возможностей ума, психики и телесной формы.
И никакая группа вам этого не позволит сделать. Хотя бы
потому, что в группах занимаются ученики с совершенно
разными уровнями из предыдущих воплощений, разными
скоростями эволюции Души, разными способностями
чувствовать энергии, да и с разной принадлежностью к тем
127
или иным из Семи Лучей (если вас интересуют различия
Семи Лучей, смотрите этот аспект в книгах Алисы Бейли, а
не в моих книгах).
Поэтому, так или иначе, рано или поздно, но ученики
должны приступить к индивидуальному познанию и
осмыслению собственного опыта практикования восточных
методов и древних систем развития, если они хотят
продвигаться дальше.
1. общие аспекты
На ранних этапах осознанного развития все обстоит
довольно просто. Практикуете то-то и то-то, на выходе
– результатом – имеете это и это. Вопрос стоит лишь о
систематичности и медицинских противопоказаниях. Так
обстоит дело примерно первые пять лет практикования.
Однако, в дальнейшем ситуация изменяется в сторону от
столь понятной, довольно предсказуемой и вполне ожидаемой
схемы. Все дело в том, что все больший и больший вес
начинают приобретать факторы сознания.
Об эмоциональных тормозах известно давно: в книгах
А. Бейли неоднократно говорится, что кризисы, депрессии
и просто плохое настроение для большинства учеников
являются самым существенным ограничением. Это понятно:
когда настроение плохое, не то чтобы заниматься – порой и
просто что-то делать не хочется.
На самом деле, проблемы состоят не только в «астральных
тормозах», на дальнейших уровнях наиболее сильным
тормозом и препятствием оказывается отсутствие видения
или точнее сказать прозревания перспектив, недостаточная
информированность о последовательных ступенях и уровнях
развития. То есть на дальнейших этапах и промежуточных
стадиях развития главное препятствие – незнание ЦЕЛЕЙ
практикования.
Так что сводить все просто к прекрасному здоровью, к
128
управляемым состояниям всего лишь Физического тела
(Плотное тело + эфирный дубль) – как это чаще всего
заявляется в СОВРЕМЕННЫХ книгах по даосизму, китайским
системам и Йоге – будет неправомерно, ограниченно и потому
неправильно.
Ранее разученные практики становятся привычными,
продолжение их практикования порой становится скучным,
а эффекты …пропадают! И дело здесь часто кроется не
столько в падении концентрации или других технических
аспектах, сколько в проблемах самого сознания. Эффекты
пропасть не могут – это иллюзия. Просто сознание требует
чего-то большего, чего-то выдающегося, то есть опять-таки
имеем проблему «включения астральных тормозов».
Если практик у ученика слишком мало – это плохо. Потому
что они очень скоро наскучат, делать их все время, каждый
Если у Вас будет слишком много практик – это тоже плохо.
Будут метания из стороны в сторону, и шансы не достичь
успехов ни в каких отношениях – весьма вероятны.
Очень часто бывает, что не ощущая немедленного и
большого прогресса в занятиях китайскими или индийскими
практиками ученики начинают метаться из одной стороны в
другие – сегодня они пытаются освоить «астральные полеты»
с осознанным и управляемым выходом из тела, завтра –
практики омоложения, послезавтра – срочно изучают методы
увидеть ауру… Эти метания – тоже, надо сказать, довольно
стандартная реакция, и, опять-таки, только сознание самих
занимающихся в состоянии их прекратить.
Каждому занимающемуся целесообразно создать себе
некий набор, «комплект» или подборку упражнений-практик,
которые он, чередуя, будет систематически практиковать.
129
Когда возникает уныние, когда падает вера в практики и даже
в самих себя, стоит помнить о двух спасительных средствах,
или двух типах «лекарств». Во-первых, ВСЕ монашеские
традиции в самых разных религиях, а значит – продвинутые
уровни постижения Бога, предусматривают ОЧИЩЕНИЕ
СОЗНАНИЯ как первичный и исходный этап для духовного
роста и обучения. Вся муть в сознании, весь интеллектуальный
мусор, привнесенный порочной цивилизацией, обществом,
не видящим целей и духовных ориентиров, – все это должно
быть вычищено и устранено из ума. На поле, заросшем
сорняками, полезные кормовые растения вырасти не могут.
Для современного среднестатистического человека само
словосочетание «очищение сознания», увы, покажется
малопонятным и странным – «а для чего чистить сознание?»,
да и «зачем это надо? Мне итак хорошо»…
Вторым, параллельным средством от надвигающихся
застоев и кризисов в практиках служит повторение и более
глубокое изучение скрытых аспектов уже давным-давно
освоенных практик и известных методов. Следует учитывать,
что практически каждая из восточных практик или методов
имеют целый спектр скрытых аспектов, нюансов и граней, а
также – что куда более важно – уровней их исполнения.
Так что повторение – не только «мать учения», но и
наиважнейшая основа и едва ли не главный залог успехов
духовных. Последнее слово – самое важное. Что толку, если на
могильной плите будет написано «он в совершенстве освоил
технику Тайцзи-цюань стиля Ян». Любое практикование
имеет и должно иметь свои духовные плоды, привносить в
самопознание новые горизонты внутреннего опыта. И это
как раз и оказывается самым ценным.
Простейшее, казалось бы, отжимание на ладонях от пола
– этот варварский западный метод развития (варварский
потому, что он сопровождается колоссальными потерями
энергий ци, включая унаследованные от родителей запасы
цзин-ци) – имеет довольно сложную и многообразную
130
энергетическую картину, то есть сопровождается целым
спектром очень интересных скрытых нюансов на невидимых
уровнях.
Когда тело отжимающегося расположено горизонтально и делаются
интенсивные вдохи-выдохи, оно начинает взаимодействовать с
горизонтальными эфирными токами, подкрепляясь последними
(вспомним «Космогоническую концепцию розенкрейцеров» Макса
Генделя). Тем самым усиливается животная составляющая грубой
телесной формы, и Плотное тело укрепляется. Кроме того, если
голова смотрит на север, а ноги вытянуты, соответственно, на юг,
магнитная составляющая Эфирного тела взаимодействует с линиями
магнитного поля Земли, что также усиливает этот наш эфирный дубль.
В процессе отжимания от пола резко активизируются ручные
мышечно-сухожильные меридианы, помогая пробить пробки (если
таковые имеются) или просто заставляя течь огромные количества
энергии по пяти ручным меридианам плюс пронизывающий чудесный
меридиан (за счет насоса-помпы в области на спине между лопаток).
Поскольку кровь – переносчик эфирных энергий, резкая
активизация кровотока помогает «прокачать» огромные количества
энергий по «водопроводной» системе всех 12 меридианов, и Плотное
и Эфирное тела получают также эффекты очищения. Особенно,
если место для занятий – чистое и все это делается на природе
(но в отсутствии непосредственного контакта с землей, то есть на
изолирующей подстилке!).
Еще один аспект – вдыхание при отжимании на природе НА
КОВРИКЕ самых плотноматериальных «порций» приземной Ци,
содержащихся именно в приземных слоях воздуха. Это – тоже фактор
укрепления тела (хотя бы для компенсации огромных расходов
энергий подобных динамических практик).
Особо следует учитывать, что каждое из упражнений
«классической» хатха-йоги имеет целый спектр
эффектов на более грубых уровнях эфирных меридианов,
и, наоборот, каждое упражнение «классического»
Цигун – например, комплекса 64 формы Дикий гусь –
сопровождаются усилениями и гармонизирующими
эффектами деятельности чакр и потоков нади Иды и
Пингалы.
131
Кроме того, вдумчивое отношение и неспешный анализ
многих религиозных постулатов способен нередко дать
выводы, едва ли не противоположные первым и, казалось бы,
очевидным выводам из внешней картины некогда бывших
событий.
Возьмем, к примеру, основные фундаментальные
положения дзен-буддизма (или, по-китайски, направления
чань). Боддхидхарма, декларировавший отказ от книжных
знаний и ненужность совершения благих поступков, сам
некогда получил прекрасное образование. Происходя из
царского рода местных индийских раджей, у него была
прекрасная библиотека во дворце, и, по обычаю тех времен,
как царевич, он имел как минимум одного персонального
учителя-наставника из касты брахманов.
И эта осведомленность не раз спасала самого Боддхидхарму
(Да-мо по-китайски) в сложных жизненных ситуациях.
Поэтому какой-то минимум осведомленности безусловно
необходим и для тех, кто пытается практиковать дзен как
чистую классическую доктрину.
Возьмем, далее центральный эпизод Сутры Помоста
Шестого Патриарха Дзен – из любой версии текста,
ставшего каноническим. На стихотворное утверждение
– гатху – претендента на мантию и символ Патриарха, что
надо много медитировать и трудиться в духовных подвигах
по очищению сознания, Хуэй-нэн ответил, что «чистое
зеркало [сознания] изначально чисто, и грязи на нем взяться
неоткуда». Правильно! Потому что Хуэй-нэн принес в свое
новое воплощение все плоды и достижения из прошлых своих
воплощений. Он был Просветленным с детства! Он видел
Атмы – свое истинное высшее- «Я», и потому утверждал об
изначальной незагрязненности Атмы и временности всего
низшего. Но для большинства монашествующих этот опыт
был непонятен и недоступен, ибо высшее всегда может
понять низшее, а наоборот – никогда. Поэтому неизвестно,
132
кто на самом деле был бы лучшим Патриархом – Хуэй-нэн
или неудачный претендент…
Следует учитывать, что с энергетических позиций
почти весь буддизм, а дзен-буддизм – целиком, основан на
индивидуальной работе Атмы. То есть на духовной работе
Атмы как частицы Бога, пребывающей в космическом
сне-иллюзии и проходящей очередной цикл бесконечного
самопознания в своем духовном развитии.
Атма – наше истинное, или высшее-«Я» – подобна
сверхъяркой лампе, окруженной системой из абажуров. Но
даже самая яркая лампа не будет видна, а не то, чтобы еще
и освещать комнату, если ее закрыть серией закопченных
непрозрачных от грязи абажуров. Поскольку УДАЛИТЬ эти
абажуры, заслоняющие свет Атмы, мы не можем, и каждое
из тел-оболочек Атмы имеет свое важную функцию и
предназначение, единственный выход – очистить их, сделать
такими, чтобы духовное сияние Атмы проникало не только
во внутренний мир, но и освещало всю земную жизнь.
Что касается «классической» Йоги, даосских методов
Цигун и прочих древних практик, то следует помнить – все
древние канонические тексты типа «Хатха-йога-прадипика»,
«Шива-самхита», «Гхеранда-самхита» и проч. – все они
были предназначены для людей религиозных. Для тех,
кто исповедовал атеистические доктрины и не признавал
верховный авторитет Вед, все подобные знания были закрыты
и категорически запрещены самой кастовой системой.
Этот факт тоже, кстати, имеет свое значение. Повышение
аурического излучения за счет выжимания скрытых запасов
ЦЗИН из сухожилий, связок и фасций, подразумевало
направление этих обычно теряемых энергий в образ ишта-
дэваты – на почитаемую форму Бога. Если материалисты,
практикующие асаны Йоги готовы потратить всю вновь
обретенную молодость в ресторанах, на дискотеках и
133
прочю, религиозные практикующие Йоги выделенные
энергии направляли в область Духа, так что Йога выступала
изначально как «ускоренное транспортное средство» на
пути к Богу, была инструментом богопознания и духовной
самореализации Атмы.
Ну а здоровье и неимоверная живучесть – эти аспекуты
всегда были явно второстепенными и носили характер
следствий практикования, а не целевым основанием для
занятий Йогой.
2. СОЧЕТАЕМОСТЬ ПРАКТИК
Другая тенденция, которая возникает обычно на средних
уровнях практикования, помимо ослабления концентрации
и появления чувства «неэффективности» методов и потому
унылости, состоит в самостоятельных экспериментах с
«творческим» сочетанием практик или внесением в них
изменений.
Действительно, стоит признать, что само поле для
экспериментов с сочетанием практик от разных школ –
неимоверно огромное. Да и многие сочетания в утренних
и особенно в вечерних тренировках действительно дают
настоящее волшебство скрытых чудесных возможностей.
Но иногда эти результаты могут оказываться
противоположными ожидаемым позитивным эффектам.
И потому трюизмом будет сказать здесь об особой
осторожности. Как правило, наша чувствительность
сильно отстает от возможностей мгновенной регистрации
возможных негативных эффектов самостийного смешивания
Может, например, появиться желание делать некоторые
практики на ходу, во время движения, скажем, на работу.
Что ж, для некоторых методов это вполне допустимо.
Но эффекты от практик, предназначенных для сидячей
134
стационарной позиции, конечно, будут ниже, и это не отменяет
целесообразности их практикования сидя в нормальных
условиях.
Далее, может появиться желание опускать – нередко
опять-таки на ходу – Иисусову молитву в область нижнего
дан-тяня. Да, и такое возможно, но только для достаточно
опытных практикующих, с большим стажем внутренней
работы.
С нижним дан-тянем вообще есть много сложностей и
неоднозначностей, о которых или ничего не известно авторам
книг, особенно переписывающим китайские первоисточники,
или же сознательно не сообщается. Многие аспекты прямых
нагнетаний жизненных энергий в нижний дан-тянь я уже
описал подробно ранее, в моей книге «Подводные камни
в море биоэнергетики». Так что повторю и выделю здесь
только основные моменты.
Подобно телу нашей планеты Земля, в области нижнего дан-
тяня сопряжены и пересекаются несколько противоположных
сил, тенденций и качеств. На грубых уровнях нижний дан-
тянь – прибежище животных реакций и вообще всей низшей
жизненности. Так что нагнетание туда энергий – даже в
пожилом возрасте – вызывает всплеск животной похоти,
корысти, эгоизма параллельно с возрастанием жизненных
сил и некоторыми эффектами омоложения.
Но, на высших уровнях Ментального плана туда
проецируются светоматрица