классических и 8 чудесных меридианов. Раз-
вивают мощный иммунитет, не дают возможности стареть и
закостеневать мышечным связкам и сухожилиям, развивают
118
гибкость и текучесть Плотного тела, помогают рассасыва-
нию жиров и накопленной лишней массы тела. Позволяют
сравнительно быстро восстановить силы после состояний
усталости. Увеличивают способности к обучению, способ-
ности к «астральным полетам».
Помогают управлять силой сцепки Эфирного тела с Плот-
ным телом, уменьшая последнюю контролируемым образом.
Негативные качества: систематическая практика асан
Йоги без пранаям способствует быстрому «сгоранию» всех
энергетических резервов, в перспективе – ускоряют старение
и возрастную уязвимость организма.
(2) МЕДЛЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ХАТХА-ЙОГИ. Сравни-
тельно малоизвестная область, описанная разве что в книге
Э. Хейч «Йога и здоровье современного человека» и практи-
куемая отчасти в подготовке разведовательно-диверсионных
групп войск НАТО как минимум с конца 1950-годов. Состоит
в медленном исполнении каких-либо движений типа «подня-
тие камня», «метание копья», «перенос груза», выполняемых
перед большим зеркалом.
Позитивные стороны: наращивание грубой физической
силы, развитие большой выносливости и желаемых объемов
мышц без привлечения специальных диет или анаболиков. И
самое главное – без огромных расходований эфирных энер-
гий Праны-Ци, как это происходит в европейских варварских
спортивных системах.
Негативные стороны: привязанность сознания к грубой
телесной форме и сужение жизненных и интересов духовно-
го характера. Уменьшение диапазона восприимчивости лич-
ности к тонким энергиям
(3) МЕДЛЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЦИГУН И ТАЙЦЗИ-
ЦЮАНЬ. Довольно известная сейчас древняя система зна-
ний китайских даосов, представленная как разные версии ки-
119
тайского Цигун и оздоровительные варианты Тайцзи-цюань.
Существенные стороны и требования: строгая синхрони-
зация движений с ритмами дыхания, прямые чистки Эфир-
ного тела потоками жизненных энергий эфирных уровней,
делающие невозможным возникновение рака и огромного
множества самых разных заболеваний. Подразумевается со-
ответствующие визуализации что, в случае знания движений
и активности «китайских меридианов» дает феноменальные
результаты в оживлении, восстановлении и укреплении фи-
зической формы. Позволяет отодвинуть само понятие «ста-
рость» на неопределенно далекие времена.
Если асаны Йоги ослабляют силу сцепленности Эфирно-
го тела с Плотным, облегчая «астральные полеты» и многие
другие феномены, то медленные движения Цигун и Тайцзи-
цюань служат здесь антиподом, наоборот, усиливая интегра-
цию Эфирного тела и «телесной куклы» из молекул плотного
мира.
Негативные стороны: привязка сознания к комплексу
Плотное + Эфирное тело, при отсутствии религиозных уста-
новок и осознанной богонаправленности всей жизни чаще
всего наблюдается неконтролируемые животные реакции,
чувство «эго» и неконтролируемая похотливость даже в по-
жилом возрасте.
(6) даосская духовная алхимия – сочетание статических
позиций, медитаций и медленных динамических форм, под-
линные начала которых теряются в незапамятной древности.
Известные ныне комплексы были разработаны древними ви-
дящими, но в пределах не Мексики, а Китая.
Позитивные стороны: позволяют вывести на качествен-
но более высокие уровни занятия Цигун. По сути, медленные
движения Цигун – это подготовительный этап или вводные
уровни подлинной внутренней работы древних даосов.
Именно ее и называют часто, и вполне обоснованно (!),
«китайской йогой».
120
Негативные стороны: в известных ныне (но только в из-
вестных!) комплексах и медиативных занятиях пределы из-
менений ограничиваются обычно Эфирным телом, которое
и выступает основной мишенью или целью для преобразо-
ваний.
(5) БОЕВЫЕ ИСКУССТВА И ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ. Боевые
версии Тайцзи-цюань – это вовсе не приближенные к Цигун
и даосской алхимии, но скорее наоборот, чисто прикладные
области древних знаний.
(6) МАГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ К. КАСТАНЕДЫ. Судя
по введению самого Кастанеды, они, на самом деле, – со-
временная аббревиатура магических пассов мексиканских
магов-толтеков, выхваченные из контекста всей древней си-
стемы знаний, лишенные соответствующих утерянных ныне
мантр и ритуальной части.
Позитивные стороны: жесткое самоотслеживание пси-
хологических настроек, регуляция и управление пучками
энергетических нитей, перестройка и реструктуризация ау-
рического кокона, возможности непостижимых «маневров»
внутренней энергетикой.
Негативные стороны: одна из самых опасных в психиа-
трических отношениях систем. Самовольные движения точ-
ки сборки потом часто бывает невозможно вернуть обратно.
Отсутствие достаточно квалифицированных Наставни-
ков делает самовольные занятия, связанные с манипуляцией
точки сборки сознания или просто невозможными или край-
не опасными для психического здоровья.
Проблема сочетаемости разных систем – она
решается чаще всего сугубо индивидуально.
Я всегда считал, что каждый ученик или ученица, подви-
завшиеся на духовном Пути, должны иметь иметь свой соб-
121
ственный набор практик и конкретных методов, сообразно
индивидуальным предпочтениям, ставящимся конкретным
целям и частным задачам.
Если вы вызываете в свою квартиру водопроводчика или
электрика, они приходит с чемоданчиком своих инструмен-
тов, ранее многократно опробованных. Эти специалисты
знают, для чего используется каждый имеющийся у них ин-
струмент, понимают, как они действуют, и потому успех их
визита предрешен.
Они не забивают гвозди отвертками и не используют шу-
руповерт, чтобы что-то распилить.
То же самое касается и инструментария методов самораз-
вития: каждая практика имеет свои собственные цели, до-
статочно ограниченные задачи и производимые эффекты,
подобно инструментам в чемоданчике водопроводчика или
электрика.
Каждая из приводимых в этом разделе практик имеет свое
космическое вознаграждение, каждый разученный и практи-
куемый метод в той или иной мере изменяет судьбу, каждый
элемент практикования прибавляет что-то в процессы самоо-
сознавания, по крупицам обогащая накопленный внутренний
опыт.
Приступая к занятиям сегодня, продолжая их завтра и по-
слезавтра, вы, как некогда и я сам, даже не представляете
себе, насколько далеко вы можете продвинуться через годы,
насколько качественно более совершенной окажется в даль-
нейшем вся ваша жизнь.
Из ничего не возникает ничего. Фантазирование о вашем
развитии и самобольщения о просто неописуемой вашей бес-
корыстности и правильности – всего лишь фантазирования и
иллюзии развития. Годы, проведенные в словесной демаго-
гии, пусть даже целых тоннах красивых слов и тысячах пра-
вильных умозаключений, никогда не дадут тех результатов,
122
которые достигаются только конкретными практикованиями
конкретных методов.
ТРИ ТИПА ПРАКТИК
Я прекрасно понимаю, что для новичков — как впрочем и
для более опытных занимающихся — крайне трудно поначалу
распознавать:
(1) упражнения и практики сугубо утилитарного предна-
значения. Например, комплексы для снятия жиров с женских
талий, просто наиболее оптимальные сочетания упражнений
на растяжку и проч. Их в Интернете сейчас море, как и тыся-
чи инструкторов и очень неплохих тренеров.
(2) практики и упражнения на раскрытие внутрен-
них способностей, развивающих душевные оболоч-
ки — Эфирное тело, Астральное тело и Ментальное тело.
Здесь работают тысячи психотерапевтов, всякие ре-
берфинги, Рейки или методы холотропного дыхания.
Но все они не только не дают физического бессмертия как
способности управлять возрастом и сотворить себе желаемое
Плотное тело, и и не решают проблему Освобождения (Спа-
сения души в православных терминах).
Моя книга «Основы медитации-1» в издании 1992 г. как
раз и относилась к этой категории и предназначена лишь для
первоначального развития самих способностей нестандар-
тно мыслить и наработать способности к повышенному осо-
знанию.
(3) практики освобождающие, то есть ведущие к подлин-
ной духовной самореализации. Это углубленные уровни хри-
стианства (то есть монашеское христианство), буддийская
тантра, индийская тантра, тибетские практики… Сбюда же
123
относятся отдельные представители кришнаитов, шиваитов,
единичных представителей монашествующих в горах Китая
даосов…
Культи святости вообще давным-давно исчез в современ-
ном мире, от Южной Америки до Западной Европы и Вос-
точной Азии…
ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ПРАКТИКОВАНИЯ
ЙОГИ И ЦИГУН
О значимости фактора сознания в успешности
овладения искусствами Цигун и БИ сейчас говорят даже
материалистически настроенные китайские мастера
и тренеры. Еще более это относится к Йоге, ибо само
предназначение Йоги – это прежде всего развитие сознания.
Эти аспекты понятны многим, но, увы, чаще всего – только
в самом общем виде.
Так или иначе, занимающиеся ученики проходят,
обобщенно говоря, четыре уровня или стадии:
(1) знакомство, изучение сугубо внешнего исполнения
форм китайского Цигун (типа например «Белая Змея
прижимается к земле»), ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ форм,
составляющих комплекс (по-английски обычно называемых
routines), индийских асан и проч.
Этот уровень часто сопровождается погоней за
совершенством сугубо внешнего исполнения; тренеры
поправляют положения рук, выравнивают ориентацию
предплечий, следят за сантиметрами выдвигаемой вперед
стопы… Но при этом забывают или просто не знают
элементарные вещи, связанные с энергетикой.
124
Например, на занятиях по Йоге наставники сами сидят с
зажатыми подмышками, тогда как подмышки должны быть
всегда полуоткрытыми (для свободного протекания энергий
по эфирным «китайским» меридианам). Но специалисты по
Йоге не знают структуры «китайских» меридианов, и правило,
что в сидячей медитации подмышками должен помещаться
целлулоидный шарик для настольного тенниса – этого они не
знают, и соответственно никого не учат.
Более того, выход на уровни чувствования внутренних
энергий позволяет САМИМ занимающимся поправлять
положение кистей, предплечий и определять расставленность
ступней на основе лучшего протекания энергий. Этот
последний момент я открыл самостоятельно, и спустя 10-12
лет нашел в письменных наставлениях мастеров ту же самую
рекомендацию: «пусть поток энергий Ци определяет форму,
а не форма – потоки Ци».
Но все-таки сначала следует – пусть даже не очень
правильно – разучить внешние движения телесной формы.
А это, в свою очередь, подразумевает надобность особый
формы памяти – памяти на движения. Более того, западному
человеку, столь сильно интеллекутализированному в
современную эпоху, здесь особенно трудно, потому что при
разучивании комплексов интеллекту не за что зацепиться.
Дальнейшее практикование и понимание скрытых
эффектов и сути упражнений – спустя уже многие годы – даст
возможность вовлекать в занятия и интеллект. Но все-таки
чаще всего лица мастера шаолиньского кунг-фу или частенько
– Тайцзи-цюань не носят на себе следов интеллектуальной
деятельности.
Да и, строго говоря, весь образ жизни и мировоззрения
подавляющего большинства китайских наставников не
несет в себе развития и проявление свойств духовности:
еда, оборона, сон и совокупление (эти четыре обобщенные
реакции, роднящие человечество с животным царством) у
них просто обогащаются занятиями кунг-фу или Тайцзи.
125
(2) выход на энергетические уровни практикования, и здесь
основное условие и исходное требование – чувствование
внутренних энергий. И этот аспект – не только важен в Цигун,
ушу или шаолиньских комплексах, но и в Йоге. Когда-то
Б. К. С. Айенгар заметил: «Когда я чуть-чуть неправильно
сажусь в асану – я немедленно это ощущаю по внутренним
изменениям потоков Праны».
.У одних занимающихся эффект чувствования потоков
внутренних энергий проявляется спустя несколько недель
после начала практикования, у других же на это уходят
многие годы. Влияют астрологические особенности дней
зачатия, дней рождения и история предыдущих воплощений.
Как правило, древние Монады, давно воплощавшиеся на
Земле, намного быстрее начинают чувствовать скрытые для
большинства энергетические аспекты исполнения форм и
асан.
Следует всегда помнить, что само понятие «форма» –
это не только идеальный компромисс между статическим и
динамическим аспектами ЛЮБОГО тренинга, но что каждая
форма имеет свое структурирующее энергетику человека
воздействие. Иными словами, если говорить в терминах
Кастанеды, каждая форма ушу, Цигун или аналогичных
таиландских или малайзийских систем – магические движения.
Но только если эти навыки сопровождаются развитием
религиозности – тогда и только тогда занятия восточными
древними системами дают реальные плоды и действительно
представляют собой подлинное РАЗВИТИЕ человеческой
Атмы (Души, или Искры Божьей).
(3) продвинутые уровни практикования древних систем
развития с приобретением особых паранормальных
способностей. Это, фактически, уровень Мастерства. Если
126
кто-то практикует 10-15 лет комплексы Йоги и (или) Цигун и
не приобрел какие-то паранормальные способности, значит
они или занимается неправильно или же Карма его настолько
тяжела, что «заблокированность» тонких тел-оболочек не
дает ему проявить богоданные внутренние возможности.
(4) уровень освобожденных Душ, когда на все мирские
явления, астральные чувствования и на ментальные импульсы
подвижник смотрит как на игру воображения, как на грубые,
промежуточные или тонкие уровни иллюзий. Есть только «Я»,
Атма, а все остальное – не более чем космический сон Души.
СРЕДНИЕ УРОВНИ УЧЕНИКОВ: ОТ ПЕРВЫх
ШАГОВ ДО ПЕРСПЕКТИВ СОВЕРШЕНСТВА
Под средними уровнями практики учениками лично
я подразумеваю не столько окончание периода, когда
занимающиеся Йогой и (или) Цигун освоили несколько
практик и (или) комплексов упражнений, сколько начало
осознавания и размышления, что именно они делают, для
чего они делают то-то или то-то, за счет чего достигаются
позитивные эффекты, и что это может дать в перспективе.
Занятия в группах нужны и полезны для того и только для
того, чтобы побыстрее освоить сугубо технические элементы
отдельных практик, методов и комплексов. И не более того.
Потому что основная работа, которая собственно и может и
должна называться «внутренняя работа», состоит в сугубо
индивидуальном изучении скрытых сторон практикуемых
методов, их влиянии на сознание, на