тоды на сегодня лучше всего будет использовать.
ЛЮБОЕ движение руки или ноги может быть как «фехто-
ванием костей», если речь идет о движении ограниченного
сознания, учитывающего лишь грубую анатомию Плотного
тела, а может быть и магическим движением Силы, когда
подразумевается перемещение внутренних и соседствую-
щих с практикующим жизненных энергий и энергетических
полей Праны-Ци. То, есть, грубо говоря, «мускулы здесь не
причем».
Понятное дело, заявить, что существует множество уров-
ней практикования Йоги и Цигун – означает ничего не ска-
зать. Но школа распознавания внутренних энергий начина-
ется с регулярного исполнения самых простейших практик.
Так что не сложность технического исполнения боль-
шинства методов, но способность одновременно проникать
внутрь собственных потоков эфирных энергий – от «китай-
ских» меридианов до более тонких эфирных слоев ауры,
плюс отслеживать сцепленные с эмоциями потоки астраль-
ного тела – вот что важно. И это в итоге дает результаты, на
порядки более высокие, чем те «просто методы», что препо-
даются в современных школах и группах Йоги или Цигун.
11
ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
ЙОГИ И ЦИГУН
12
ЧТО ТАКОЕ «ЙОГА»?
Как это не покажется парадоксальным или даже нелепым,
но вопрос «что такое ЙОГА» важен не столько для начина-
ющих, сколько для опытных практикующих с многолетним
стажем. Потому что часто за деревьями перестают видеть
лес; да и в исследовании и постижении все новых аспектов
практикуемых методов нередко общие цели Йоги забывают-
ся, смещаются акценты субъективной значимости, и дальние
цели могут даже забываться*.
Сноска вниз: * Как-то раз, уже через 5 лет практикования асан в сочетании с
пранаямами – по книгам Свами Шивананды (еще в советские времена) – я решил
снова вернуться к истокам, и с огромным удивлением обнаружил, что разучился
правильно делать Шавасану – позу Трупа. Потому это за эти 5 лет я осваивал
все новые и новые более сложные асаны Йоги. То же касается Шавасаны – не-
обходимого завершения любого цикла асан — основное внимание я уделял рас-
слаблению мышц, забыв при этом совершенствовать и соответствующую визуа-
лизации и ряд других аспектов. В итоге я должен тогда был признать, что мое
раннее практикование Шавасаны в 1977-1978 гг. было лучше и эффективнее,
чем в 1982-1983 г.
А что касается забвения основной цели Йоги – познанию Бога и слияния с
Ним – этот основной аспект часто вообще нивелируется, им нередко вообще пре-
небрегают в погоне за реальными материальными плодами практикования.
13
Наиболее общим определение Йоги я предлагаю следую-
щее. Йога – система методов психофизического развития
индивидуальной Души, включающая в себя практики и
методы разного характера и уровня, направленная на до-
стижение наиболее полного развития и реализации скры-
тых способностей человека.
Само слово «йога» традиционно выводится из древнего
санскритского корня «йудж», переводимого как «связь, слия-
ние (с Богом)». Так пишется во всех руководствах и книгах
самых серьезных исследователей. На самом деле – такое
определение уже само по себе нуждается в целом ряде по-
ясняющих или проясняющих моментов. Хотя бы потому,
что стоит понять, а что такое «связь» и тем более – что такое
«связь с Богом»…
К тому же сейчас многие спросят «а если я не верю в Бога,
значит мне нельзя заниматься Йогой?». Нет, это не так. Более
того, Йога позволяет развить индивидуальные особенности
сознания до такой степени и до таких уровней, в которых воз-
никновение религиозности будет естественным этапом (хотя
и промежуточным) как прямое следствие духовной эволю-
ции «Я».
Ведь мало кто сомневается в существовании своего «Я», и
мало кто не уверен в самом себе. Соответственно, духовная
эволюция индивидуального человеческого «Я» всегда про-
исходила, происходит и будет происходить. Цель же Йоги
здесь – просто ускорить этот естественный процесс. И это
ускорение будет тогда проявляться как достижение в течение
одного воплощения того, что у других людей требует обычно
3-4, а то и более телесных инкарнаций одной и той же инди-
видуальной Души.
Сейчас – в связи с тотальным распространением групп
Йоги по всему миру – само слово «Йога» обычно отождест-
вляется с наборами асан, то есть статических положений
14
тела, принимаемых на заданное время в соответствии с реко-
мендациями наставника.
Но это, понятно, только часть Йоги, к тому же вовсе не
высшее ее уровни.
Асаны – это определенные устойчивые статические пози-
ции или позы, которые занимающийся йогой принимает на
то или иное время (от 1-2 минут до 10 и более), застывая в
них наподобие статуи.
За счет усиленного притока крови к той или иной части
тела или отдельному органу, происходит перераспределе-
ние внутренних энергий Эфирного, а также Астрально-
го тела. Кроме того, во многих асанах происходят соот-
ветствующие надавливания на некоторые узловые точ-
ки ( бинду), связанные с железами внутренней секреции
( грантхи). Поэтому каждая асана Хатха-йоги имеет свое
как физиологические, так и терапевтическое, и, наконец,
особые психологические эффекты.
Тонкоматериальные процессы, связанные с раскрытием
мышечно-сухожильных меридианов Эфирного тела, пере-
распределением внутренних энергий, в процессе исполнения
асан и их комплексов очень сложны для описания. Для по-
нимания занимающимися общих механизмов благотворного
действия асан (и, скажу, забегая вперед, – Цигун) следует
учитывать три основных факта:
– кровь – это переносчик эфирных энергий; поэтому по-
вышенный приток крови к тому или иному органу (например
– к голове в процессе исполнения перевернутых поз) вызы-
вает усиленное энергоснабжение соответствующего органа;
– даже очень мягкое растяжение сухожилий и связок в
каком-либо месте вызывает область повышенного напря-
жения в этой области, что сопровождается раскрытием и
«включением» системы из 12 мышечно-сухожильных ме-
ридианов. Последние, как известно – см. Гаваа Лувсана или
15
любой атлас энергетических «китайских» меридианов – фак-
тически дублируют прохождение 12 классических и косвен-
но связаны с 8 «чудесными» меридианами; за счет этого по-
зиции Хатха-йоги являются мощными общеукрепляющими
и терапевтическими средствами. Особенно ценным здесь,
понятно, оказывается исцеления без лекарств, то есть асаны
Хатха-йоги при определенных условиях выступают ценней-
шим средством физического самоисцеления;
– повышенный приток крови к определенным железам
внутренней секреции омывает и омолаживает последние, что
сразу же тонизирует организм и дает субъективное ощуще-
ние бодрости и неувядаемой молодости.
Некоторые медицинские преимущества асан заключаются в следующем:
1. Стоячие позы йоги разрабатывают мышцы и нервы спины. Пространство,
создаваемое благодаря удлинению мышц, связок и суставов, предохраняет
от возможности смещения дисков.
2. Скручивающие позы омолаживают позвоночник, тонизируют почки, печень
и желудок. В таких асанах происходит выжимание крови из этих органов, и
затем свежий поток крови укрепляет органы и артерии.
3. Позы с наклоном назад стимулируют надпочечные железы и всю централь-
ную нервную систему. Они также омолаживают позвоночник.
4. Позы с наклоном вперед успокаивают симпатическую нервную систему.
Эти позы благоприятно воздействуют на биение сердца, на пульс и кровяное
давление. Передняя часть головного мозга успокаивается, в нем повышается
снабжение кровью.
5. Перевернутые позы, такие как стойка на голове и стойка на плечах, имеют
самый важный эффект для всей нервной системы. В этих позах усиленно
снабжаются кровью гипофиз и шишковидная доля головного мозга, и это дает
гарантию того, что остальные железы тела будут здоровыми. Стойка на пле-
чах воздействует на щитовидную железу, таким образом приводя в норму
метаболизм тела.
НО: перевернутые позы противопоказаны при повышенном давлении, людям
со слабыми сосудами и капиллярами. В последнем случае может усиливать-
16
ся капиллярная «сеточка» на лице, и можно повредить капиллярную систему
сосудов головного мозга
Асаны обычно связываются в определенные последова-
тельности, или статические комплексы, или виньясы («связ-
ки» на санскрите). Эти комплексы иногда называются сетами
(от английского слова “set” – то есть «набор», «последова-
тельность», «связанный комплекс»), но мне лично этот по-
следний термин очень не нравится – вовсе не любой набор
или последовательность асан может действительно считать-
ся комплексом, подобно тому, как набор разнообразных ра-
диодеталей еще не дадут в итоге радиоприемника, целостно
функционирующего.
Отмечу, чуть забегая вперед, что именно последовательно-
сти поз Хатха-йоги до сих пор представляет собой воистину
эзотерическую тайну. Предполагается, что опытный настав-
ник или инструктор по Хатха-йоге сам передает избранным
ученикам не только секреты правильного исполнения поз, но
и последовательности поз, составляющий комплекс асан.
Понятно, что в групповых занятиях наставник руковод-
ствуется не только индивидуальными возможностями каж-
дого из занимающихся в отдельности, но и свято соблюдает
принцип «от простого к сложному». К тому же очень важным
является принцип «дозировки» упражнений.
Минимальное число асан йоги, которые могут состав-
лять именно комплекс и которые действительно оказывают
заметные терапевтические эффекты, составляет 4-5 асан,
и не менее. Практика 1-2 поз, несмотря на их эффектив-
ность в лечении частных дисфункций и недугов, все-таки
не может считаться удовлетворительной, поскольку эти
позы должны «подкрепляться» или усиливаться другими
позициями тела.
Таково мнение когда-то очень известного мастера Йоги – Элизабет Хейч. Ее
книгу (с соавторами) «Йога и здоровье» я настоятельным образом рекомендую
изучить всем заинтересованным в создании мощного здоровья. Когда в 1977 г. Я
начал изучать эту книгу – еще в самиздатовских копиях с 5 копии машинописного
17
текста – у меня уже было к 19-му году жизни 4 хронических заболевания, и все
они куда-то поисчезали за полгода практики (!)
Итак, асаны оздоравливают и укрепляют тело, однако
бесцельно склоняющееся земное сознание, размазывающее
энергии внимания (а значит, – и немалую долю всех жизнен-
ных энергий) сводит на нет и это преимущество.
Просто «успокоить ум» – тоже мало. Потому что подобное
успокоение ума – временное явление, а дальше будет то же
самое мирское разбазаривание энергий на призрачные зем-
ные цели… Направляя свой ум или внутрь себя самих, ис-
следуя само сознание, а не только свой телесный организм,
направляя ум на созданный в уме образ Верховного Господа
(в избранной для поклонения форме), или же направляя ум
на служение Богу – энергии сознания и излучения тела ис-
пользуются правильно.
Поэтому, помимо асан, в Йоге существовали и целые се-
рии упражнений и методов других типов и уровней, от бандх
и пранаям – до дхаран и дхьян.
Так, после асан обычно рекомендуется делать бандхи – или
«замки». Часто бандхи трактуются как специальные методы
для поднятия Кундалини, но это относится только к самой
опасной разновидности Йоги – к Кундалини-йоге.
Поэтому в более общем смысле следует сказать, что назна-
чение бандх – перенаправить внутренние энергии или вверх,
в область более высоких психических центров, или же соз-
дать специальное давление внутренних энергий в определен-
ных областях тела, или еще для каких-то частных целей.
В некоторых случаях достаточно квалифицированные
ученики делают асаны одновременно с бандхами, в соответ-
ствии с рекомендациями квалифицированного Гуру.
Санскритское слово «пранаяма» обычно переводят как
«удержание дыхания». На самом же деле – это специальные
18
практики особого типа, которые одновременно и (1) позво-
ляют повысить энергетическое давление внутри аурического
кокона практикующих, и (2) в более общем смысле и с «при-
целом на будущее» позволяют отслеживать и контролировать
внутренние энергии, «удерживая» их от ненужного рассея-
ния, или предотвращая их утечку, или же, наконец, сигнали-
зируя Адепту о состоянии внутренней энергетики.
Начиная с бандх и пранаям, – с этих уровней все боль-
шую значимость начинают приобретать не внешние аспекты
– правильно ли сложены руки или ноги, не слишком ли много
изогнуто или скручено тело – а внутренние. И, прежде всего
это – вибрационные свойства телесной формы и сцепленных
с нею эфирных полей.
По мере десятилетий практики занимающиеся научаются
мгновенно считывать вибрационные шейпы («образы») или
«рисунки» вибраций, и, далее управлять вибрационными ха-
рактеристиками своих внутренних энергий.
С этих уровней йогины автоматически становятся экстра-
сенсами, а экстрасенсы получают «подсказки свыше» о воз-
можностях наработки йогических способностей к управле-
нию своими состояниями.
Все это возможно, прежде всего, потому что Плотное тело
– выступающее в деградирующей цивилизации единствен-
ным объектом исследований и заботы – по сути – не более
чем