Скачать:TXTPDF
Свет Бхагаваты. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада

и достигают высшего совершенства в бхакти-йоге,

как это утверждается в Бхагавад-Гите: йогинам апи сарвешам, мад-гате-

нантор атмана, шрадхаван бхаджате йо мам, са ме йуктатамо матах.

31. Есть четыре признака осени: облака рассеиваются, сорняки увя-

дают, грязные дороги и поля высыхают, вода становится кристально чис-

той. Эти признаки сравнимы с четырьмя укладами жизни. В системе вар-

нашрамы ученик приходит в ашрам учителя, чтобы получить наставления и

служить ему, его тревоги исчезают, когда он узнает о своих взаимоотно-

шениях с Шри Кришной, Личностью Бога. Точно также, как облако более не

тяготит бремя воды, ученик обнаруживает, что служение учителю стано-

вится для него не обременительным. Домохозяева, зачинающие детей без

ограничений, похожи на сорняки в пору дождей. В безбожной цивилизации

нежелательное население не контролируется. Добровольный контроль сек-

суальной жизни возможен когда человек занят служением Господу. Когда

преданные Господа привлечены красотой трансцендентальности, они воз-

держиваются от чувственного наслаждения. Принудительное воздержание не

работает долго. Человека должна привлекать красота трансцендентальнос-

ти. Человек откажется от низшего качества наслаждения, когда ощутит

вкус высшего качества духовного наслаждения. Ванапрастхи добровольно

воздерживаются от омовений, позволяют расти бороде и ногтям и не чув-

ствуют неудобств с тех пор, как заняли себя служением Господу. Тем бо-

лее это относится к монахам, давшим обет целебата и утвердившимся в

служении Господу. Они не испытывают сексуальных желаний. Следова-

тельно, преданное служение Господу играет важнейшую роль. Без связи с

Господом все регулирующие принципы варны и ашрамы становятся обремени-

тельными, как это и происходит в век Кали: варны деградируют в касто-

вую систему, ашрамы становятся уделом лавочников и владельцев магази-

нов. Все эти аномалии социальной системы могут быть изменены только

через развитие духовной культуры человека, то есть через преданное

служение Господу.

32. Прекрасные белые облака, освободившись от бремени распростране-

ния воды, плывут высоко в небе, подобно отшельникам, чья жизнь более

не отягощена выполнением семейных обязанностей. Семейный человек всег-

да полон тревог и забот. Уклады жизни, запланированные в системе вар-

нашрамы научны и кооперативны. В период ученичества человек обучается

принципами жизни. Став домохозяином он должным образом выполняет обя-

занности семейного человека. После 50 лет он готовится к жизни санья-

си. Домохозяин должен поддерживать членов других ашрамов: брахма-

чарьев, ванапрастх, саньяси. Каждый в обществе получает возможность

принять более высокий уклад духовной жизни, а домохозяева не пренебре-

гают никем. Брахмачарьи, ванапрастхи, саньяси сводили свои потребнос-

ти к минимуму, их легко было поддерживать.В Кали-югу вся система пере-

вернута с ног на голову. Ученик живет в роскоши за счет своего отца.

Получив образование и став домохозяином, избалованный студент цепляет-

ся за каждую монету, чтобы жить комфортно, он не хочет потратить и ко-

пейки на ванапрастх и саньяси. Сегодняшние ванапрастхи и саньяси — это

люди, потерпевшие крах в семейной жизни, и они пытаются построить еще

один дом под именем саньяса-ашрама и наслаждаться роскошью за счет

других. Варны и ашрамы превратились в трансцендентный обман. Но это не

значит,что вних нет реальности. Саньяса-ашрама предназначена для из-

бавления от всех тревог, и ее целью является возвышение падших душ.

33. В лесу есть водопады, но иногда в них иссякает вода, поэтому во-

допады не похожи на обыкновенный ливень. Они подобны великим реформа-

торам, которые то говорят, то молчат, подчиняясь велению времени. Есть

два типа религиозных проповедников. Одних называют профессиональными

проповедниками, а других — ачариями. Профессиональные проповедники по-

добны дождю с неба, но ачарии похожи на водопады. Профессиональные

чтецы Бхагаватам и Рамаяны говорят о той части писания, которая больше

всего взывает к мирским чувствам слушателей, например, они рассуждают

о раса-лиле, которая непосвященному кажется чем-то похожим на дей-

ствия обыкновенных мужчин и женщин. Но ачария никогда не говорит с ши-

рокой публикой о раса-лиле. Главы Бхагаватам о раса-лиле — это самая

сокровенная часть писания, и они предназначены для продвинутых в ду-

ховной реализации учеников. В Бхагаватам двенадцать песен, раса-лила

описывается в десятой. Пока кто-либо подходит к десятой песне, Бхага-

ватам пытается убедить его в трансцендентной природе истины. Пока че-

ловек не понял этого, он будет принимать Господа за обыкновенного че-

ловека и следовательно, наносить оскорбления Его Лотосным стопам. Ача-

рия в совершенстве знает священные писания и наставляет учеников по

мере их понимания и продвижения в духовном самоосознании. Поэтому он

иногда говорит, а иногда молчит. Потоки дождя и водопады суть одно,

однако вода водопадов оказывает другой эффект. Не следует получать

послания из уст профессиональных чтецов, как не следует пить молоко, к

которому прикоснулось жало змеи. Ачария не корыстный исполнитель кап-

ризов публики. Небольшие лужицы осенью постепенно высыхают. Маленькие

существа, резвящиеся в этих лужицах не знают, что дни их сочтены. Они

похожи на неразумных людей, которые не думают о смерти, а погружаются

в наслаждения семейной жизни. Глупые политики слишком привязаны к се-

мейной жизни. Обыкновенный семьянин привязан к жене и детям, а большие

политики это чувство семьи расширяют на большой круг людей, попадая в

ловушку ложного престижа, почестей, личных амбиций. Даже находясь на

смертном одре, они думают, что без него все пойдет прахом. Он не ви-

дит того, что многие пришли и ушли, и мир ничего не потерял и не

приобрел. Эти большие и маленькие люди подобны малькам в лужицах воды.

Человеческая жизнь должна состоять из жизни в ученичестве, жизни домо-

хозяина, подготовительной стадии жизни и жизни, посвященной служению

Господу. Человек в возрасте 50 лет должен отойти от всех видов семей-

ной жизни, большой и маленькой, и подготовится к следующей жизни. Жизнь

вечна и продолжается после смерти. Только тело меняется — либо духов-

но, либо материально. Человек, если и не желает возвращаться к Богу,

должен знать, какое тело ждет его в качестве награды и уже сейчас го-

товиться к лучшей жизни. Когда лужицы становятся горячими, бедные кро-

шечные существа ужасно страдают, как и несчастные домохозяева со слиш-

ком большой семьей. Человеку нужно обуздывать чувства, потому что не-

контролируемые чувства — причина материального рабства. Все люди вы-

полняют утомительные обязанности и днем и ночью, и во все времена го-

да только ради чувственной близости со своими супругами. Они не знают

о другом наслаждении. В безбожной цивилизации чувственное удо-

вольствие подается под видом культуры и философии и является центром

всего. Люди, которые без ума от этого удовольствия, называются крипа-

нами. Когда у крипанов много детей они страдают от палящего жара се-

мейной жизни. Подобные им лидеры считают, что чувственные удо-

вольствия не должны ограничиваться, а контроль рождаемости осущес-

твлять искусственными мерами, то есть убийством эмбриона ребенка (э-

тот метод называется бхруна-хатья). Особый ад предназначен для тех,

кто совершает подобные убийства. Человек должен заботиться о развитии

своей духовности, это защитит его от тревог и замешательств и возвы-

сит его до вечного наслаждения, которое дает общение с Личностью Бога,

Шри Кришной. Осенью земля постепенно высыхает, растительность начи-

нает увядать. Это напоминает постепенное исчезновение чувства ложной

родственности и ложного эго. Покрыта невежеством, страстью и так назы-

ваемой благостью духовная душа считает себя центром всего, отождес-

твляет душу с телом. Это все постепенно блекнет по мере духовного рос-

та человека. Прогресс в духовном развитии вызывает разрушение ложного

эго и уменьшает привлекательность материи. Конечная цель духовной

культуры человека — осознание Бога и предание себя Богу с полным пони-

манием Его всепроникающей природы.Когда освобожденная душа предается

лотосным стопам всепроникающего Господа, океан неведения становится

для нее таким же, как лужица от телячьего копытца. Она входит в духов-

ное царство и у нее нет ничего общего с несчастной землей материально-

го мира. Никто не может приспособиться к страданиям материального су-

ществования, но развивая духовность, человек возвышается над реалиями

несчастной жизни. Мякоть сухого кокосового ореха отделяется от скорлу-

пы. Точно также скорлупа или грубые и тонкие материальные оболочки ду-

ши слетают с духовной души и она пребывает тогда в духовном мире, на-

ходясь внутри этой оболочки. Эта свобода от чувства ложного эго назы-

вается освобождением души. Когда осень вступает в силу, бурное море

становится тихим и спокойным, напоминая философа, который достиг само-

реализации и которого больше не беспокоят гуны материальной природы. В

результате самореализации утихают шторма желания и вожделения. Это

прекращение шторма не означает, что море стало пассивным, теперь нави-

гационные работы выполняются без помех. В Индии на морском берегу про-

водится церемония, известная как «день кокоса». Морю предлагается ко-

косовый орех за то, что оно стало умиротворенным и с этого дня суда

уходят в плавание к чужим берегам. Гуны природы делят действия челове-

ка на внешние и внутренние. Пока человек находится в гуне страсти и

невежества он активен в желании и похоти, такие люди называются асура-

ми, они охотятся за женщинами и деньгами. В результате асурической ци-

вилизации человеческое общество похоже на штормовое море. Слишком

«внешний» взгляд на мир вызывает бурный рост крупно-масштабной промыш-

ленности, известный как угра-карма. Угра означает «трудный» или «тяже-

лый», а карма значит «задача». Асурические лидеры никогда не откажут-

ся от таких полных вожделений предприятий, пока с ними не покончат за-

коны природы. Но у людей в гуне благости интроспективный ум, они в

преклонном возрасте посвящают свое время духовному развитию. Удаление

от дел после 50 лет должно быть обязательным. Величайшими врагами

прогрессивной духовной культуры являются старые ископаемые политичес-

кие партии, которые слепы сами и пытаются вести других слепцов. После

сезона дождей крестьяне восстанавливают ограждения, чтобы сохранить

воду, также и йоги используют накопленную энергию для самореализации.

Живое существо является пограничной энергией Абсолютной Личности Бога.

Если энергия используется внутренне, она отождествляется с внутренней

энергией Личности Бога, внешне — с Его внешней энергией. Все энергии —

это эманации Верховного, они действуют по разному, чтобы доказать

единство в многообразии. Единство — это Господь, а Его энергии пред-

ставляют многообразие. Все совершается естественным образом Его энер-

гиями в полном знании и абсолютном совершенстве. Внутренняя энергия и

пограничная энергия одного высшего качества, но внешняя энергия — это

энергия низшего качества. Эти сведения взяты из Бхагавад-Гиты. Живое

существо — это пограничная энергия и по качеству равна внутренней,

поэтому она должна сотрудничать с внутренней энергией, а иначе она по-

падает в затруднение. С помощью пратьякары /отвлечение внимания/ йога

отвлекает энергии от внешнего к внутреннему. Энергия наших чувств дол-

жна быть обращена, а не остановлена. Чувства должны быть очищены, что-

бы служить Господу, а не нарушать установленную Им гармонию. Ишопани-

шад наставляет, чтобы мы находили высшую волю в действии каждого кос-

мического творения. Если мы потратим свою жизнь на чувственные наслаж-

дения, у нас не будет близкой возможности получить человеческое тело.

Если чувства использовать должным образом в служении Господу. они мо-

гут достигнуть высочайшего совершенства непосредственного вовлечения

их в служении Господу в Его личном присутствии. Таким образом оно воз-

вращается обратно к Богу и занимается там личным служением Господу.

Это означает, что оно достигло самсиддхи-парамы, высшего совершенства.

Это подтверждается в Бхагавад-Гите. День и ночь осенью сильно отли-

чаются, днем палящий жар невыносим, ночью от лунного всета спокойно и

свежо. Так и Господь Шри Кришна несет успокоение и для гопи, и для

мирских людей. Пока человек принимает тело или ум за душу, он будет

несчастлив, как человек испытывающий жар осени. Но становясь предан-

ным Шри Кришны он начинает вести спокойную жизнь, как будто находит-

ся под прохладными лучами луны осенью. Господь Шри Кришна так милос-

тив, что Он нисходит

Скачать:TXTPDF

Свет Бхагаваты. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать, Свет Бхагаваты. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать бесплатно, Свет Бхагаваты. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада Веды читать онлайн