для исправления людей и проповедует Бхагавад-Ги-
ту, чтобы все существа приняли убежище у Его лотосных стоп. В самой
сокровенной части Богооткровенного писания приводится пример дев Врад-
жахумы Вриндаваны (гопи), так как эти вечные супруги Господа ужасно
страдали от разлуки с Кришной, когда Господь уходил в лес, чтобы пас-
ти коров и лишал их Своего общества. Господь так ценил эти чувства го-
пи, что Он обьявил о Своей неспособности отплатить им за их горячую
любовь. Господь Чайтанья рекомендовал чувства гопи как высший способ
поклонения Господу. Регулярная практика бхакти-йоги поднимет преданно-
го на уровень горячей любви к Господу. И это единственная возможность
снова войти в вечную жизнь блаженства в царстве Бога. Тройственные
страдания сразу исчезают. В чистом небе звезды кажутся все ярче и яр-
че, подобно тому как конечная цель Вед всегда доступна чистому виде-
нию трансценденталиста. Смысл Вед становится ясным тому, кто не только
искренний преданный Господа, но и искренний слуга духовного учителя.
Духовный учитель знает цель Вед, практикует ее сам, наставляет учени-
ков истинному свету Вед. Высший духовный учитель, Господь Шри Кришна
говорит нам о цели Вед в следующем стихе Бхагавад-Гиты /15-16/: двав
имау пурушау локе кшарас чакшара ева ча кшараха сарвани бхутани кутас-
тха кшара учьяте. В Ведах упоминается о двух типах живых существ —
подверженные ошибкам и непогрешимые. В материальном мире все подверже-
ны ошибкам, а живые существа в духовном царстве называются акшара, или
непогрешимые. Затем Господь говорит: уттамах пурушас тв анья па рамет-
мету удахритах йо лока трайам ависья бибхартиавьяая ишвара йасмат кша-
рам атито хам акшарад апи чоттамах ато сми веде ча пратхитах пурушот-
тамах — «помимо этих бесчисленных подверженных ошибкам и непогрешимых
живых существ, существует величайшая Личность, Высшая Душа или Пара-
матма. Она входит во все три мира и поддерживает их существование. И
поскольку Я /Господь Шри Кришна/, трансцендентален ко всем из них, как
Веды так и исторические хроники /Пураны, Махабхарата, Рамаяна и т.д/
восхваляют лоно как Абсолютную Верховную Личность Бога /Б.Г 15.17-18/.
Смысл Вед еще яснее обьясняется в Шримад Бхагаватам. Там говорится,
что Господь Шри Кришна есть Изначальный Господь и причина всех причин.
Как Шьямасундара Он обладает вечной двурукой формой, и Его внешний об-
лик подобен облику прекраснейшего юноши. Бог один, но живых существ
как освобожденных и обусловленных множество, они никогда не равны Бо-
гу, они есть Его вечные слуги. В положении Его слуг живые существа
счастливы, в противном случае они всегда несчастливы. В ясном осеннем
небе прекрасная луна притягивает глаз, точно также, как Господь Шри
Кришна — центр внимания в династии Вришни и в семье Йаду. Династия Йа-
ду сияет подобно луне осенью с тех пор, как Личность Бога Шри Кришна
явился в семье Йаду. Явление и уход Господа подобны восходу и закату
солнца. Солнце всходит на востоке, но это не означает, что оно являет-
ся сыном этой стороны света. Солнце движется по собственной орбите, и
оно не восходит и не заходит. Явление Господа в какой-то семье не оз-
начает, что Он обязан перед этой семьей. Он полностью независим и мо-
жет явиться где угодно, потому что Он всепроникающ. Некоторые не мо-
гут принять явление и уход как инкарнацию, но нет серьезных аргуметов,
чтобы поддержать таких неверующих. Когда Господь внутри, мы не можем
видеть Его, но когда Он снаружи — Он виден каждому, хотя очень немно-
гие видят Его таким, как Он есть. Человек, постигший Господа как Он
есть, сразу достигает освобождения и возвращается к Богу, чтобы рас-
проститься с этой вселенной многочисленных страданий. В Бхагавад-Гите
/4.9/ Господь подтверждает это следующим: джанма карма чаме дивьям
евам йо ветти таттватах тьяктвадехам пурна джанма наити мам ети со —
«Мое явление и Мои деяния — трансцендентны. Тот, кто воистину познал
это, не рождается вновь в этом материальном мире, но входит в Мою веч-
ную обитель, где нет ни рождения ни смерти». Но глупцы принимают Его
за обычного человека, не зная сути Его трансцендентальных качеств. В
Бхагават /9,11/ Господь подтверждает это: аваджа нанти мам мудха ману-
шим тану ашритам парам бхавам аджананто мама бхутамахешварам — «глуп-
цы глумятся нодо Мной, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают
о Моей трансцендентальной природе и Моей Верховной власти над всем су-
щим». Осенняя ночь несет усладу чувствам, потому что такой ночью не
жарко и не холодно. Легкий ветерок, веющий в садах Вриндаваны, очень
приятен всем — кроме гопи, чьи сердца печалятся из-за отсутствия Криш-
ны. Для тех, кто занят в поклонении Господу, существуют перживания под
названием самбхога и вираха. Согласно авторитетам в ученической после-
довательности, поклонение вираха более приятно. Самбхога бывает при
непосредственном контакте, а вираха при отсутствии контакта. Господь
Чайтанья Махапрабху учил нас поклонению вираха. В нынешней ситуации мы
не сможем вступить в непосредственный контакт с Личностью Бога. Но ес-
ли практиковать поклонеие типа вираха, то мы сможем постепенно тран-
сцендентно осознать присутствие Господа более живо, чем в Его непос-
редственном присутствиии. Мы должны сначала пробудить дремлющую в нас
любовь к Богу. Гопи показывают нам высший пример чистой любви к Богу,
и Господь Чайтанья на конечной стадии реализации практиковал поклоне-
ние вираха в умонастроении гопи. В бренном мире любящая жена, муж или
друг могут страдать в разлуке с любимыми. Но это преходяще. Они увле-
каются кем-то другим и все забывают, потому что отношения в ма-
теоиальном мире не реальны. Духовная ситуация другая: кто искренне лю-
бит Бога, никогда о Нем не забудет. Преданный Господа не может быть
счастлив без Господа. В отсутствии Господа преданный общается с Ним,
помня о разлуке с Ним. Когда преданный искренне любит Бога, он всегда
рядом с Господом, несмотря на чувство разлуки, которое иногда стано-
вится невыносимым. Легкий ветерок напоминал гопи об обществе Господа,
и они очень переживали разлуку с ним. Осенью у всех половое желание
становится особенно сильным, и существа мужского пола насильно овладе-
вают супругами и оплодотворяют их. Преданное служение Господу подобно
такому оплодотворению — оно всегда приносит результат. Преданное слу-
жение Господу обязательно проявится. Чистые преданные ничего не же-
лают от Господа, они не вступают в сделку с Господом. Но Господь сам
исполняет желания преданных. Может показаться, что преданный Господа
все беднеет и беднеет в материальном смысле. Но это не так. Пятеро
братьев Пандавов с царем Юдхиштхирой прошли через все испытания из-за
заговора своих двоюродных братьев под руководством Дурйодханы. Но по-
том царь Юдхиштхира был посажен на трон Господом Шри Кришной, а все
враги были уничтожены. Во время бедствий царь никогда не падал духом и
ни о чем не просил Господа. В конечном счете все обернулось в пользу
преданных. Поэтому преданному нужно выполнять свои обязанности, быть
чистым в помыслах, избегать нежелательного общения и не расстраи-
ваться из-за помех или неудач, неудачи могут быть ступеньками к успе-
ху. У человека должна быть твердая вера в регулирующие принципы, и не
надо сомневаться в конечном результате. Возвращение к Богу — это не
игрушки. Дхрува Махараджа поклонялся Господу во имя материальной цели,
а когда увидел воочию Господа, не пожелал получить от Него ничего.
Господь, однако, исполнил его желание и подарил ему вечное спасение.
Нам нужно желать того, что вечно, блаженно и исполнено знания и не ду-
мать о временном и бесполезном. Осенью водоемы украшены цветами лото-
са. Там также есть цветы, напоминающие лотос, среди них цветок кумуда.
На восходе все цветы кроме кумуды раскрывают лепестки. Подобные лото-
су люди рады появлению ответственного царя, а кто похож на кумуду не
радуются этому. В век Кали люди желают собственного правительства, по-
тому что правители стали продажными. Раньше было не так. Дети царей
обучались у мудрых брахманов-ачариев, например Пандавы и Кауравы нахо-
дились под присмотром брахмана-профессора Шри Дроночарьи. Принцы обу-
чались политике, экономике, военному искусству, этике, морали, наукам
и превыше всего — преданному служению Господу. Когда принц становился
королем, он следовал указаниям хороших брахманов. Даже в средние века
Махараджа Чандрагупта следовал руководству ученого брахмана Чанакья
Пандита. Один человек соответствующим образом обученный был достаточ-
но компетентным, чтобы управлять делами государства. А сейчас полити-
ки избираются на посты в результате дипломатических интриг. При демок-
ратии на месте одного царя сидит скопище псевдо-царей: президент, ми-
нистры, заместители, секретари, помощники секретарей, личные секрета-
ри и помощники секретарей. Существуют многочисленные партии, парламен-
тские организации, но они не обучены должным образом и не способны за-
ботиться об интересах подданных, здесь коррупция процветает больше,
чем при монархии. Эти люди подобны цветам кумуды. Слово ку означает —
плохой, а муд — удовольствие. Людям нужна власть для собственных инте-
ресов, они не хотят хорошего царя, и хоть проповедуют демократию, но
сами хотят стать царями, борются за голоса избирателей. В интересах
людей иметь хорошего правителя. После того, как новый урожай злаков
привезли домой, люди начали праздновать церемонию наванна в присут-
ствии Господа Шри Кришны и Баладевы. По ведической культуре сьедобные
злаки, фрукты, цветы, молоко считаются ниспосылаемыми Богом. Их не
произведешь на заводах. Призводные от этих продуктов люди могут полу-
чить. Духовно образованные люди признательны Господу, по Его милости
получая продукты. Церемония наванна-прасана — это способ признания до-
ров Бога. Жители деревни обычно предлагают свежесобранные злаки Госпо-
ду, и все жители деревни получают часть прасада, пищи предложенной
Господу. В результате к людям прихлдит счастье и процветание. Нет ни-
какой возможности взрастить злаки, даже имея трактора и удобрения, ес-
ли на то нет санкции Господа. Во Вриндаване понимали, что только бла-
годаря Господу их запасы сьедобных злаков в достатке. Некоторые жите-
ли Вриндаваны и отец Господа Кришны Нанда Махараджа совершали жертвоп-
риношения Индре, царю небес. Господь Шри Кришна посоветовал своему от-
цу предложить подношение Верховному Господу. Нет необходимости удов-
летворять полубогов, потому что Господь есть господин, а остальные —
Его слуги. Церемония анна-кута популярная во Вриндаване была введена
Господом и люди до сих пор поклоняются холму Говардхана, на котором
Господь наслаждался заботой о коровах. Люди поклоняются холму Гавар-
дхана как неотличному от Господа, потому что нет разницы между Госпо-
дом, Его окружением и Его играми. Торговцы, проповедники, цари и уче-
ники, находившиеся дома в июне, июле, августе и сентябре, выходят из
своего заточения и получают желаемого также как и совершенные души по-
лучают желаемое тело после нынешнего. Эти четыре месяца сезона дождей
известны как Чатурмасья. Для каждого уклада и сословия есть особые
правила соблюдения этого периода ради здоровья и ради духовной реали-
зации. В это время торговцы не могут заниматься свободным бизнесом,
саньяси — свободно проповедовать Веды, цари не осматривают свои владе-
ния, ученики не посещают школы. Они могут заниматься своими делами
после периода Чатурмасья. Человек не сможет воспользоваться результа-
тами епитимий и обрести высшее благо, пока не освободится от мате-
риального тела. Существуют многообразные жизни, разнообразие планет,
разный успех в духовной реализации. Все достижимо тогда, когда закон-
чится подобный Чатурмасья период нашей жизни. В нынешнем теле на Дева-
локу, планету полубогов, мы не отправимся, сначала нужно приобрести
необходимые качества. Если мы хотим остаться на этой планете и наслаж-
даться хорошими условиями жизни, то это тоже зависит от наших достиже-
ний, но эти результаты проявятся после того, как человек покинет дан-
ное тело. Торговцы, проповедники, цари и ученики —