работе, о том, где
вообще можно достать деньги и проч. – все это делает порой
невозможной или малоэффективной даже проработку функ-
ций Плотного тела.
ТАЙНА ЙОГИ
Йога предполагает контроль: Хатха-йога подразумевает
контроль тела, Джнани-йога – контроль познавания мира
внешнего и мира внутреннего, Раджа-йога суть контроль
разума, интеллекта и всей сферы мышления… Так пишется
и указывается во всех руководствах, книгах и учебных посо-
биях.
И неискушенные ученики и новоначальные занимающие-
ся начинают напрямую КОНТРОЛИРОВАТЬ свою внешнюю
деятельность, сначала сосредоточившись на принципах Ямы
и Ниямы, затем – на указаниях соответствующих книжных
Гуру.
Ясное дело – конфликтов здесь не счесть!!! Причем по
многим причинам сразу.
Прежде всего, наше «эго» вообще не любит никакого кон-
троля. Оно воспринимает не только внешний контроль со
стороны, но даже и внутренний самоконтроль как насилие,
тирании, и всегда готово взбунтоваться, как судно с пирата-
ми, ведомое добропорядочным капитаном.
Мирские люди, особенно низких и средних уровней раз-
вития, не думают о жизни. Они просто живут. Правда при
этом не понимают, что их жизнь мало чем отличается от жиз-
ни животных, одаренных интеллектом, и что:
152
(а) все их действия и даже бездействия подчиняются обоб-
щающему закону Кармы;
(б) они неизбежно не защищены от болезней и старости;
(в) их ждут новые и новые воплощения, со все новыми и
новыми материалистическими «радостями» и страданиями.
Да и то, что они называют «счастье» – суть чаще всего просто
промежуток между двумя несчастьями, и не более того!
Но, что касается начинающих серьезно заниматься Йо-
гой и проникнувшихся идеями контролирования низших
уровней «эго», их ментальная аура вскоре просто обвешана
многочисленными запретами, «табу» и страхами эти запреты
Страх отяготить свою Карму, страх не попасть в Рай, страх
нарушить заповедь или регулирующий принцип, страх про-
пустить тренировку, эти и многие другие страхи способны
превратить жизнь начинающих заниматься йогой в настоя-
щий КОШМАР! И, если учесть, что и мирские страхи обыч-
ных людей такими начинающими учениками не преодолены
в полной мере (например страх остаться без работы, потерять
жену (мужа), оказаться обманутым или «кинутым» на деньги
в мирских сделках), то уж воистину – небо может порой по-
казаться в овчинку таким новоначальным занимающимся!
Основной секрет здесь связан с тем, что ЗНАНИЕ ВСЕГ-
ДА ДОЛЖНО ПРЕДШЕСТВОВАТЬ КОНТРОЛЮ.
Общая методическая схема внутренних постижений тогда
выстраивается примерно в следующий ряд последовательно-
стей фаз-этапов во времени:
(1) практикование тех или иных асан, пранаям, упражне-
ний Цигун или форм боевого кунг-фу дает новые виды или
типы ощущений.
(2) анализ этих новых особых ощущений становится объ-
ектом самоисследования, что в итоге дает особые новые виды
внутреннего знания.
153
«Наблюдай за своими ощущениями, – с этого начинается
Познание,» – утверждается в Книге Золотых Правил. [Этот
источник очень древнего происхождения; он, хотя и не пол-
ностью, но приводится и разбирается в соответствующих
книгах Е. П. Блаватской и М. Коллинз].
Если углубиться детально в самоисследование, можно ви-
деть. как та или иначя практика как бы приоткрывает или до-
бавляет во внутренний мир некую новую область внутреннее
пространство. И дальше уже исследуется эта новая область
во внутреннем мире занимающегося. Иные продвинутые йо-
гины способны часами и даже днями просто наслаждаться
самоисследованием в таком ключе! Особенно если они уже
выросли до осознавания иллюзорности внешних мирских
достижений.
Этот этап или аспекты любой Йоги, наверное, стоит счи-
тать самыми важными в промежуточных уровнях достиже-
ний в Йоге.
Да и то такое мирские «наслаждения»? – по сути это не
более, чем привычка к вибрационным диапазонам опреде-
ленных спектров и уровней вибраций. Просто, даже зная это,
от них трудно отвыкнуть просто так. раз и навсегда например
отказавшись. Кризис часто вызван здесь тем. что иллюзор-
ность внешних мирских «ценностей» понята и усвоена, но
новая внутренняя вселенная собственного духовного опыта –
еще не построена. И, как образно иногда говорят, «вышел по
привычке прогуляться по палубе, а палубы – не оказалось!»
(3) на основе нового внутреннего знания занимающиеся
Йогй, Цигун или БИ сами принимают решения о конкрет-
ных путях, способах и уровнях контроля «эго».Ибо когда все
детально изучено, исследовано во временной динамике со-
стояний, – такие функции и аспекты «эго» контролировать
становится намного проще. естественней и доступнее!
В миру широко распространено заблуждение, что рели-
154
гия прежде всего требует и еще неизвестно что дает. Одна-
ко, религия сначала ДАЕТ благостные состояния сознания,
успокоение, обращенность человека к самому себе, а потом
только уже начинает требовать. Ибо если кто-то хочет сохра-
нить благость приобщения к сокровищнице Духа, он или она
должны выполнять какие-то нормы или предписания.
То же самое касается Йоги – сначала ученики что-то долж-
ны порлучитьЮ, и лишь потом, если они хотят сохранить
свои достижения, внутренние обретения, они с легкостью бу-
дут соблюдать те или иные ДОБРОВОЛЬНЫЕ предписания,
самоограничения и требования.
ОСНОВНОЙ ТЕхНИЧЕСКИЙ КЛЮЧ ЙОГИ
Достижение состояния умственного безмолвия – основная
техническая трудность для всех новоначальных учеников. И
здесь не поможет не картинное восседание в позе лотоса, ни
разные специальные выверты, приемы и ухищрения, если не
понимать сразу несколько ключевых моментов.
Первый ключевой момент – понимание структуры семе-
ричного человека. По отношению к высшему-«Я» (Атме) все
пять оболочек или «тел» – Эфирное, Астральное, Менталь-
ное, Каузальное (Кармическое) и Буддхическое тело (или
тело духовного разума) – все они пребывают в непрестанном
движении, испытывают ежемгновенно модификации и смену
состояний. И очень часто – как в басне Крылова «Лебедь, Рак
и щука» – все они тянут внимание в свою сторону. в своем
собственном направлении. А это, в свою очередь, напомина-
ет телескоп с разобщенными звеньями: хотя все звенья при-
сутствуют, свет правильно проходить не может. То есть Свет
Божий от Атмы не может низойти вниз, потому что система
тел-оболочек действует наподобие системы абажуров, сквозь
которые даже мощная лампа едва просвечивает во тьму ком-
наты.
155
Когда человек служит Господу – да пусть хотя бы раздает
бутерброды на благотворительном вечере или распространя-
ет книги о Боге – человеческие движения, дыхание, эмоции
и мысли – все они естественным образом координируются и
синхронизируются, так что просветляющие эффекты Атмы
могут нисходить вниз, часто вызывая нектарные потоки бла-
годати, низвергаемой Свыше, от Бога. Автор этих строк сам
несколько раз испытывал подобные ощущения, когда-то уча-
ствую в распространении книг общества «Харе Кришна!».
Это были незабываемые минуты, когда все тело и все фибры
Души как бы омывались, просветлялись, освежались нисхо-
дящими от Бога тонкими духовными энергиями.
Но когда человек эволюционно еще не пришел к чисто-
му преданному служению (а такие состояния – даже они! –
не постоянны), проблема синхронизации тел-оболочек «Я»
нуждается в специальных «технических» решениях.
Они реализуются в последовательности следующих фаз
вхождения в медитативные состояния:
(1) принятие правильной позы сидения. Поскольку для
западных учеников сидение в позе Лотоса в подавляющем
большинстве случаев редко достижимо, подойдет любая си-
дячая поза. лишь бы позвоночник был вертикально располо-
жен, выпрямленным, а поза сидения была бы устойчивой.
Основная цель этой фазы – чтобы тело не мешало, чтобы ЗА-
БЫТЬ ПРО ПЛОТНОЕ ТЕЛО ВООБЩЕ. Поэтому сидеть в
позе Лотоса, превознемогая боль в суставах, здесь будет глу-
пым занятием, и боль в суставах не позволит вам полноценно
(2) расслабление и контроль дыхания. Когда поза приня-
та, и мысли расслаблены, простейшее двух-трехминутное
наблюдением за дыханием, выравнивание продолжительно-
стей вдоха и выдоха, – все это позволяет выровнять и ней-
трализовать Эфирное тело и Астральное тело. Когда дыхание
ровное, эмоции утихают вслед за этим. [Человек неспособен
156
чувствовать гнев или обиду и при этом ровно и спокойно ды-
шать, так что контроль дыхания чаще всего АВТОМАТИ-
ЧЕСКИ приводит к успокоению психики. И наоборот – тоже
справедливо].
(3) отрешенность. Человеческий мозг постоянно вынуж-
ден перерабатывать гигабайты информации, непрестанно
поступающие от пяти грубых органов чувств – зрения, слу-
шания, обоняния, осязания и (или) вкуса. Поэтому простая
ОТСТРАНЕННОСТЬ и уведение сознания от объектов внеш-
него восприятия органами чувств уже автоматически позво-
ляет физическому мозгу чуть отдохнуть и расслабиться в
ментальных отношениях.
Именно наработка способностей к ОТРЕШЕННОСТИ
является основным техническим ключом к достижению со-
стояний умственного безмолвия для начинающих освоение
самых разных видов Йоги!
Для того, чтобы полноценно входить в состояние умствен-
ного безмолвия, – для этого обычно требуется не менее 4-5
месяцев практик спокойного созерцания собственных мыс-
лей. Сначала ученикам рекомендуют просто наблюдать по-
токи своих мыслей, не оценивая их, не ужасаясь при обна-
ружении негативных мыслеформ…ПРОСТО НАБЛЮДАТЬ
ПОТОКИ СВОИХ МЫСЛЕЙ.
Затем ученики начинают, во-первых, обнаруживать не-
кие внутренние области сознания, как бы надстоящие над
уровнями-плоскостями простого интеллектуального мыш-
ления. Во-вторых, рано или поздно они начинают задавать
себе вопрос: «а КТО наблюдает за мыслями?» Понятное дело
– мысли не могут наблюдать за мыслями. Равно как не мыш-
цы и не эмоции могут следить за мыслями. КТО ЖЕ ТОГДА
СОЛЕДИТ ЗА МЫСЛЯМИ?
Ответ здесь теоретически прост, но практически должен
быть реализован – это только высшее-«Я» может наблюдать
за мыслями.
157
Со временем, практикующие медитацию все больше
утверждаются в этих сверхсмысленных уровнях своего соб-
ственного сознания, когда занимающийся может наблюдать
за мыслями сверху вниз, подобно альпинисту, достигшему
наконец вершины Монблана и спокойно смотрящего на про-
плывающие внизу облака-мысли.
(4) концентрация или на своем высшем-«Я» как на неопи-
суемо ярком шаре божественного Света, локализующимся
где-то в области над головой и над-за затылком, или же на
образе Бога, каким верующий представляет себе Верховную
Божественную Личность – все это существенно ускоряет до-
стижение способностей к умственному безмолвию и вообще
процессы эволюции души в целом.
СФЕРА МЫШЛЕНИЯ (2)
Д-р Радхакришнан в «Индийсмкой философии» пишет:
«Мятущемуся, беспокойному уму человека, который ста-
вит перед собой цель проникнуть в тайны земли и небес,
Йога говорит, что истина может быть достигнута постоян-
ным удалением сознания как от внешних воздействий, так и
от внутренних процессов».
То есть иными словами, сначала человек отрешается от
внешних факторов, влияющих и модифицирующих интел-
лект и разум в целом, а затем – отрешается от внутренних ре-
акций материально-эфирной умственной субстанции (читты)
и всех проявлений низшего «эго», чтобы попасть в сверхсо-
знательные области, увидеть и испытать хоть и проблеск, но
все же чистого Божественного сознания,
Спросите любого Мастера, какие основные препятствия
существуют в духовном самопознании, и он вам однозначно
скажет, что все трудности и все условия достижения успеха
в познании высшего-«Я» и Небес связаны с тем, КАК ЧЕЛО-
158
ВЕК ДУМАЕТ!
Не так давно один молодой американский фокусник и маг,
проникающий сквозь толстые стеклянные стенки аквариума,
ходящий спокойно в Лондоне по волнам Темзы, исчезающий
из замкнутого куба и т. д. – он всегда прикладывал указатель-
ный палец к виску и говорил: «Здесь все проблемы, только
здесь!» И он был прав: пока в вашем уме существуют ограни-
чения и шаблонное мышление – никаких реальных успехов
вам не видать!
Формирование особой сферы мышления занимающихся
Йогой чаще всего связывают и почти всегда сводят к прак-
тикам в медитации, то есть к систематическому исполнению
формальных упражнений. Но это – всего лишь взгляд со сто-
роны, причем тех, кто сам не занят внутренней работой по
самоусовершенствованию и преображению самих себя.
На самом деле имеет огромнейшее значение, с какими
мыслями вы делаете асаны Хатха-йоги, насколько устано-
вился у вас мир в душе при практиковании пранаям… Все,
связанное с характером, стилем мышления, с чистотой всего
умственного мира – все это имеет значение.
Одно из самых революционных преобразований ума для
практикующих Йогу или Цигун или же, наконец, даже одни
боевые искусства (БИ), связаны с тем, что внешние операции
интеллекта, призванные у мирских людей считать, рассчиты-
вать, планировать, оперировать аспектами ВНЕШНЕЙ ЖИЗ-
НИ, должны смениться аналогичными операциями и функ-
циями, но направленными ВОВНУТРЬ, то есть применить
мышление и все аналитические способности интеллекта и
распознавательные наработки ума к внутренним проблемам.
И в этом великом обращении развитого ума ВОВНУТРЬ
одну из