все благие дела чаще
всего являются – по внутренней своей психологической мо-
тивации – ничем иным, как зарабатыванием «билета в Рай».
«Я вот помогал бедным, Господи, я раздавал то-то и то-то, я
кормил или утешал страждущих, Боже, а ты мне теперь дол-
жен обеспечить Рай».
110
И невдомек таким верующим, что святость и благочестие
– чуть понятия не столько этики и внешней нравственности,
сколько они должны быть явлениями онтологическими, не
причинами, но следствиями общего возрастания духовной
самоосознанности и расширения сознания в своих высших
сферах.
И эту необходимость развития и раскрытия духовного са-
моосознавания никогда не заменят и не подменят лишь со-
блюдение внешней обрядности и ритуалов, судорожные по-
пытки подавить страсти и желания, вести себя лучше, чем по-
зволяет достигнутые эволюционные уровни развития Души.
Еще одна крайность, распространенная у многих предста-
вителей внешних современных религий – пассивное упова-
ние на волю Бога. Там, где стоит и важно проявить личную
активность, принять решительно позицию на стороне Добра
или Зла, подобные верующие предоставляют обстоятель-
ствам проявлять себя, и, в итоге. сами оказываются жертвами
этих же обстоятельств.
Что ж, ограниченность сознания всегда порождает и
ограниченность результатов.
А, что касается непротивления злу насилием, то подоб-
ное непротивление чаще всего лишь умножает зло, а, значит,
такие люди уже кармически будут отвечать за свою пассив-
ность.
Йога, Цигун и боевые искусства – все они вместе или по-
раздельности существенным образом видоизменяют не толь-
ко телесное и психологическое состояние занимающихся, но
саму динамику и пути эволюционного преобразования лич-
ности.
Хотя и здесь есть свои варианты, возможные как позитив-
ные, так и негативные аспекты, свои перекосы в развитии
или, наоборот, прекрасные возможности развить и реализо-
вать внутреннюю Божественную природу человека.
Хотя есть само по себе практикование асан Хатха-йоги –
111
далеко не обязательное требование, и существуют разновид-
ности и частные «варианты» Йоги без обязательной практи-
ки асан, стоит все-таки начать с физических составляющих
Йоги, а также других близких систем древних знаний.
ВОПРОС ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ. Поскольку
даже самые первые плоды занятий Йогой, Цигун и други-
ми системами развития связаны с заметным улучшением не
только сознания, но и напрямую фактора физического здоро-
вья, стоит сделать небольшое отступление о продолжитель-
ности жизни. Тем более, что пока современные материали-
стические науки рассматривают продолжительность жизни
как простую линейную функцию от состояния телесных ор-
ганов и функциональных систем.
Когда люди спрашивают, насколько предопределена или,
наоборот, поддается контролю продолжительность жизни,
они чаще всего не догадываются, какой сакраментальный
вопрос они задают и насколько сложным для объяснения он
является.
Я не могу однозначно, раз и навсегда ответить на вопрос
о продолжительности жизни. Поэтому стоит здесь выделить
несколько основных аспектов, а выводы вы уже сделаете
сами.
Сравнительный анализ самых разных источников, относя-
щихся к Эзотерической Доктрине, свидетельствует, что дата
рождения, дата смерти – что и есть в мирском понимании
«продолжительность жизни» – определяется еще до момента
рождения человека. То есть еще до появления младенца на
свет Божий уже известна точное время его появления в мате-
риальном мире и такое же точное время ухода.
Некогда еще Сатья Саи сказал: «Продолжительность жиз-
ни человека определяется Тем, Кто дает эту жизнь. Ни на-
личие и качество лекарств, ни квалификация врачей здесь
112
значения по большому счету не имеют».
Иными словами, длительность земной жизни воплощен-
ного уже человека определена заранее, как и «расписаны»
все детали его жизни и события в ней.
Это, однако, суть самая общая схема, и если бы наша
жизнь ограничивалась только ею, жить было бы крайне уны-
ло, тоскливо и скучно. В самом деле, зачем какие-то усилия,
зачем к чему-то стремиться, зачем вообще что-то искать?
Но давайте задумаемся, а что именно предопределено?
– Сразу скажу, и это прежде всего стоит понять: предопреде-
лены сугубо ВНЕШНИЕ события, например, такого-то чис-
ла в такое-то время попал под машину или такого-то числа
выиграл в лотерею автомобиль… ВНУТРЕННИЕ события,
глубины самопознания человеком самого себя, внутрен-
няя радость от жизни – эти аспекты не поддаются каким-
то внешним анализам. А ведь наша жизнь составлена не из
внешних событий, но включает в себя внутреннее осмысле-
ние и внутреннее отношение к этим событиям, включая на-
копление опыта управления низшей материальностью и на-
копленный опыт самоосознанности.
В ряде эзотерических источников утверждается также, что
для живущих ныне на земле предопределено лишь ЭТО во-
площение – во внешних событиях и формах, но никак не сле-
дующее. Потому что особенности следующего воплощения
как раз и определяется суммарными итогами СОЗНАНИЯ,
накопленного, развитого и эволюционировавшего в ходе про-
житого нынешнего воплощения.
И, следует сказать, что даже в этой общей только что опи-
санной схеме есть свои особенности и даже исключения, о
которых люди или не знают или отмахиваются, предпочитая
не знать и не задумываться даже о дополнительных чудесных
возможностях.
113
Вспомним кинофильм еще советской эпохи «Неокончен-
ная пьеса для механического пианино» по произведениям А.
П. Чехова. Главный герой там открывает свой семейный фо-
тоальбом: вот он в грудном возрасте, вот он пошел в гимна-
зию, вот он в институте среди сокурсников, вот он женится,
вот у него появляются дети….
Знакомо? Не правда ли? САМАЯ СТАНДАРТНАЯ ЖИЗ-
НЕННАЯ СХЕМА.
А вот вам «хохмочки», которые явно не вписываются в эту
общую схему. Помню, что еще в советскую эпоху в отрыв-
ном календаре я нашел такую историю. На одном из лондон-
ских кладбищ была найдена могильная плита 18-19 века, на
которой было написано: «Здесь лежит Джон Смит, который
пьянствовал беспробудно и волочился за каждой юбкой. Но
однажды он по нелепой ошибке был трезв, чем незамедли-
тельно воспользовалась Смерть и унесла его». Судя по датам,
названный Джон Смит прожил почти 207 лет!
Дедушка Рамона – некогда моего университетского прия-
теля с Кубы – прожил 96 лет, выкуривая в день по 20 крепких
кубинских сигар.
Но самый удивительный спектр исключений из общих
схем и правил можно найти в жизнеописаниях йогинов и
мастеров Цигун. Вплоть до невероятных для современных
неописуемо «продвинутых», но вполне допускаемых в мире
эзотерики, историй.
Роберт Свобода в одной из книг своей трилогии «Агхора»
описывает, как во время его пребывания в Индии к нему во
сне явился один святой, который уже 750 лет, оставив свое
тело в пещере, пребывает в тонком теле. Святой пожаловал-
ся, что за это время корни деревьев проросли сквозь толщу
земли и теперь впиваются в его Плотное тело и мешают ми-
114
дитировать. Свобода отыскал то место, на которое ему указал
святой, подрубил топором корни деревьев…
На следующую ночь святой опять появился ему во мне и
поблагодарил.
Не очень поверив тогда этой истории, я не поленился за-
браться в свою библиотеку. И, действительно, нашел трактат
этого святого в переводе на английский с языка марати, отно-
сящийся к 1335-1360-м гг. А заодно – и жизнеописание этого
святого! Свобода, как современный истинный американец, о
Еще удивительнее история прожившего 723 года йогина
из ордена натхов Свами Брахмананды. Он родился 31 марта
1263 г., а умер 6 апреля 1986 г., при этом сменив 15 раз Плот-
ное тело довольно оригинальным способом. Его предыду-
щее тело как бы «таяло» или исчезало в Свете и мистическом
огне, а новое вновь появлялось…
Ну, сами понимаете, чтобы объяснить механизмы этих
процессов мне потребовалась бы отдельная книга.
В то же время, прошу вас понять, что эти феномены дол-
гожительства вовсе не свидетельствуют о том, что занятия
Йогой или Цигун позволяют отодвинуть смерть на неопреде-
ленное время, вплоть до тысячелетий. Наоборот, все наобо-
рот: просто Йога и Цигун являются ни чем иным, как элемен-
тарным механизмом реализации Божьей воли прожить долго
для данного человека.
Подумайте сами, может ли человек прожить по 300 лет
и более, питаясь жареными пирожками с пивом, работая в
офисе, скажем, менеджером в этом людском муравейнике?
Конечно, нет!
Йоги из ордена натхов вообще превзошли все рекорды
долгожительства. Например, судя по преданиям и легендам,
Бхоганатар (часто оно неправильно пишется на русском как
Боганатар) прожил, по одним данным 15 000 лет, а по другим
115
– 9 000 лет, а Горакшанатх, как утверждают общающиеся с
ним, и поныне живет в нашем мире.
Но Бхоганатар прошел ритуал кайя-кальпа, то есть «веч-
ное тело», после которого, пережив обязательную киниче-
скую смерть от принятия эликсира бессмертия, стал практи-
чески бессмертным. Он жил то в Китае, то в Индии, потому
что в древности это было фактически единое социально-
культурное пространство…
Однако, независимо от кайя-кальпы как ритуала, сверх-
продолжительность жизни обозначалась в школе йогов-
натхов как кайя-сиддхи.
Если вы помните, учитель Кастанеды – дон Хуан – ушел,
превратив сначала свое Плотное тело в сверкающее яйцо, а
затем исчезло и это яйцо. Сходные механизмы могли прояв-
лять не только древние видящие из числа китайских даосов,
но и индийские йоги вплоть до последних 300 лет. После их
ухода в воздухе оставалась только голубоватая дымка.
Кроме того, дон Хуан в своем обучении поведал Кастанеде
весьма и весьма важное понятие: интенсивность жизни. При
этом дон Хуан утверждал, что маги-толтеки могли за час
или пару часов развить интенсивность жизни, равную интен-
сивности всей жизни среднего обычного человека.
В заключение стоит затронуть еще один важный. Я бы
даже сказал сакраментальный вопрос – о страданиях. Для
обычного человека, с его мирскими привязанностями и при-
земленностью сознания, прожить даже какие-то 300-400 лет
будет означать неимоверные страдания. Похоронить всех
близких, расстаться даже со своими внуками… Б-р-р-р!!!
Это для них просто ужасно.
Неслучайно первая из четырех «благородных истин» буд-
дизма гласит: ЖИЗНЬ ЕСТЬ СТРАДАНИЕ. И основатель
116
Общества Сознания Кришны – Свами Бхактиведанта – как-
то повторил этот тезис, сказав примерно следуюшее. «Жизнь
есть страдание, а геронтология – как наука о долголетии –
означает изыскание новых способов продлевать страдания.»
Но позвольте спросить: «КАКАЯ жизнь есть страдание?»
Потому что человек, занимающийся самопознанием и созна-
тельным расширением своих возможностей, человек, иду-
щий по пути Йоги или Цигун, или служащий Богу – для него
время бесценно, и он найдет, чем заниматься с большим удо-
вольствием и 300, и 400 и даже 600 лет.
Если вам не хватает 24 часов в сутки для занятий Йогой
или Цигун (а чаще всего – их синтетическим индивидуаль-
ным обобщенитем) – разве такая жизнь означает страдание
или связана со страданием?
Просто сознание на этих уровнях другое: мирские «радо-
сти» так не привлекают; целеполагание активности человека
уже не связано с внешними объектами, властью, деньгами
или высоким положением…
Зато, наоборот, хочется чего-то нового из области вну-
тренних достижений, ставятся задачи достичь таких-то или
таких-то возможностей…
117
ШЕСТЬ ОСНОВНЫх ДРЕВНИх СИСТЕМ РАЗВИТИЯ
Йога, Цигун и боевые искусства – все они вместе или по-
раздельности существенным образом видоизменяют не толь-
ко телесное и психологическое состояние занимающихся, но
саму динамику и пути эволюционного преобразования лич-
ности.
Хотя ВНЕШНЕ – это казалось бы совершенно разные си-
стемы, по своей внутренней сути каждая из них представ-
ляет собой определенную разновидность преимущественно
статической или динамической Йоги.
И в каждой из них, даже взятых в их современных урезан-
ных формах, есть как позитивные, так и негативные аспекты,
свои перекосы в развитии или, наоборот, прекрасные воз-
можности развить и реализовать внутреннюю Божественную
природу человека.
Хотя есть само по себе практикование асан Хатха-йоги –
далеко не обязательное требование, и существуют разновид-
ности и частные «варианты» Йоги без обязательной практи-
ки асан, стоит все-таки начать с физических составляющих
Йоги, а также других близких систем древних знаний.
Если очень кратко выразить позитивные и возможные не-
гативные последствия основных известных сейчас систем
психофизического оздоровления и самосовершенствования,
мы получим примерно следующий ряд или список.
(1) АСАНЫ ХАТХА-ЙОГИ.
Позитивные качества: пробуждают активность скрытых
в связках и сухожилиях энергий, открывают 12 мышечно-
сухожильных меридианов Эфирного тела, помогают акти-
визировать 12