раз-
Так или иначе, прошу вас обратить внимание на тот факт, что
приведенный список, перечень или перечисление уровней в «вось-
миступенчатой Йоге» Патанджали полностью совпадает с утверж-
даемыми ценностями в китайских даосских практиках и древних
боевых искусствах (БИ), от древних даосских до сравнительно но-
вых буддийских комплексах монастыря Шаолинь.
Этот общий подход к стратегии саморазвития имеет свои
преимущества. Во-первых, в чисто техническом аспекте гру-
бым телом и самыми грубоматериальными аспектами жиз-
ненности управлять всегда проще, чем тонкими. Человек
без особого труда может контролировать положения своего
Плотного тела, четко осознавая например свои способности
сесть в шпагат, успехи в поворотах вправо и влево; намно-
го сложнее оценивать беспристрастно свою эмоциональную
стабильность и еще на порядок сложнее – руководить ум-
ственными своими состояниями.
Во-вторых, такая общая схема примерно соответствует
144
и эволюционному развитию человечества. Так, во времена
древней цивилизации Лемурии (Третья Коренная Раса чело-
вечества) посвященным считался человек, в совершенстве
владеющий своим Плотным телом, и асаны той системы, что
сейчас составляет основной предмет Хатха-йоги, – это было
основным объектом и вершиной любого эзотерического обу-
чения.
В эпоху Атлантической цивилизации (Четвертая Коренная
Раса) наиболее продвинутая часть воплощенного человече-
ства изучала основы Лайя-йоги, в которой людей учили вла-
деть своими эмоциями. Под руководством опытных Настав-
ников ученики или вводили себя в состояния безудержной
радости или же беспробудной печали и тоски [понятно, что
все это совершалось под бдительным наблюдением Учите-
лей!]. Во времена поздней Атлантиды и пост-атлантических
Царств, включая и древний Египет, к этому добавили работу
над совершенствованием в концентрации и, наоборот, дис-
концентрации, а также учеников знакомили с местами Силы,
учили распознаванию природных участков местности с Вос-
ходящими и Нисходящими потоками…
В Арийскую эпоху Пятой Коренной Расы, когда появились
эволюционные способности к интеллектуальной деятельно-
сти, сюда добавилась Раджа-йога, или «царственная йога»,
учащая контролю Разума.
Сейчас, на подходе к нарождению представителей Шестой
Коренной расы, все возрастающую роль и значимость будут
приобретать контролирование способностей к ясновидению,
яснослышанию и других тонких мистических способностей
человека.
Таким образом, общая генеральная линия Йоги как осо-
бого искусства контроля способностей и аспектов деятель-
ности человека от грубых ко все более тонким проявлениям
– довольно проста для понимания и соответствует естествен-
ным большим этапам в эволюции человечества.
145
И, поскольку в общем развитии человека от ребенка до
взрослого, эти большие этапы становления человечества по-
вторяются в сокращенном и ускоренном виде, целесообраз-
ность подобного направления в осознанном развитии челове-
ческих единиц в целом бесспорна и, повторю, понятна всем.
В последние столетия, и особенно на рубеже 19-20 и 21
вв. все большую значимость начинает проявлять вторая ге-
неральная стратегия или подход к осознанному совер-
шенствованию личности: сначала развитие сознания и
Духа. а затем уже – постановка под контроль всех низших
аспектов человека и видов его деятельности.
Более того, именно этот подход теперь считается истин-
ным и наиболее целесообразным для современной эпохи це-
лым рядом представителей Йоги.
«Подлинное направление Пути как раз прямо противопо-
ложно тому, в котором движется большинство людей, и вы в
том числе. Обычно начинают с тела и циркулирующих в нем
энергий, затем переходят к эмоциям и уму, а заканчивают раз-
умом и волей. В действительности начинать следует с воли,
а телом заканчивать. Тому, кто начинает с воли, не требуются
физические и дыхательные упражнения, задержка дыхания,
очищение сердца или какие-то иные формы предварительной
подготовки. Именно это пришел показать Шри Рамакришна,
– в этом состояла собственно йогичеcкая часть его миссии.
«Преклонитесь сперва перед Шакти, Божественной Силой»,
–– говорил он, –– «обретите [духовную – Ю.К.] Силу и она
дает вам Истину». Йогину требуются прежде всего Воля и
Сила….Первое, без чего нельзя обойтись, –– вера в себя, за-
тем вера в Бога и, наконец, вера в Кали, Божественную Мать,
ибо это то, на чем стоит мир. Сперва воспитайте Волю, с по-
мощью Воли воспитайте знание, с помощью знания очистите
сердце, установите контроль над энергиями тела и успокойте
ум. С помощью всех этих орудий сделайте тело бессмерт-
146
ным. Вот подлинная Йога, вот истинная и единственная Тан-
тра. Веданта начинается с Разума, Тантра – с Сипы.» — пишет
Шри Ауробиндо в самом начале своей обобщающей статьи
«Основы Йогической Садханы» (1911 г.).
На самом деле, оба эти подхода или генеральные линии
осознанного самосовершенствования человека имеют свои
недостатки, причем в первом случае их даже больше, чем во
втором.
Рассмотрим сначала недостатки первого подхода , то есть
линии от грубого к тонкому.
Во-первых, систематизируя разнообразные аспекты и
практики, сам древний мудрец Патанджали, выделив систе-
му «восьмиричной йоги» с лестницей йоганг («средств до-
стижения») нигде не указывал на обязательность неуклонно
придерживаться этой схемы в индивидуальном прогрессе
учеников. Более того, можно наибольшую часть жизни по-
трать на достижение совершенство в морально-этических
ограничениях Ямы и Ниямы, и больше так ничего и не до-
биться. Или, когда к 60-70 годам все телесные органы и функ-
ции придут в упадок, для иных учеников уже поздно будет
приниматься как за асаны, так и за пранаямы и более высокие
уровни Йоги.
Во-вторых, страх не преуспеть в Яме или Нияме и «же-
лезобетонное» упорство в снискании безусловных этих до-
бродетелей, все же служит одновременно и существенным
тормозом кругозора развивающегося ученика. Из-за добро-
вольно надетого на себя «духовного намордника», теряется
понимание сложности Жизни и звучание вселенской гармо-
нии. Ибо сложные мелодии единой Жизни включают в себя
нечто больше, чем просто семь нот музыкального звукоряда,
– и все это проходит вне осознанности таких учеников.
В-третьих, пока ученики доберутся до осознанности раз-
вития Духа, они, несмотря на потуги сохранять принципы
Ямы и Ниямы, все же успеют столько сотворить самого раз-
147
ного в своей жизни, что кармически это может потребовать
несколько воплощений, прежде всего на ликвидацию «кар-
мических узлов» с другими людьми.
Можно в совершенстве исполнять асаны Хатха-йоги в те-
чение десятилетий, быть в техническом отношении мастером
пранаям и бандх, но при этом оставаться все той же своло-
чью, что и был раньше, ибо прогресс в духовных упражнени-
ях – он намечен только лишь на дальнее будущее!!!
В-четвертых, и это наверное будет самым важным аспек-
том, сведение личностного прогресса в индивидуальном
самосовершенствовании лишь к набору или последователь-
ностям формально исполняемых МЕХАНИСТИЧЕНСКИХ
ПРАКТИК, вообще нелепо и чуждо самой эволюции созна-
ния и особенно духа человеческого.
Неужели кто более других способен завязать себя в узел,
неужели сидение в шпагате и прочие «вывернутые суставы»
являются залогом и большей духовности??? – Да ничего по-
добного!!!
Справедливости ради, стоит заметить, что и приведенный
выше второй генеральный путь Йоги тоже имеет свои недо-
статки или проблематичные стороны.
Во-первых, достижение духовной Силы и чистого созна-
ния часто делает субъективно ненужным обращению даже
части накопленных внутренних энергий на контролирова-
ние телесных функций и низших аспектов жизнедеятель-
ности. Более того, все современные религии склонны объ-
являть «телесные тренировки» малоценным и сомнительным
в духовных отношениях занятиях – от поучений св. апостола
Павла до современных исламских мулл.
Посмотрите, как устроено сознание обычного человека:
его ум ежемгновенно вынужден обслуживать запросы тела
и «эго». Иными словами, обычный человек только и делает,
что использует свои умственные способности на все больше
и большее зарабатывание денег, на изыскание средств зара-
148
ботать деньги и на все большие чувственные удовольствия.
И надо четко отдавать себе отсчет, что при отсутствии
жесткого самоконтроля и четких духовных ориентиров пере-
направление энергий сознания и Разума в низшие области
человеческого «Я» может приводить к усилению плотских
реакций и запросов низшего «эго».
В-вторых, и этот довольно тонкий момент ясен лишь чи-
тателям, знакомым с семеричной структурой человеческого
«Я», поэтапное нисхождение внутренних энергий от области
Духа вниз, через оболочку астрального тела, делает автома-
тически успехи учеников в области совершенства Плотного
тела напрямую зависимыми от настроений и эмоций: плохое
настроение, подавленность эмоциональной сферой вызывает
автоматически нежелание заниматься асанами и пранаямами.
Этот факт, кстати, известен многим реально занимающимся
Йогй и (или) Цигун.
Я упомянул здесь китайский Цигун неслучайно. Многое,
если даже фактически не все, сказанное выше, относится пор
своей проблематике к китайскому Цигун как к науке управле-
ния внутренними энергиями.
Не верите? – приведу тогда достаточно ясную цитату, от-
ражающую наличие аналогичной проблемы в боевых искус-
ствах и Цигун:
«между японскими и китайскими воинскими искусствами
шаолиньского кунг-фу и тай-цзи цюань имеется коренное,
хоть и едва уловимое, различие. Пос ледние два прекрасно
подходят для боя, но они изначаль но развивались как
средства, подкрепляющие собой практику дзэн; тогда как
практика дзэн изначально ис пользовалась для подкрепления
самого бусидо, являюще гося истоком японских воинских
искусств.
Иными сло вами, в японских воинских искусствах связь
с дзэн но сит обратный характер. Шаолиньский ученик, к
примеру, в своем развитии идет от кунг-фу к дзэн; тогда как
каратэка [каратист] – от дзэн к своему боевому искус ству.
149
Шаолиньский ученик начинает с кунг-фу, но на высшей
ступени [обучения] он отбрасывает это боевое искусство
и [стремится] обрести духовное просветление. Каратэка
начинает с каратэ и на высшей стадии [обуче ния] использует
дзэн для совершенствования навыков воинского искусства,
чтобы в конечном счете стать пре красным борцом. Различие,
однако, столь неуловимо, что многие мастера воинских
искусств сами, возможно, его не ощущают, особенно
когда упускают из виду то обсто ятельство, что изначально
шаолиньское кунг-фу и тайцзи-цюань замышлялись в
помощь тем, кто искал путь к духовному просветлению.
Вот по этой причине многие мастера шаолиньского ушу
и тайцзи-цюань используют дзэн в своих дисциплинах для
совершенствования бое вых навыков и укрепления здоровья,
пренебрегая духов ной стороной [дзэн]…
[Wong Kew Kit_Encyclopedia of Zen, русск. пер.,М., Гранд Фаир, 1999б
с.223]
СФЕРА МЫШЛЕНИЯ (1)
Йога существует как совокупность или точнее – система
инструментов для преобразования сознания.
Мышление современного человека. увы, почти всегда – ха-
отическое, направлено почти только для благоденствия Плот-
ного тела и удовлетворенность низшего «эго» – дон Хуан у
К. Кастанеды называет его «мышление хищника» – и поиск
гарантированного материального счастья. Ввиду почти пол-
ного отсутствия правильной богоцентрической модели мира,
такое сознание неизбежно оказывается фрагментарным, ли-
шенным целостности и направленности, а кризисы и чувства
пресыщенности – закономерное и естественное кармическое
Кроме того, современное общество умудрилось за счет
своих социальных институтов сделать все для того, чтобы
150
мышление Homo sapiens оказалось почти полностью со-
стоящим из штампов, расхожих стандартов и примитивных
мыслеформ, направленных лишь на обслуживание «эго». И
все эти стандартные мыслеформы и шаблонные мыслесхемы
ежесекундно циркулируют в ауре Ментального тела (см. Рис.
1.1), порождая порочные круги замкнутого-на-себя мышле-
ния, ограничивая не только духовные способности высшего-
«Я», но и даже способы нестандартного решения банальных
мирских проблем.
Так или иначе, первый этап – хоть как-то научиться успо-
каивать этот мятущийся поток мышления, безостановочное
вращение мыслеформ, к тому же чаще всего направленный
сугубо на выживание в сложных условиях современного
мира.
«Йога – это удержание материи мыслительной субстан-
ции – читты – от [беспрерывых] видоизменений» – гласит
второй стих из знаменитых Йога-сутр древнего мудреца Па-
танджали.
Заметьте, во-первых, что с этого только НАЧИНАЕТСЯ
Йога, а не на этом заканчивается Йога как на неком высшем
достижении.
Во-вторых, упоминается не только головной мозг или ми-
стическое Ментальное тело. а вся совокупность мыслитель-
ного аппарата, то есть от самого Ментального тела до его
проекций на эмоционально-психические уровни Астраль-
ного тела, Эфирного тела и физического мозга как земного
мышления.
В-третьих, и это не в меньшей степени важно, приводи-
мый тезис Патанджали относится не только к Раджа-йоге как
вершине всех йог, ибо работа сознания с самим сознанием
– суть сложная и кажущаяся многим маловозможная задача.
Нет, по сути – эьто также необходимое условие для практики
асан Хатха-йоги, условие для успешности пранаям (от хатха-
йогических до ментальных) и многим иным вещам. Ведь вы
151
сами согласитесь, что делать асаны в неспокойной обстанов-
ке какого-нибудь семейного раздора, или когда сознание обу-
ревают мысли об отмщении начальнику на