Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Йога, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен

делать дальше, какие ме-

тоды на сегодня лучше всего будет использовать.

ЛЮБОЕ движение руки или ноги может быть как «фехто-

ванием костей», если речь идет о движении ограниченного

сознания, учитывающего лишь грубую анатомию Плотного

тела, а может быть и магическим движением Силы, когда

подразумевается перемещение внутренних и соседствую-

щих с практикующим жизненных энергий и энергетических

полей Праны-Ци. То, есть, грубо говоря, «мускулы здесь не

причем».

Понятное дело, заявить, что существует множество уров-

ней практикования Йоги и Цигун – означает ничего не ска-

зать. Но школа распознавания внутренних энергий начина-

ется с регулярного исполнения самых простейших практик.

Так что не сложность технического исполнения боль-

шинства методов, но способность одновременно проникать

внутрь собственных потоков эфирных энергий – от «китай-

ских» меридианов до более тонких эфирных слоев ауры,

плюс отслеживать сцепленные с эмоциями потоки астраль-

ного тела – вот что важно. И это в итоге дает результаты, на

порядки более высокие, чем те «просто методы», что препо-

даются в современных школах и группах Йоги или Цигун.

11

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ:

ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ,

ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

ЙОГИ И ЦИГУН

12

ЧТО ТАКОЕ «ЙОГА»?

Как это не покажется парадоксальным или даже нелепым,

но вопрос «что такое ЙОГА» важен не столько для начина-

ющих, сколько для опытных практикующих с многолетним

стажем. Потому что часто за деревьями перестают видеть

лес; да и в исследовании и постижении все новых аспектов

практикуемых методов нередко общие цели Йоги забывают-

ся, смещаются акценты субъективной значимости, и дальние

цели могут даже забываться*.

Сноска вниз: * Как-то раз, уже через 5 лет практикования асан в сочетании с

пранаямами – по книгам Свами Шивананды (еще в советские времена) – я решил

снова вернуться к истокам, и с огромным удивлением обнаружил, что разучился

правильно делать Шавасану – позу Трупа. Потому это за эти 5 лет я осваивал

все новые и новые более сложные асаны Йоги. То же касается Шавасаны – не-

обходимого завершения любого цикла асан — основное внимание я уделял рас-

слаблению мышц, забыв при этом совершенствовать и соответствующую визуа-

лизации и ряд других аспектов. В итоге я должен тогда был признать, что мое

раннее практикование Шавасаны в 1977-1978 гг. было лучше и эффективнее,

чем в 1982-1983 г.

А что касается забвения основной цели Йоги – познанию Бога и слияния с

Ним – этот основной аспект часто вообще нивелируется, им нередко вообще пре-

небрегают в погоне за реальными материальными плодами практикования.

13

Наиболее общим определение Йоги я предлагаю следую-

щее. Йогасистема методов психофизического развития

индивидуальной Души, включающая в себя практики и

методы разного характера и уровня, направленная на до-

стижение наиболее полного развития и реализации скры-

тых способностей человека.

Само слово «йога» традиционно выводится из древнего

санскритского корня «йудж», переводимого как «связь, слия-

ние (с Богом)». Так пишется во всех руководствах и книгах

самых серьезных исследователей. На самом деле – такое

определение уже само по себе нуждается в целом ряде по-

ясняющих или проясняющих моментов. Хотя бы потому,

что стоит понять, а что такое «связь» и тем более – что такое

«связь с Богом»…

К тому же сейчас многие спросят «а если я не верю в Бога,

значит мне нельзя заниматься Йогой?». Нет, это не так. Более

того, Йога позволяет развить индивидуальные особенности

сознания до такой степени и до таких уровней, в которых воз-

никновение религиозности будет естественным этапом (хотя

и промежуточным) как прямое следствие духовной эволю-

ции «Я».

Ведь мало кто сомневается в существовании своего «Я», и

мало кто не уверен в самом себе. Соответственно, духовная

эволюция индивидуального человеческого «Я» всегда про-

исходила, происходит и будет происходить. Цель же Йоги

здесь – просто ускорить этот естественный процесс. И это

ускорение будет тогда проявляться как достижение в течение

одного воплощения того, что у других людей требует обычно

3-4, а то и более телесных инкарнаций одной и той же инди-

видуальной Души.

Сейчас – в связи с тотальным распространением групп

Йоги по всему миру – само слово «Йога» обычно отождест-

вляется с наборами асан, то есть статических положений

14

тела, принимаемых на заданное время в соответствии с реко-

мендациями наставника.

Но это, понятно, только часть Йоги, к тому же вовсе не

высшее ее уровни.

Асаны – это определенные устойчивые статические пози-

ции или позы, которые занимающийся йогой принимает на

то или иное время (от 1-2 минут до 10 и более), застывая в

них наподобие статуи.

За счет усиленного притока крови к той или иной части

тела или отдельному органу, происходит перераспределе-

ние внутренних энергий Эфирного, а также Астрально-

го тела. Кроме того, во многих асанах происходят соот-

ветствующие надавливания на некоторые узловые точ-

ки ( бинду), связанные с железами внутренней секреции

( грантхи). Поэтому каждая асана Хатха-йоги имеет свое

как физиологические, так и терапевтическое, и, наконец,

особые психологические эффекты.

Тонкоматериальные процессы, связанные с раскрытием

мышечно-сухожильных меридианов Эфирного тела, пере-

распределением внутренних энергий, в процессе исполнения

асан и их комплексов очень сложны для описания. Для по-

нимания занимающимися общих механизмов благотворного

действия асан (и, скажу, забегая вперед, – Цигун) следует

учитывать три основных факта:

кровь – это переносчик эфирных энергий; поэтому по-

вышенный приток крови к тому или иному органу (например

– к голове в процессе исполнения перевернутых поз) вызы-

вает усиленное энергоснабжение соответствующего органа;

– даже очень мягкое растяжение сухожилий и связок в

каком-либо месте вызывает область повышенного напря-

жения в этой области, что сопровождается раскрытием и

«включением» системы из 12 мышечно-сухожильных ме-

ридианов. Последние, как известно – см. Гаваа Лувсана или

15

любой атлас энергетических «китайских» меридианов – фак-

тически дублируют прохождение 12 классических и косвен-

но связаны с 8 «чудесными» меридианами; за счет этого по-

зиции Хатха-йоги являются мощными общеукрепляющими

и терапевтическими средствами. Особенно ценным здесь,

понятно, оказывается исцеления без лекарств, то есть асаны

Хатха-йоги при определенных условиях выступают ценней-

шим средством физического самоисцеления;

повышенный приток крови к определенным железам

внутренней секреции омывает и омолаживает последние, что

сразу же тонизирует организм и дает субъективное ощуще-

ние бодрости и неувядаемой молодости.

Некоторые медицинские преимущества асан заключаются в следующем:

1. Стоячие позы йоги разрабатывают мышцы и нервы спины. Пространство,

создаваемое благодаря удлинению мышц, связок и суставов, предохраняет

от возможности смещения дисков.

2. Скручивающие позы омолаживают позвоночник, тонизируют почки, печень

и желудок. В таких асанах происходит выжимание крови из этих органов, и

затем свежий поток крови укрепляет органы и артерии.

3. Позы с наклоном назад стимулируют надпочечные железы и всю централь-

ную нервную систему. Они также омолаживают позвоночник.

4. Позы с наклоном вперед успокаивают симпатическую нервную систему.

Эти позы благоприятно воздействуют на биение сердца, на пульс и кровяное

давление. Передняя часть головного мозга успокаивается, в нем повышается

снабжение кровью.

5. Перевернутые позы, такие как стойка на голове и стойка на плечах, имеют

самый важный эффект для всей нервной системы. В этих позах усиленно

снабжаются кровью гипофиз и шишковидная доля головного мозга, и это дает

гарантию того, что остальные железы тела будут здоровыми. Стойка на пле-

чах воздействует на щитовидную железу, таким образом приводя в норму

метаболизм тела.

НО: перевернутые позы противопоказаны при повышенном давлении, людям

со слабыми сосудами и капиллярами. В последнем случае может усиливать-

16

ся капиллярная «сеточка» на лице, и можно повредить капиллярную систему

сосудов головного мозга

Асаны обычно связываются в определенные последова-

тельности, или статические комплексы, или виньясы («связ-

ки» на санскрите). Эти комплексы иногда называются сетами

(от английского слова “set” – то есть «набор», «последова-

тельность», «связанный комплекс»), но мне лично этот по-

следний термин очень не нравится – вовсе не любой набор

или последовательность асан может действительно считать-

ся комплексом, подобно тому, как набор разнообразных ра-

диодеталей еще не дадут в итоге радиоприемника, целостно

функционирующего.

Отмечу, чуть забегая вперед, что именно последовательно-

сти поз Хатха-йоги до сих пор представляет собой воистину

эзотерическую тайну. Предполагается, что опытный настав-

ник или инструктор по Хатха-йоге сам передает избранным

ученикам не только секреты правильного исполнения поз, но

и последовательности поз, составляющий комплекс асан.

Понятно, что в групповых занятиях наставник руковод-

ствуется не только индивидуальными возможностями каж-

дого из занимающихся в отдельности, но и свято соблюдает

принцип «от простого к сложному». К тому же очень важным

является принцип «дозировки» упражнений.

Минимальное число асан йоги, которые могут состав-

лять именно комплекс и которые действительно оказывают

заметные терапевтические эффекты, составляет 4-5 асан,

и не менее. Практика 1-2 поз, несмотря на их эффектив-

ность в лечении частных дисфункций и недугов, все-таки

не может считаться удовлетворительной, поскольку эти

позы должны «подкрепляться» или усиливаться другими

позициями тела.

Таково мнение когда-то очень известного мастера Йоги – Элизабет Хейч. Ее

книгу (с соавторами) «Йога и здоровье» я настоятельным образом рекомендую

изучить всем заинтересованным в создании мощного здоровья. Когда в 1977 г. Я

начал изучать эту книгу – еще в самиздатовских копиях с 5 копии машинописного

17

текста – у меня уже было к 19-му году жизни 4 хронических заболевания, и все

они куда-то поисчезали за полгода практики (!)

Итак, асаны оздоравливают и укрепляют тело, однако

бесцельно склоняющееся земное сознание, размазывающее

энергии внимания (а значит, – и немалую долю всех жизнен-

ных энергий) сводит на нет и это преимущество.

Просто «успокоить ум» – тоже мало. Потому что подобное

успокоение ума – временное явление, а дальше будет то же

самое мирское разбазаривание энергий на призрачные зем-

ные цели… Направляя свой ум или внутрь себя самих, ис-

следуя само сознание, а не только свой телесный организм,

направляя ум на созданный в уме образ Верховного Господа

(в избранной для поклонения форме), или же направляя ум

на служение Богу – энергии сознания и излучения тела ис-

пользуются правильно.

Поэтому, помимо асан, в Йоге существовали и целые се-

рии упражнений и методов других типов и уровней, от бандх

и пранаям – до дхаран и дхьян.

Так, после асан обычно рекомендуется делать бандхи – или

«замки». Часто бандхи трактуются как специальные методы

для поднятия Кундалини, но это относится только к самой

опасной разновидности Йоги – к Кундалини-йоге.

Поэтому в более общем смысле следует сказать, что назна-

чение бандх – перенаправить внутренние энергии или вверх,

в область более высоких психических центров, или же соз-

дать специальное давление внутренних энергий в определен-

ных областях тела, или еще для каких-то частных целей.

В некоторых случаях достаточно квалифицированные

ученики делают асаны одновременно с бандхами, в соответ-

ствии с рекомендациями квалифицированного Гуру.

Санскритское слово «пранаяма» обычно переводят как

«удержание дыхания». На самом же деле – это специальные

18

практики особого типа, которые одновременно и (1) позво-

ляют повысить энергетическое давление внутри аурического

кокона практикующих, и (2) в более общем смысле и с «при-

целом на будущее» позволяют отслеживать и контролировать

внутренние энергии, «удерживая» их от ненужного рассея-

ния, или предотвращая их утечку, или же, наконец, сигнали-

зируя Адепту о состоянии внутренней энергетики.

Начиная с бандх и пранаям, – с этих уровней все боль-

шую значимость начинают приобретать не внешние аспекты

– правильно ли сложены руки или ноги, не слишком ли много

изогнуто или скручено тело – а внутренние. И, прежде всего

это – вибрационные свойства телесной формы и сцепленных

с нею эфирных полей.

По мере десятилетий практики занимающиеся научаются

мгновенно считывать вибрационные шейпы («образы») или

«рисунки» вибраций, и, далее управлять вибрационными ха-

рактеристиками своих внутренних энергий.

С этих уровней йогины автоматически становятся экстра-

сенсами, а экстрасенсы получают «подсказки свыше» о воз-

можностях наработки йогических способностей к управле-

нию своими состояниями.

Все это возможно, прежде всего, потому что Плотное тело

– выступающее в деградирующей цивилизации единствен-

ным объектом исследований и заботы – по сути – не более

чем

Скачать:PDFTXT

, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать бесплатно, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать онлайн