Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Йога, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен

их и затем выполнять дома — пока я не научусь из-

влекать из своих суставов такие же хрустящие звуки.

Со временем я заучил все движения, но мне так и не уда-

лось научиться похрустывать суставами, как дон Хуан. Те-

перь я знаю, что постигшая меня неудача на самом деле была

благословенной — ибо мускулы и связки ни при каких обсто-

ятельствах не должны напрягаться до такой степени. Скорее

всего, дон Хуан обладал врожденной способностью похру-

стывать суставами рук и позвоночником, как некоторые от

природы могут щелкать суставами пальцев.

— Как древние маги изобрели магические пассы, дон

Хуан? — спросил я.

— Их никто не изобретал, — ответил он резко. — Если

считать, что их кто-то изобрел, то это заставляет предпола-

гать вмешательство разума, а разум не имеет к магическим

пассам ни малейшего отношения. Их не изобрели — их от-

крыли древние шаманы. Мне рассказывали, что все началось

с ощущения необычайного прилива жизненных сил, которое

шаманы испытывали в состоянии повышенного осознания.

Они были настолько зачарованы этим всепоглощающим

ощущением, что не жалели усилий, стремясь научиться вы-

зывать его и в обычном, бодрствующем состоянии.

Поначалу шаманы считали, что ощущение избытка здо-

ровья и силы создается самим повышенным осознанием. Но

73

вскоре они выяснили, что отнюдь не все состояния повышен-

ного осознания вызывали этот эффект. В результате более

тщательного исследования вопроса стало ясно, что подобные

ощущения возникают только во время совершения шамана-

ми особых движений руками, ногами и корпусом. Оказалось,

что в состоянии повышенного осознания тело шамана неосо-

знанно двигается определенным образом и именно эти дви-

жения являются истинной причиной удивительного прилива

физических и умственных сил.

Дон Хуан высказал предположение, что открытые шама-

нами движения представляли собой сокровенное наследие

человечества, хранившееся вдали от случайных глаз и откры-

вавшееся только тем, кто его сознательно искал. Он сравнил

древних магов с ловцами жемчуга, которые ныряли вглубь

океанской бездны и неожиданно обнаружили потрясающее

сокровище.

Древние маги потратили массу сил, чтобы свести воеди-

но фрагменты нескольких движений, которые им удалось за-

помнить. Их усилия не пропали даром — в конце концов им

удалось в точности повторить эти движения. Вдохновленные

успехом, они продолжили свои эксперименты и со временем

сумели воссоздать сотни таких движений. Вскоре эти пассы

вошли в постоянную практику, но их никогда не пытались

классифицировать или расположить в сколько-нибудь осмыс-

ленном порядке. Древние маги полагали, что в состоянии по-

вышенного осознания эти движения совершаются спонтанно,

под воздействием некой силы, помимо человеческой воли вы-

зывающей в телах магов столь странный эффект.

Дон Хуан особо подчеркнул, что сама природа открытий,

совершенных магами древности, всегда заставляла его счи-

тать их выдающимися людьми. Дело в том, что открытые

ими неосознанные движения в наши дни почему-то никогда

не выполнялись шаманами в состоянии повышенного осо-

знания. Возможно, причина в том, что современные шаманы

изучали эти движения еще до того, как обретали способность

74

входить в состояние повышенного осознания, но возможно и

другое — маги древности обладали большей энергетической

массой.

… С тех пор я предпринимал попытки разработать бо-

лее общую форму для каждого магического пасса. В итоге

был создан комплекс слегка видоизмененных форм для всех

магических пассов. Я назвал новые комплексы движений

Тенсегрити — термином, заимствованным из архитектуры,

где он означает «способность каркасных конструкций ис-

пользовать взаимодействие работающих на сжатие цельных

элементов с работающими на растяжение составными эле-

ментами для того, чтобы каждый элемент действовал с мак-

симальной эффективностью и экономичностью».

Чтобы читатель мог лучше понять, что представляли со-

бой магические жесты шаманов, живших в Мексике в древ-

ние времена, считаю необходимым дать следующее пояс-

нение: термин «древние времена», согласно утверждению

дона Хуана, означает эпоху, начало которой отстоит от на-

шего времени более чем на десять тысяч лет. Эта цифра ка-

жется совершенно невероятной, если подходить к ней с точ-

ки зрения современной научной хронологии. В свое время

я пытался оспорить это утверждение дона Хуана, указывая

на противоречие между приведенной им датировкой и той,

которую лично я считал более близкой к реальности. Но дон

Хуан был непоколебимо уверен, что жившие в Новом Свете

десять тысяч лет назад люди так глубоко изучили Вселен-

ную и проблемы восприятия, что современный человек не

способен даже вообразить ничего подобного.

Несмотря на различия в наших хронологических интер-

претациях, эффективность магических пассов для меня не-

сомненна и я считаю себя обязанным подробно ознакомить

читателя с этим предметом, руководствуясь методикой дона

Хуана. Разумеется, использование магических пассов оказа-

ло на меня непосредственное воздействие, и это наложило

серьезный отпечаток на мое к ним отношение».

75

«— Нагуаль Элиас Уллоа, — рассказывал дон Хуан, —

ввел в выполнение магических пассов много нового — боль-

ше, чем любой его предшественник в нашей линии. Именно

он отказался от любых ритуалов — можно сказать, выбросил

их в окно — и практиковал магические пассы исключительно

ради цели, для которой они предназначались в отдаленном

прошлом, — для перераспределения энергии.

Нагуаль Хулиан Осорио, пришедший ему на смену,

окончательно «добил» ритуал. Будучи профессиональным

артистом, который одно время зарабатывал на жизнь играя

в театре, он придавал огромное значение тому, что маги

называют шаманским театром. Нагуаль Хулиан именовал

этот театр театром бесконечности и использовал в своих

«представлениях» все известные ему магические пассы.

Они лежали в основе каждого движения изображаемых им

персонажей. Кроме того, он превратил этот театр в новый

способ обучения магическим пассам. За время, прошедшее

от «артиста бесконечности» Нагуаля Хулиана до «танцора

бесконечности» Сильвио Мануэля, отношение к магическим

пассам изменилось, и на горизонте возникла новая эра —

эра чистого, не замутненного ритуалами перераспределения

энергии!

Дон Хуан объяснял идею перераспределения энергии

так: если воспринимать человеческие существа как

сочетания энергетических полей, то они представляют собой

закупоренные энергетические образования, обладающие

определенными

границами,

препятствующими

как

поступлению, так и оттоку энергии. Поэтому в плане энергии

любой человек может рассчитывать лишь на то количество,

что уже находится в пределах границ того энергетического

образования, которым он является.

Человек от природы склонен отталкивать энергию от

своих жизненно важных энергетических центров, которые

иначе называют центрами жизненности, — сказал дон Хуан.

76

— В правой части тела эти центры расположены у самого

края грудной клетки, в области печени и желчного пузыря;

в левой части они тоже находятся на краю грудной клетки,

в области поджелудочной железы и селезенки. Подобные

центры имеются и на спине, сразу за двумя упомянутыми

выше центрами — вокруг почек и непосредственно над

ними, в области надпочечников. Еще один центр расположен

у основания шеи, в V-образном углублении, образованном

грудиной и ключицами. У женщин имеются дополнительные

центры жизненности — вокруг матки и яичников.

— А как человек отталкивает энергию от своих жизненно

важных центров, дон Хуан? — спросил я.

— Своими тревогами. Поддаваясь стрессам повседневной

жизни. Давление обыденных поступков взимает неизбежную

дань с человеческого тела.

— И что потом происходит с этой энергией?

— Она собирается на периферии светящегося пузыря.

Иногда ее скапливается так много, что она образует толстый

слой, похожий на древесную кору. Магические пассы

вовлекают в действие все человеческое существо — и

физическое тело, и составляющие его энергетические поля.

С их помощью энергия, которая накопилась в светящемся

пузыре, приводится в движение и возвращается физическому

телу. Еще раз повторю главное: в выполнении магических

пассов участие принимает и физическое тело, то есть

страдающее от рассеяния энергии физическое образование,

и энергетическое тело, способное перераспределить эту

рассеянную энергию.

Неразумно позволять энергии оставаться на периферии

светящегося пузыря не перераспределенной; это все равно что

вообще не располагать ею. Припрятать огромный излишек

свободной энергии и не иметь возможности использовать

ее для практических целей — ситуация поистине ужасная.

Будто идешь по пустыне, умирая от жажды, и тащишь на

себе целый бак воды, который не можешь открыть, потому

77

что нет подходящих инструментов. А в этой пустыне даже

камней нет, чтобы ударить по баку.

Магические пассы, как я понял из объяснений дона

Хуана, заставляют энергию, образующую вокруг человека

энергетический панцирь, возвратиться в жизненно важные

центры, что и порождает у практикующих ощущение

избытка здоровья и силы. Маги той линии, к которой

принадлежал дон Хуан, когда-то давным-давно, пока они

еще не погрязли в чрезмерном увлечении ритуалами и

церемониями, сформулировали основные положения идеи

перераспределения энергии. Они называли этот процесс

сосредоточением энергии и были уверены, что заставляют

свои тела совершать множество магических пассов для

того, чтобы сила, которая связывает энергию наших

тел в единое целое, направляя их действия, позволила

тем самым добиться максимального перераспределения

энергии.

— Значит, по-твоему, каждый раз, когда ты похрустываешь

суставами, и каждый раз, когда я пытаюсь подражать тебе,

мы перераспределяем энергию? — спросил я дона Хуана,

стараясь, чтобы в моем голосе не прозвучал сарказм.

Дон Хуан воспринял мой вопрос серьезно:

Каждый раз, выполняя какой-нибудь магический

пасс, мы действительно изменяем некоторые структуры,

лежащие в основе нашего бытия. Та энергия, которая обычно

отталкивается нами и затвердевает на периферии, вдруг

освобождается и начинает поступать в вихревые воронки

центров жизненности наших тел. Только при помощи этой,

вновь востребованной нами собственной энергии, мы можем

возвести плотину, барьер на пути сметающего все потока,

который нельзя удержать другим способом.

Я попросил дона Хуана пояснить на примере, что означает

«возведение плотины на пути сметающего все потока». Мне

хотелось зрительно представить себе эту картину. Дон Хуан

согласился.

78

— В свои годы, — начал он, — я наверняка должен страдать

от высокого кровяного давления. Если бы я попал на прием

к доктору, тот с первого же взгляда решил бы, что перед ним

старый индеец, которому досаждают неопределенность,

разочарования и плохое питание. Все перечисленное,

естественно, должно было привести меня к высшей степени

вероятному и вполне предсказуемому появлению гипертонии,

как неизбежного следствия моего возраста.

Но на самом деле у меня нет подобных проблем, и не

потому, что я крепче, чем большинство людей, не говоря

уже о моих сверстниках, и, конечно же, не благодаря моим

генетическим особенностям. Дело в том, что магически

пассы позволили моему телу выйти за пределы тех образцов

поведения, которые способствуют повышению кровяного

давления. Не будет преувеличением сказать, что каждый

раз, когда я, выполняя магические пассы, похрустываю

суставами, я отгораживаюсь от потока ожиданий и манеры

поведения, следование которым обычно и приводит в моем

возрасте к гипертонии.

— Могу привести еще пример — он связан с подвижностью

моих коленей, — продолжал дон Хуан. — Ты ведь не станешь

отрицать, что я намного подвижнее тебя? Когда дело доходит

до сгибания коленей, то я проворен как ребенок! При

помощи магических пассов я поставил плотину на пути того

поведения, которое заставляет колени людей, как мужчин,

так и женщин, терять подвижность на старости лет.

Ничто в жизни не вызывало у меня такого раздражения,

как тот неоспоримый факт, что дон Хуан Матус, по возрасту

годившийся мне в дедушки, бесконечно моложе меня.

По сравнению с ним, я был малоподвижен, самоуверен и

многословен. Да я был просто дряхлым! Он же, напротив,

был быстр, изобретателен, подвижен и находчив. Короче

говоря, дон Хуан Матус обладал тем, чего не было, несмотря

на молодые годы, у меня, — юностью. И он получал огромное

удовольствие, при каждом удобном случае напоминая мне, что

79

молодой возраст это еще не юность и что молодость вовсе не

препятствие для дряхлости. Он советовал мне внимательно

и беспристрастно понаблюдать за окружающими: я без труда

найду множество подтверждений тому факту, что даже в

двадцать лет люди становятся дряхлыми, бессмысленно

повторяя то, что уже когда-то говорили и делали.

Один раз я не выдержал и спросил:

— Но в чем секрет твоей молодости, дон Хуан?

— Я изменил собственные представления, — ответил он,

широко распахнув глаза, что, по-видимому, должно было

означать замешательство. — У меня нет представлений, ко-

торые подсказывали бы мне, что настала пора стареть. Я не

собираюсь выполнять соглашения,

Скачать:PDFTXT

, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать бесплатно, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать онлайн