которые не заключал. За-
помни хорошенько: маги не бросают слова на ветер, когда
заявляют, что не намерены выполнять соглашений, которых
не заключали. Одно из таких соглашений — страдать от ста-
рости.»
Детальное изучение не только магических пассов от К. Каста-
неды, но и даосских трактатов, проанализиррованное и отчасти
закрепленное мною практически, – все это показывает, что энер-
гетические пучки-нити-потоки, хотя бы на уровне эфирных полей,
можно привлекать, сжимать или, наоборот, растягивать, наматы-
вать на пальцы рук или предплечья, фиксировать, «прилеплять» и
т. д.
Кроме того, вопрос «что можно делать с энергетическими
нитями-потоками?» напрямую связан и с осознаваемыми практи-
кующими ТИПАМИ ДЫХАНИЯ.
В нескольких своих последних книгах я упоминал о том,
что каждое из семи тел-оболочек высшего-«Я» (Атмы) обла-
дает способностям к дыханию. Очень кратко и весьма схема-
тично скажем так:
(1) дыхание Плотного тела – процессы, известные в повседнев-
80
ности как кислородное дыхание, которое осуществляется, кстати,
не только легкими как органами дыхания, но и кожей (до 15 % гру-
боматериального дыхания может происходить через кожные поры).
Особо отмечу, что эзотерическая картина грубоматериального
дыхания [хотел сказать «эзотерическая теория дыхания», но на
самом деле эзотерических теорий не существует, ибо или человек
знает, или не знает; как например не существует «теоретического
ясновидения»] отличается по ряду принципиальных моментов от
современных медицинских взглядов. Так, прежде всего, материа-
листы сводят транспорт кислорода через мембраны стенок легких
и альвеол к физическим причинам механического характера, тогда
как Эзотерическая Доктрина утверждает об обязательном участии
здесь особых невидимых существ-дэвов…
(2) дыхание Эфирного тела – это фазы инь-ян, то есть погло-
щения и усвоения эфирных энергий (от Праны-Ци воздуха через
легкие и кожу до усвоения Праны-Ци от пищи и воды). Однако
и здесь после небольших тренировок появляются способности
усваивать Прану-Ци из окружающих пространств на уровнях фи-
зических Эфиров – через входные «ворота» китайских меридиа-
нов или даже биологически активных точек, типа точки бай-хуэй
в области макушке или хуэй-инь в промежности). Упражнения
Цигун – и все же в сравнительно меньшей степени – «индий-
ской» Хатха-йоги – как раз и предназначены для развития, ис-
пользования и управления процессами Эфирного дыхания.
(3) дыхание Астрального тела – как ни покажется удивитель-
ным, классический пример существования Астрального дфха-
ния приводится в советских времен кинокомедии «Свадьба в
Малиновке», когда Папандопала просит гармониста – «Сыграй
мне так, чтобы душа сначала развернулась, а потом снова свер-
нулась!»
Развертывание и свертывание, а лучше сказать – расши-
рение и сжатие составляет основное свойство Физического-
81
грубоматериального, Эфирного (относящегося же к Физическо-
му Миру Физического Космического Плана), Астрального и Мен-
тального дыхания.
Позитивный полюс Астрального дыхания – развивается по-
средством культивации позитивных эмоций, развитием умения
увидеть хорошее даже в плохом, негативный полюс Астрально-
го дыхания – формирование «астральных жажд» или «страстей-
помыслов».
(4) дыхание Ментального тела – от архимедова возгласа «Эв-
рика!» и откровений типа «знаний ниоткуда» (позитивный полюс)
до осознавания потребностей (нейтральное состояние) или мен-
тальных проблем и заморочек (минус)…
Осознанное развитие способностей к Грубоматериальному,
Эфирному, Астральному и Ментальному дыханиям как раз и
составляет основной предмет механистических практик Йоги и
Цигун., включая динамические комплевсы Тайцзи-цюань, Багуа-
чжан и подобные им системы-комплексы типа шаолиньских или
уданских. Непосредственным образом они не влияют на струк-
туру «эго», и эгозащитные механизмы непосредственно не ло-
маются. Если человек использует только эти механистические
практики, без развития любви к Богу (бхакти), такое развитие не
является «духовным» в подлинном смысле последнего слова.
Карма его не ликвидируется, Освобождение как слияние с Богом
(«Спасение» в наивысшем значении этого слова, или «вхожде-
ние в Царствие Небесное) – невозможно.
(5) дыхание Кармического тела – принятие «судьбоносных»
решений, самоответственность, внутренние стратегические ре-
шения (типа следования Добру и поворота к Свету)… Магиче-
ское НАМЕРЕНИЕ у последователей Карлоса Кастанеды – из
этой области…
(6) дыхание Буддхического тела – или «оболочки духовного
82
разума» – появление внутренней потребности делать добро. Эта
потребность – в зависимости от достигнутого духовного уровня
человека – может «окрашиваться» как разумным эгоизмом, то
есть «сегодня я помогу, а завтра – мне», так и побуждающими
импульсами Атмы, внутреннего высшего-«Я» — как ЕСТЕСТВЕН-
НОЕ побуждение к бескорыстной помощи.
(7) осознанное служение Богу, постепенное достижение наи-
высших состояний – уровней ЧИСТОГО ПРЕДАННОГО СЛУЖЕ-
НИЯ.
ДОПОЛНЕНИЯ: Стоит здесь привести ряд цитат из
книг К. Кастанеды, напрямую связанных с энергетической
картиной строения вселенной. Многое из нижеследующего
текста станет понятным (и читатель вообще имеет
возможность оценить уникальность и бесценность рассказов
дона Хуана!), если сделать несколько замечаний о терминах.
Эманации Орла – это, в «переводе» на более понятный
язык восточной эзотерики, энергии Бога или «энергетические
проявления» от Бога.
Неорганические существа = духи; лишенные Плотного
тела духовные существа. Неорганические светлой
направленности – это те же ангелы; темной направленности
– бесы. Но есть еще десятки видов или разновидностей
нейтральных бесплотных существований, которые нельзя
априорно отнести ни к силам тьмы, ни к силам Света.
Римские цифры в скобках, приводимые ниже, – номера из
двенадцатикнижия К. Кастанеды.
«[…Сущность вселенной напоминает светящиеся нити,
протянувшиеся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из
бесконечности в бесконечность — светящиеся волокна, обладающие
собственным, непостижимым для человеческого ума,
самоосознанием.» (IX, 21)
83
[Сравнительная автономность энергетических нитей, ступенчато
возрастающая в качественных отношениях от физических эфирах к
Ментальному плану и выше, вовсе не означает наличие собственного
сознания у этих нитей. Функции осмысления и сознания – прерогатива
личности, и если животные обладают зачатками самосознания, то
полнота человека как раз и проявляется прежде всего в способности
делать самостоятельные выводы. Отчасти проблема связана еще
и с тем, ЧТО считать сознанием? Сознание атома, например, о
котором пишет много раз Алисия Бейли в комментариях к «Тайной
Доктрине» ЕПБ, — тоже категория во многих отношениях условная. –
Примеч. Юри Каптена]
Это, разумеется, не означает, что Орел — живое и разумное
существо, «пожирающее» светимость всего живого вокруг себя.
Дон Хуан с естественным недовольством говорит о тех «жалких
людишках», «сентиментальных глупцах», которые стали видящими
по воле случая и привнесли в новую интерпретацию вселенной всю
массу собственных слабостей и предрассудков. Учитель Кастанеды
считал, что именно такие видящие навязали своим последователям
образ Орла, пожирающего человека в момент смерти. «Потом
он сказал, что в таком варианте описания налицо некоторая
ущербность и что лично ему не нравится идея относительно чего-
то, нас пожирающего. С его точки зрения точнее было бы говорить
о некоей силе, притягивающей осознание существ подобно тому,
как магнит притягивая опилки. В момент смерти под действием
этой грандиозной силы происходит дезинтеграция всего нашего
существа.
И вообще нелепо представлять такое явление в виде
пожирающего нечто Орла, поскольку неописуемое таинственное
действо превращается тем самым в тривиальное принятие пищи.»
(VII, 299)
Отдельный и довольно интересный аспект описания вселенной
Орла представляет структурная развертка эманаций. Многообразие
воспринимаемых магами миров связано как раз с тем фактом, что
эманации Орла распределены в пространстве неравномерно,
образуя огромные пучки. Древние видящие назвали эти пучки
большими полосами эманаций.
84
Нет смысла пытаться представить себе пространственные
соотношения между этими полосами, поскольку их расположение
вне трехмерного восприятия человека. Собственно говоря,
подобные структуры нельзя даже называть полосами — это
еще один условный термин, иероглиф, за которым скрывается
непостижимое. Неоднородность распределения энергии в
пространственно-временном континууме сама по себе является
вряд ли объяснимой объективностью — загадка такого устройства
мира в данном случае смыкается с изначальной тайной самого
бытия. Очевидно, рассуждая о фундаментальных принципах
вселенной (будь то в рамках современного естествознания
или самого утонченного оккультизма), мы выходим за пределы
вопрошания в ту область, где бессилие интеллекта, всегда
интерпретирующего не опыт, а собственные образы опыта,
делается совершенно явным.
Дон Хуан утверждает, что структура полос связана с типом
энергетических форм, который этими полосами порождается.
Число полос бесконечно, но для обитателей Земли доступны сорок
восемь подобных пучков. «Для видящего это значит, что на земле
присутствует сорок восемь типов организации, сорок восемь блоков
или структур. Одной из этих структур является органическая жизнь.
— Получается, есть сорок семь типов неорганической жизни? — Нет,
вовсе нет. Древние видящие насчитали семь полос, производящих
неорганические пузыри осознания. Иначе говоря, существует сорок
полос, формирующих пузыри, не обладающие осознанием. Эти
полосы генерируют только организацию.» (VII, 395)
Неорганическая жизнь — тема отдельная. Неорганические
существа, наделенные осознанием, являются объектом специального
внимания мага. Его контакты с этими странными энергетическими
формами оказывают серьезное влияние на практику, из-за чего
древние исследователи нагуаля назвали их «союзниками». Восемь
полос, на которых возможно развитие осознания, пересекаются с
тремя гигантскими пучками особой энергии. Дон Хуан утверждает,
что эти пучки и порождают жизнь. «Орел порождает осознание
посредством своих эманаций»,- говорит он.
«Его ответ заставил меня вступить в спор. Я сказал, что «Орел
порождает осознание посредством своих эманаций» звучит так же,
как «Бог порождает жизнь посредством своей любви». Типичное для
85
религиозного человека утверждение, однако сказать так — значит
— В основе этих двух утверждений лежат две различные точки
зрения, сказал дон Хуан.- Хотя я думаю, что оба они — об одном.
Разница в том, что видящий видит, как Орел порождает осознание
посредством своих эманаций, а человек религиозный не видит, как
Бог порождает жизнь посредством своей любви.
И он рассказал, что Орел порождает осознание с помощью трех
гигантских пучков эманации, проходящих сквозь восемь больших
полос. Пучки эти обладают особым свойством: они позволяют
видящему воспринимать оттенки. Один пучок производит ощущение
бежевато-розового цвета, похожего на цвет света уличных
фонарей. Цвет второго пучка — персиковый. Он подобен цвету
желтых неоновых ламп. Третий пучок — янтарного цвета, подобного
цвету чистого меда.
— Таким образом, когда видящий видит, как Орел порождает
осознание, он видит цвет,- продолжал дон Хуан. — Люди религиозные
не видят Господней любви. А если бы видели, то знали бы — она
либо розовая, либо персикового цвета, либо цвета янтаря. Человек,
например, относится к янтарному пучку. Впрочем, к этому пучку
относятся и другие существа.» (VI , 396)
По дону Хуану, в нашей полосе эманации розовому цвету
соответствует жизненная энергия растений, а персиковому —
энергия насекомых. В остальных семи полосах три пучка дают
начало различным типам неорганической жизни. В связи с этим он
коснулся особенностей энергетической структуры этих странных
созданий:
«Затем дон Хуан рассказал, что внутри оболочек неорганических
существ, формируемых семью другими полосами осознания,
отсутствует движение. Они выглядят как бесформенные сосуды,
обладающие очень слабой светимостью. Их оболочки совершенно
не похожи на коконы органических существ.
Они не обладают упругостью, качеством наполненности,
благодаря которому органические существа напоминают шары,
буквально распираемые изнутри энергией.
И единственное сходство между неорганическими и
органическими существами заключается в том, что и в тех и других
86
присутствуют либо розовые, либо персиковые, либо янтарные
эманации, порождающие осознание.
— Благодаря этим эманациям,- продолжал дон Хуан,- существа
восьми полос при определенных обстоятельствах могут вступать в
исключительно интересное общение.» (VII, 398)
Как мы уже говорили, остальные сорок полос не порождают
жизни или осознания, а формируют исключительно неживые
энергетические структуры. Древние видящие именовали их
сосудами, в отличие от коконов живых существ. Дон Хуан объяснял,
что сосуды характеризуются отсутствием собственной светимости и
абсолютной стабильностью конфигураций.
«Тебе следует усвоить: все, что есть на земле, обязательно в
чем-либо содержится… И все, доступное нашему восприятию,
всегда составлено из частей коконов или сосудов, наполненных
эманациями. Резервуары неорганических существ мы, как правило,
не воспринимаем вообще.» (VII, 399)
Сочетания больших полос эманаций формируют в нашем
восприятии цельные и замкнутые миры. Разумеется, это связано
с ограниченным объемом сенсорных сигналов, который может
обработать тональ посредством точки сборки.
Таким образом, полоса не является миром в качестве
перцептивного целого. Природа полос, очевидно, не связана с
восприятием вообще и относится к «нечеловеческой» целокупности
мироздания. Об этом сказано так:
«Мир в целом образован сорока восемью полосами. Мир,
который наша точка сборки предлагает нашему нормальному
восприятию, составлен двумя полосами. Одна из них — органическая
полоса, вторая — полоса, обладающая структурой, но не имеющая
осознания. Остальные сорок