самых существенных ролей играет основной ключ
Йоги, решение проблемы наиболее легкого и верного спосо-
ба достичь успехов во внутренней работе.
159
МИФЫ ЙОГИ
Рассматривая вкратце общие концептуальные основы
Йоги, а заодно – китайского Цигун и боевых искусств (БИ),
нельзя пройти мимо распространенных ныне мифов, сфор-
мировавшихся из-за чересчур большого рвения многих по-
пуляризаторов этих восточных практик, что-то слышавших
или частично знающих о Йоге.
И надо сразу сказать, что мифы Йоги связаны вовсе не с
летающими йогинами, с Учителями, которые могут спокой-
но проникать сквозь стенки жилых помещений, не с Масте-
рами, ходящими по поверхности воды, «яко по суху»… Эти-
то аспекты – как раз не мифы, а сущая правда.
Под мифами я здесь подразумевают распространенные
заблуждения, тиражируемые из года в год, из десятилетия в
наши новые времена, наивные упования современных учени-
ков и инструкторов искаженных некогда традиций.
Этих мифов довольно много, но основные из них – четыре
группы ложных представлений, в той или иной мере не толь-
ко вредных, но и опасных для пратикующих Йогу:
1. Миф о самопроизвольной духовности после практик
Хатха-йоги.
2. Миф о подъеме Кундалини
3. Миф о работе с чакрами и проблема «Третьего глаза».
4. Миф о пользе пропаганды Йоги как средстве тотального
оздоровления населения.
Стоит остановиться здесь вкратце на каждой из перечис-
ленных групп заблуждений.
1. Миф о самопроизвольной духовности после практик
хатха-йоги
или, иными словами,
160
Миф об автоматическом духовном прогрессе как след-
ствия практик асан и пранаям хатха-йоги
Сторонники этого распространенного, но все-таки скорее
ложного воззрения, апеллируют к древнеримскому афориз-
му «в здоровом теле – здоровый Дух». Однако, в последнее
время все больше думающих людей готовы вам заявить об-
ратное!
Действительно, асаны Йоги, комплексы Цигун и практи-
кование БИ – все они способны совершать настоящие чудеса
«самовосстановленитя» организма. Нередко даже полуинва-
лиды, спортсмены или обычные люди, перенесшие тяжелей-
шие травмы, вновь обретают жизнерадостность молодости и
становятся полны сил.
Но эти аспекты, несомненно, относятся к тому, что в эзо-
терике называют «низшей жизненностью». Будучи оторваны
от искренних стремлений занимающихся к познанию Бога. к
служению Высшей Реальности подобное оживление некогда
поврежденной или постаревшей телесной формы, эти заня-
тия, наоборот, сопровождаются усилением эгоизма, и часто
приводят к кичливости, к чванству и непомерно раздутой
гордыне.
В еще большей мере это относится к столь рекламируе-
мому ныне в китайских практиках Цигун – во-многом спра-
ведливо называемых «китайской Йогой» — складированию
энергий в нижнем дан-тяне, то есть вибрационной полости
брюшины под диафрагмой.
Подобные пропагандисты почему-то забывают, что имен-
но область живота связана с действием трех низших чакр –
Муладхары, Свадхистханы и Манипуры. Именно эти обла-
сти, наряду с прочной жизненной силой и несокрушимым
здоровьем, связаны и являются источниками самых разноо-
бразных грехов – гневом, похотью, жадностью… Что по-
лучается в итоге из накачек энергии и складировании
161
Праны-Ци в нижнем дан-тяне? – Страсти, и в первую оче-
редь сексуальный дракон, начинают оживать, они кормятся и
по-настоящему взращиваются все новыми и новыми порция-
ми Праны-Ци, и настает рано или поздно такой момент, когда
они прорываются наружу, ломая на своем пути все предохра-
нительные «задвижки» и разные сдерживающие механизмы.
Этот процесс подобен кормлению старых и больных ти-
гров в клетке из ивовых прутьев. Когда тигры слабые и дрях-
лые, ивовые прутья их удерживают и не выпускают на сво-
боду. Из клетки им не убежать. Но глупый хозяин может их
кормить да кормить, да еще сделать омолаживающие проце-
дуры. И тогда некогда старые и дряхлые тигры снова моло-
деют и наполняются сил; они ломают хилые прутья клетки и
вырываются на свободу. Да еще могут этого же самого хозяи-
на и сожрать!
2. Миф о подъеме Кундалини
Пропагандисты Йоги часто связывают духовный прогресс
с подъемом мистических сил Кундалини, локализующхся (в
виде проекции –но только как проекция!) в области кобчика.
Поэтому, согласно их нехитрой логике, если мы будем
поднимать осознанно силы Кундалини по эфирному спино-
мозговому каналу – Сушумне – значит мы получим ускорен-
ное духовное развитие и достигнем самореализации!
Однако, Кундалини никогда не поднимается вверх непо-
средственно по Сушумне! Сушумна – это эфирный спинно-
мозговой канал, тогда как внутри Сушумны есть еще более
тонкие каналы – на Астральном плане и выше. Кундалини мо-
жет подняться лишь по наиболее тонкому из них, называемо-
му Брахма-нади. И для безопасного подъема Кундалини поэ-
тому недостаточно иметь чистые внутренние органы, ткани
и клетки Плотного тела. Нет! Надо иметь чистое Астральное
тело (уровень человеческих желаний), без любых негатив-
162
ных примесей страха, злобы, жажды мести и т. п. И, кроме
того, надо иметь чистое Ментальное тело, т. е. только чистые
и благородные мысли.
Легко ли соблюсти все эти условия все вместе и по отдель-
ности? Конечно, нет! Значит, нечего и заниматься подобны-
ми механистическими «подъемами».
Более того, древние индийские воззрения утверждают, что
подлинная Кундалини – это сама Божественная Мать, под-
линно духовного происхождения и чисто духовная по Своей
природе. Управлять божественной Кундалини волевыми им-
пульсами низшего «эго» – все равно что управлять Богом! Вы
пробовали управлять Богом?
Поэтому неслучайно, что известный ныне Дэвид Фроули
– действительно редкий знаток подлинной Йоги – более чем
справедливо заметил, что «управлять Кундалини – это все
равно, что голыми руками пытаться схватить молнию»!
Асаны Хатха-йоги, мудры и бандхи, частично пранаямы –
все они помогают очистить Сушумну, ведут к подъему вверх
ЭФИРНЫХ АНАЛОГОВ КУНДАЛИНИ, то есть наиболее
грубых составляющих или аспектов подлинных духовных
сил Кундалини. Это включает к циркуляции одни из возмож-
ных вариантов кругообращения Микрокосмической орбиты,
особенно что касается известного в китайском Цигун «про-
низывающего чудесного меридиана» (чжун-май). В итоге
Эфирное тело не только оживляется, но и приобретает боль-
шую текучесть, адаптивность к разнообразным внешним
воздействиям, оздоравливается и реально развивается.
Но горе тому, кто будучи недостаточно подготовлен, лег-
комысленно небрежно или через неадекватные «дозировки»
йогических практик действительно начнет поднимать под-
линную Кундалини!!!
163
Даже если Плотное тело не будет сожжено или частично
повреждено пожигающим пламенем Кундалини (что бывает
при пробках эфирных каналов и отложений шлаковых ве-
ществ в тканях), то будут иные повреждения. При недоста-
точно чистом Астральном теле возникнет какая-то патология
в желаниях, при грязных мыслях (нечистое Ментальное тело)
будут маниакальные идеи и навязчивый бред…
Вот вам самый простой путь в «дурнушку» – насильствен-
но поднимать Кундалини, как рыбу за жабры пытаются вы-
тащить из воды.
Если же почитать различные материалы по наблюдению за
людьми, которым удалось все-таки частично или хотя бы не-
много поднять Кундалини, то здесь можно видеть с огромным
сожалением целое поле для деятельности психиатров. Ибо
как иначе можно назвать потери контроля над элементарны-
ми повседневными способностями и системой ориентации в
жизни из-за выпадения сознания из обычной реальности.
3. Миф о работе с чакрами и «Третий глаз».
Когда Артур Авалон одним из первых на Западе стал пере-
водить и популяризировать тексты индийской тантры, он на-
верное и сам не подозревал, что его труды породят огромное
число новых пропагандистов, призывающих «открывать»
чакры, раскрывать скрытые психические силы, якобы с ча-
крами связанные, и совершать разные другие подобные глу-
пости.
Что такое «чакры»? – по сути это просто воронкообраз-
ные структуры, составляющие входные и выходные «ворота»
Эфирного и Астрального тела. То есть попросту говоря «во-
ронки» или «энергетические вихри».
Система чакр – сложнейшая сопряженная друг с другом
система регулирования потоков внутренних энергий самых
164
разных уровней тонкости и пространственных мерностей.
Представьте себе, что портному дали задание – совме-
стить грубую войлочную дерюгу с тончайшими кисейными
кружевами. Если последние напрямую пришить к грубой
ткани – получатся многочисленные разрывы, и этот нелепый
конгломерат долго не просуществует. Но если сделать после-
довательные переходы между тканями разных уровней тол-
щины и прочности, в виде некой системы, то эффекты будут
совсем иными.
Точно так же дело обстоит и с системой чакр: мы видим в
ауре человека не некий механический набор или ряд энерге-
тических структур или «психических центров», но взаимос-
вязанную и множественным образом взаимно сопряженную
систему усложняющихся полевых образований.
Вторгаться насильно в эту систему психических центров
– всегда означает опасности повреждений, нарушений в этой
взаимной скоординированности психических центров раз-
ных уровней тонкости, мерностей и силы.
Следует отдавать себе отчет, что сама по себе проблема
«йогической» работы с чакрами возникла сравнительно не-
давно, и причем на Западе. Были найдены древние ману-
скрипты, отчасти повторенные в текстах древних индийских
тантр, в которых описано, как едва заметные для ауры низко-
развитых людей психофизические структуры становятся по-
добными огромным «огненным колесам» Мастеров и Адеп-
тов по мере духовной эволюции личностей. Ну а дальше? –
Дальше был сделан самый простецкий вывод, что, если мы
будем увеличивать уровни энергетизации этих центров-чакр,
мы, дескать, получим существенное ускорение темпов раз-
вития «Я».
Этот в корне неверный вывод, сделанный в свое время за-
падными популяризаторами Йоги, напоминает детские пред-
ставления о надувании шин. Если надутые шины автомоби-
165
ля или мотоцикла способны выполнять свои функции, мы
можем сделать эти шины надутыми просто растягивания в
объеме резиновые покрышки!!!
Вот вам пример того, как полузнание может быть реально
опаснее полного незнания!
Для того, чтобы выявить эти проблемы в осознанной рабо-
те современных йогинов с чакрами, вернемся к воззрениям о
структуре семеричного «Я» человека. Для тех, кто незнаком
с другими моими книгами, я привел краткую справку о семи
«телах» или уровнях человека в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Выше уже говорилось, что чакры – суть воронкообразные
спиральные структуры, образованные завихрениями в пото-
ках точек или областей переходов внешних энергий во вну-
тренние и наоборот. Но на каком уровне или на каких уров-
нях они существуют? – практически на всех уровнях ауры.
Самым грубым уровнем проявления вихреобразных во-
ронковидных структур – это чакры Эфирного тела человека.
И, если мы проанализируем и древние источники и показа-
ния современных ясновидящих, то понятно станет, что си-
стема из 6 основных чакр индийской тантры или Йоги – суть
система структур, существующих для энергетических пото-
ков эфирных слоев-уровней ауры. И не более того!
Наряду с ней существуют и чакры Астрального тела –
условно называемые сейчас «чакры линии Хара» по имени
основной чакры солнечного сплетения, но на Астральном
плане (центр Хара) в японских боевых искусствах сект син-
гон и ямабуси.
Если сравнить уровни их локализации, выяснится, что
многие чакры Эфирного тела по местам их локализации
практически совпадают с психическими центрами более тон-
ких уровней Астрального тела (см. Рис. 2 и Рис.3). Вот где
основной источник путаницы и неразберихи в современных
попытках напрямую работать с чакрами!!!
166
Более того, при более детальном изучении вопроса выяс-
няется, что и ключевые ноты в вибрационных свойствах чакр
нередко совпадают (!), хотя и относятся они к разным окта-
вам вибрационного звукоряда.
ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ЭНЕРГИЯх. Исходный базисный
постулат, позволяющий найти много подсказок и обнару-
жить немало скрытых аспектов Йоги, Цигун и БИ, состоит
в том, что плотное вещество, составляющее основное со-
держание Плотного тела человека – суть косная и инерт-
ная субстанция, образующая «телесную куклу», которая
оживляется всей системой оболочек и тонких внутрен-
них энергий, в первую очередь энергиями Эфирного и
Астрального тела (см. Рис. 4).
Специальные метафизические исследования, включая пока-
зания ясновидящих и спиритическая работа, показывают, что
«биологически эффективная» разница между грубой материей
вещественной области Физического мира и эфирами оказывает-
ся все же больше, нежели различия между уровнями тонкости
Эфирного, Астрального и Ментального тел человека. То есть,
скажем, затрагивая напрямую активность чакр Эфирного тела,
практикующий почти немедленно чувствует соответствующие
изменения в настройках эмоциональной среды Астрального
тела, тогда как на состоянии Плотного тела – этой веществен-
ной плотноматериальной «куклы», которые люди склонны счи-
тать своим единственным телом – это или вообще не сказывает-
ся или же сказывается с известным опозданием.
И этот аспект сосуществует с самым что ни на есть реальной
и многократно наблюдаемой