 лет должно быть обязательным. Величайшими врагами
прогрессивной духовной культуры являются старые ископаемые политичес-
кие партии, которые слепы сами и пытаются вести других слепцов. После
сезона дождей крестьяне восстанавливают ограждения, чтобы сохранить
воду, также и йоги используют накопленную энергию для самореализации.
Живое существо является пограничной энергией Абсолютной Личности Бога.
Если энергия используется внутренне, она отождествляется с внутренней
энергией Личности Бога, внешне — с Его внешней энергией. Все энергии —
это эманации Верховного, они действуют по разному, чтобы доказать
единство в многообразии. Единство — это Господь, а Его энергии пред-
ставляют многообразие. Все совершается естественным образом Его энер-
гиями в полном знании и абсолютном совершенстве. Внутренняя энергия и
пограничная энергия одного высшего качества, но внешняя энергия — это
энергия низшего качества. Эти сведения взяты из Бхагавад-Гиты. Живое
существо — это пограничная энергия и по качеству равна внутренней,
поэтому она должна сотрудничать с внутренней энергией, а иначе она по-
падает в затруднение. С помощью пратьякары /отвлечение внимания/ йога
отвлекает энергии от внешнего к внутреннему. Энергия наших чувств дол-
жна быть обращена, а не остановлена. Чувства должны быть очищены, что-
бы служить Господу, а не нарушать установленную Им гармонию. Ишопани-
шад наставляет, чтобы мы находили высшую волю в действии каждого кос-
мического творения. Если мы потратим свою жизнь на чувственные наслаж-
дения, у нас не будет близкой возможности получить человеческое тело.
Если чувства использовать должным образом в служении Господу. они мо-
гут достигнуть высочайшего совершенства непосредственного вовлечения
их в служении Господу в Его личном присутствии. Таким образом оно воз-
вращается обратно к Богу и занимается там личным служением Господу.
Это означает, что оно достигло самсиддхи-парамы, высшего совершенства.
Это подтверждается в Бхагавад-Гите. День и ночь осенью сильно отли-
чаются, днем палящий жар невыносим, ночью от лунного всета спокойно и
свежо. Так и Господь Шри Кришна несет успокоение и для гопи, и для
мирских людей. Пока человек принимает тело или ум за душу, он будет
несчастлив, как человек испытывающий жар осени. Но становясь предан-
ным Шри Кришны он начинает вести спокойную жизнь, как будто находит-
ся под прохладными лучами луны осенью. Господь Шри Кришна так милос-
тив, что Он нисходит