аспекты и частные особенности раз-
личных систем древних знаний, стоит задать себе вопрос: а
И, если все-таки практиковать Йогу и(или) Цигун с бое-
выми искусствами практиковать стоит, насколько сочетаемы
эти столь казалось бы различные системы древних знаний?
При поиске ответов на первый вопрос, скажу сразу: вовсе
не обязательно! В конце концов, многие святые и подвижни-
ки достигали высочайших духовных высот даже без особых
занятий и упорных стремлений достичь прогресса в Хатха-
йоге, в методах Цигун или еще каких-либо телесных или пси-
хофизических практик.
Многие эти вопросы снимаются и все аспекты объединя-
ются после анализа нескольких понятий базисного характе-
ра: «мистический перенос», «духовная работа», «внутренняя
работа», «духовно-алхимические преобразования». В той
или иной мере, в своих разных и единых аспектах они, как
раз, и раскрывают содержание более общего термина: слово-
сочетания «духовное развитие».
103
Понимаемый сейчас как «обычный» или «традиционный»
путь духовного развития предусматривает следующие общие
механизмы или такую обобщенную энергетическую картину.
Почитающий Бога в довольно узких рамках ортодоксаль-
ной церковности или иной остальной экзотерической (т. е.
внешней) религии наибольшую часть свободного времени
проводит в молитвах. Особенно при посещении храмов.
Ест он или пьет, работает ли он на производстве или в офи-
се – его скрытые энергии, или цзин-Ци (см. сведения о видах
энергии и составе семеричного человека в ПРИЛОЖЕНИИ
1) переходят в активные энергии Ци, или Праны-Ци, по мере
нужд. Этот перевод скрытых энергий в активные жизненные
энергии происходит как в сравнительно осознанной, так и в
наибольшей своей доле в неосознанной форме. И эти энер-
гии, таким образом, постоянно расходуются, тратясь на со-
вершение земных жизненных потребностей. Чтобы скомпен-
сировать невозвратимый расход жизненных энергий Праны-
Ци, человек вынужден есть, пить и дышать.
Однако переваривание пищи и материально-вещественный
обмен веществ дает не стопроцентный КПД (коэффициент
полезного действия). То есть: для питания грубоматериаль-
ной пищи нужно тоже затратить какое-то количество энер-
гий, и энергия, получаемая при переваривании пищи, ока-
зывается также заметно меньше потенциально скрытой в
общем количестве поглощаемой пищи. Более того, вредные
отходы жизнедеятельности, не переваренные остатки пищи
– все это дает нагрузку на органы выделения, а те. в свою
очередь, также стареют и изнашиваются как и весь организм
Плотного тела.
Само старение – процесс достаточно сложный и многоа-
спектный «по-горизонтали» материально-вещественной пло-
скости – определяется двумя обобщенными характеристика-
ми: (1) износом материальных органов и функциональных
104
систем Плотного тела; (2) катастрофическим расходованием
невидимых жизненных энергий Праны-Ци Эфирного тела.
В итоге организм стареет не в линейной зависимости от
паспортного возраста, а в экспоненциальной, и обобщенная
кривая старения резко взмывает кверху во второй половине
жизни, обычно после 50 лет. Потому что износ самих орга-
нов выделения, то есть очищения организма, приводит к рез-
кому возрастанию накопления возрастных шлаков или отхо-
дов жизнедеятельности именно во второй половине жизни.
Когда человек верует в Бога, немалая часть жизненных
энергий Праны-Ци переходит в духовные энергии, или шэнь-
Ци в китайских терминах. Хотя само китайское понятие
шэнь-Ци достаточно не дифференцировано, и оно включает
в себя и энергии и Астрального тела, и Ментального тела,
и области духовного разума Буддхического тела, включая в
конечном итоге и развитие Атмы (Искры Божьей), все-таки
– пропорционально Вере – какая-то часть энергий переходит,
возносясь, в область человеческого Духа, укрепляя его.
Если же человек в Бога не верует, со временем он стано-
вится на краю могилы без каких-либо особых духовных до-
стижений и в очень в незначительной мере накопления опыта
духовного самопознания.
«Шумите вы, и только…» – заявляет Чацкий, главный герой
грибоедовского «Горе от ума», смотря на пустые развлечения и
балы петербургской знати.
Основоположник современной теории стресса – Ганс Селье
– в своей знаменитой в начале 1970-х гг. книге «Стресс без дис-
тресса» приводит такую историю. Умирающий старик перед
смертью говорит своему сыну: «Будь мудрее, сынок. Знаешь,
процентов 80 моих страхов. опасений и тревог на самом деле
не имели вообще никакого смысла!».
Иными словами, если смотреть с трансцендентных позиций и
105
эволюционной точки зрения, все заядлые прожигатели жизни,
гедонисты и материалисты оказываются фактическими «убий-
цами своей собственной Души»: их упорная приземленность
и отрицание духовности лишают их собственную Душу каких-
либо ощутимых эволюционных позитивных изменений!
Заметьте, пожалуйста, что так называемый «здоровый
образ жизни», не пить и не курить, ходить на лыжах и за-
ниматься с гантелями, как гражданин Корейко в знаменитом
«Золотом теленке» Ильфа и Петрова – значат здесь, то есть
с эволюционной точки зрения, почти ничего! Ибо «кто не
курит и не пьет – тот здоровеньким помрет». И не более того,
по крайней мере в данном земном воплощении.
Чем больше человек верует в Бога – а Вера есть суть осо-
бая духовная способность человека, достигаемая лишь по
мере зрелости Души (Атмы) в процессах ее перевоплощений
– тем больше энергий Праны-Ци переводятся в область шэнь,
или Духа. Ибо истинное содержание категории «шэнь» – это
Дух, а вовсе не астрально-ментальная область, как чаще все-
го сейчас утверждается в книгах по китайским даосским си-
стемам типа Цигун или Тайцзи-цюань. Но подмена духовно-
го душевными уровнями – сплошь и рядом встречается и в
современной эзотерической литературе.
Итак, верующий в течение всей своей земной жизни, пере-
водит цзин в Прану-Ци, а Прану-Ци – в шэнь, осуществляя
тем самым не что иное, как мистический перенос жизнен-
ных энергий. И это ему дает, уже в конце земного пути, эф-
фект мистического перехода, то есть попадание его душев-
ных оболочек +Атмы в более высокие по уровням тонкости
миры, в область посмертного пребывания святых и даже от-
дельных полубогов. Здесь, в этих аспектах, уж воистину –
«По Вере дается вам!»
106
Думая о Боге, мечтая о райских мирах, размышляя о сво-
ей будущей посмертной участи, проводя максимально воз-
можное время в молитвах и бдениях, верующий постепен-
но переносит все больший удельный вес своей внутренней
энергетики во все более высокие по тонкости уровни и слои
ауры. Внешняя плотская жизнь человека-животного сменяет-
ся со временем все более одухотворенной жизнью человека-
божественного.
Испрашивание Божьей благодати, направленность созна-
ния на получение мистических озарений – все это порождает
в верующем энергетический Нисходящий поток, направлен-
ный от Бога в низшую материальность.
В процессе формирования этого потока высветляются все
большее количество аспектов плотской жизни, обусловлен-
ной животным началом и все более очевидной становится
– при соответствующих медитативных размышлениях – вре-
менность и тщетность мирских упований на социальный
«успех», все более иллюзорными, призрачными и нестойки-
ми представляются накопленные материальные блага.
Участие в религиозных богослужениях, посвящение богу
результатов своей земной активности – все это порождает
Восходящий Поток, направленный из низшей вселенской и
человеческой материальности в Божественные миры и к са-
мому Верховному Господу.
Итак, основными достижениями верующего в его духов-
ной работе после формирования Нисходящего Потока слу-
жат прозревания в Божественные реалии и, наоборот, в иден-
тификацию низких помыслов и страстей животного начала, в
просветлении (почти в буквальном смысле этого слова!) со-
знания и всех низших аурических слоев-уровней. Мистиче-
ский перенос энергий к Богу порождает Восходящий Поток,
что создает возможности вознесения личности верующего
– уже после физической смерти – в высшие миры.
107
Насколько будут такие возможности реализованы? – это
уже зависит от многих факторов: насколько искренни были
молитвы к Богу и служение ему, насколько хватило «сил» и
энергий, насколько своевременно все это было осознанно и
реализовано.
Потому что даже монахи, ежемгновенно излучая изнутри
во внешний мир энергии Эфирного, Астрального и Менталь-
ного тела и накапливая в телесной «кукле» возрастные шла-
ки и разнообразные отходы низшей плотской жизнедеятель-
ности, – СТАРЕЮТ.
А посему, успеет или не успеет монах сформировать до-
статочно мощный Восходящий Поток, насколько высоко он
сможет вознестись и в какой уровень-слой? – все это решает-
ся индивидуально и сугубо индивидуально.
Многие монахи и святые подвижники могли бы выглядеть
очень молодыми и даже оказаться вообще вне своего физиче-
ского возраста, если бы они использовали энергии Нисходя-
щего Потока для омоложения и вычищения от шлаков своего
физического тела (то есть материально-вещественной «теле-
сной куклы» + сцепленного с ней Эфирного тела). Но это им
представляется одновременным образом и не нужным, и даже
опасным. Потому что омоложение тела чаще всего связано с
усилением плотского (животного) начала, и появление все
новых запросов от угасающего низшего-«я» субъективно рас-
сматривается как нежелательное. Да и мало кто может спра-
виться с этими мощными новыми запросами плоти и «эго»?
Более того, уходя в посмертное существование из земной
жизни, иные монахи, перенесшие почти все свои энергии в
более высокие уровни ауры, умудряются отбросить уже став-
шее ненужным Эфирное тело не на 9-й день, как это обычно
происходит у мирян, не отягощенных земными привязанно-
стями и кармическим воздаянием за грехи, а сразу же, в мо-
мент смерти. Тем самым на земле остается труп, сцепленный
108
с Эфирным телом, не подверженный разложению и распаду,
Это все, конечно, самая общая схема, и в ней конечно, есть
слишком много разных нюансов, аспектов, вариантов и дру-
гих тонкостей. Включая возможные здесь неполноценные
или явно ущербные стороны, потому что все не так просто и
гладко, как это описывается на бумаге.
Возрастание Веры как все большее проявление особой ду-
ховной способности человека – это конечно хорошо, но вот
средства земного проявления Веры – здесь далеко не всегда
все получается гладко и совершенно. Самая распространен-
ная ошибка кроется, конечно, в ПРЯМОМ ПОДАВЛЕНИИ
страстей и желаний плоти и «эго».
«Это – низзя; и это – тоже низзя. Значит – будем бороться
со страстями!!! – вот типичный бесхитростный и простец-
кий вывод начинающего верующего. Ибо он считает, что по-
давление страстей и означает если уж не расцвет духовного
начала, то, во всяком случае, – главное условие попадания в
рай.
Потому что самым примитивным выводом в современных
религиях чаще всего служат следующие бытующие пред-
ставления: «будете, дети, вести себя хорошо – попадете в
Рай». Хотя это, конечно, подмена самой сути религии, ибо
религия – это не духовный «намордник», не внешняя этика
и благопристойность, но суть средство познания Высшей Ре-
альности, средство развития осознанности «Я».
Иными словами, религия – это не хорошее поведение. Хо-
рошее поведение – следствие религии. То есть, результат
осознавания Божественного, результат служения Иисусу,
Шрир Кришне, или постижения пути Будды…
Принятие во внимание только Бога-внешнего, в отрыве
от знаний внутренней Божественной Искры (Атмы), в ито-
109
ге порождает ужасные ощущения тотальной греховности и
низости всего мирского. Вечное сосредоточение на грехов-
ности рождает чувство безысходности и уныния, и в страхах
не попасть в рай душа как бы затянута тучами отчаяния. Вся
жизнь в итоге превращается в тоскливое ожидание манны
небесной лишь после смерти.
Наступает – как удачно выразился некогда Роберто Ас-
саджиоли – «темная ночь души», когда включенный «про-
жектор» внутреннего самоосознавания и самооценивания
высвечивает пока лишь самые низкие потаенные уголки соб-
ственной психики, прежде пребывавшие скрытыми в темно-
те неосознанности и опьяненности материальной жизнью.
Естественно, что психологический дисбаланс, нервные
расстройства и психические срывы – все они будут есте-
ственными следствиями подобного прямого подавления же-
ланий и страстей «эго».
Нередко итогом здесь служат и противоположные тен-
денции – бесконечное самоиндульгирование, самопотака-
ние страстям в надежде на всепрощение от всемилостивого
Господа. «Ну согрешу я, ну украду то, что плохо лежит, все
равно – Господь простит мне» – вот такие могут быть мысли
в надежде на всемилостивого Бога.
Даже знание нетождественности «Я» и телесной оболоч-
ки, само по себе, все же не спасает. «Ну выпил я вчера во-
дочки, ну согрешил, так ведь это – не «Я» грешу, а тело мое
грешит» – подобных вывертов интеллектуального сознания
в бесконечном процессе самоиздульгирования может быть
При уповании на Бога-внешнего благотворительность и
милосердие, помощь страждущим и