довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его,
и для слуги, чтобы он был, как господин его…» (от Матфея
10:24–25). Считая или называя кого-то своим духовным Учи-
телем, такие ученики сами невольно ограничивают пределы
своего возможного роста. Поэтому только очень малое чис-
ло воплощенных людей можно считать своими подлинными
Учителями.
(в) «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учи-
тель – Христос, все же вы – братья…» (от Матфея 23:8).
Бог – настоящий и наивысший духовный Учитель даже для
подвижников и святых высших уровней. С другой стороны,
древние восточные традиции предписывают относиться к
Учителю как к представителю Бога на земле. Много ли вы
знаете людей, которых вы действительно можете считать
представителями Бога на земле?
Особенно стоит сказать здесь о довольно широко распростра-
ненным сейчас призывам к получению посланий от незримых
Владык или невидимых учителей из числа духов. Это явление,
называемое сейчас «чэннелинг», сейчас стало чуть ли не мод-
ным. Увы, именно с чэннелингом связано огромное число опас-
ностей, главным образом, по той простой причине, что более 90
процентов духов, называющих себя «Учителями» не только не
имеют права считаться действительно Учителями, но и нередко
вообще суть подделки или маскировка со стороны темных сил.
Для представителей тьмы это является забавой – одурачить не-
искушенных устремленных и занимающихся, своего рода спорт
или «хобби».
Демонические силы рассматривают человечество как свою
потенциальную добычу, ибо, попав в ад, страдающие там излу-
чают огромные количества излучений страха и боли, которыми
темные силы и питаются. И, подобно тому, как люди сейчас раз-
водят кур в курятниках, для демонов самого разного уровня и
«специализации» все человечество – это своего рода «человеч-
190
ник», так что сбить с толку и направить по ложным путям раз-
вития, свести с ума или довести до преступлений или самоубий-
ства, – все эти цели представителям сил Тьмы представляются
весьма желанными.
Учитель – в целях вашей же психической безопасности – дол-
жен быть воплощенным духовным существом.
(2) достаточно развитые наставники говорят о принци-
пе сочетания разных школ и типов практикований физиче-
ских упражнений и медитационных практик для достижения
больших результатов. Это так: например, сочетание статиче-
ских практик Йоги с динамическими практиками тех же шао-
линьских БИ всегда давало больше результатов, нежели про-
сто следование одной какой-то системы тренингов. Однако,
я здесь хотел сказать о необходимости сочетания физически
практик к духовно-религиозными.
Здесь я с полной ответственностью заявляю: без разви-
тия религиозности и внутреннего богопознания все пусть
даже заметные ваши успехи в асанах Йоги, в комплексах
Цигун и тем более в боевых искусствах всегда будут одно-
сторонними, половинчатыми и неоднозначными.
(3) эти возможные сочетания разных школ и типов практи-
кований подразумевают первичное доминирование факторов
развития сознания и самооосознанности и вторичное – до-
стижение частных успехов в тех или иных видах или типах
По меньшей мере, занимающиеся должны отдавать себя
максимальный отчет в том, ЧТО, ЗАЧЕМ и В КАКИХ ДАЛЬ-
НИХ ЦЕЛЯХ они сочетают из разных систем.
И вот этой-то весьма значимой проблеме я и посвящу весь
191
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
КУДА НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИИ СВОЕГО РАЗВИТИЯ?
Куда направить свои душевные энергии? – основной во-
прос для всех людей. Те, кого мы обозначаем как «миряне»,
все свои умственные и эмоциональные энергии направляют
на достижение объектов вожделения. Магнетическое притя-
жение в комплексе «объект желания – желающий» настолько
велико, что их сознание неизбежно поглощено материальны-
ми ценностями и закрыто от Божьего Света, закрыто от по-
знания Бога, подобно тому, как плотные шторы не позволяют
войти в окно живительным лучам солнца.
Тысячи и сотни тысяч, даже миллионы раз повторенные
действия по удовлетворению желаний в сочетании с развива-
ющимися способностями ума заставляют человека постепен-
но понять призрачность и преходящесть мирских ценностей.
Кроме того, по мере эволюции Души человек переходит ко
все более изысканным и тонким наслаждениям. Изысканная
и по-своему строгая красота системы интегральных уравне-
ний видится лишь математикам, и многие эстетические цен-
ности доступны лишь людям выше среднего уровней раз-
вития. Более того, в них возникает внутренняя потребность
обращаться к абстрактным и нематериальным ценностям.
“Cogido ergo sum” – заявлял Рене Декарт, то есть «я мыслю
– следовательно, существую», а если быть еще более точным
и копнуть глубже психологию интеллигенции – «я получаю
наслаждение от своего познания»…
Однако и здесь, на этих куда более высоких в качествен-
ном отношении уровнях развития, проблема «куда направить
свои душевные энергии» остается нерешенной. Во-первых,
192
тысячи и сотни тысяч открытых частных закономерностей
и даже куда более обобщающих законов жизни вселенной,
миллионы относительных истин, изложенных в энциклопе-
дических словарях, еще не дают АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ.
Подобно тому, как десятки тысяч страниц из медицинских
трактатов и справочников еще не дают конкретного здоровья
конкретному человеку.
Пока эти проблемы не решены на уровне осознанных
интеллектом и решенных «сердцем» — то есть внутренней
устремленностью – истин, ИЗВРАЩЕНИЯ в их самых раз-
ных формах (грубых и тонких) неизбежны. В чисто механи-
ческом отношении извращения порождены блокировкой и
выражаются в блокировке деятельности четырех низших тел
на фоне бездействия или адекватных изменений в высших
духовных телах человеческого «Я».
Эта беда подавляющего большинства современного чело-
вечества проявляется или в садомазохистских сексуальных
формах, или в шубохранилищах, или в несметной коллекции
женских туфель, или в создании экстремистских организа-
ций – самых разных глюков современное человечество на-
копило немало!
«На вкус и цвет товарищей нет» – эта поговорка широ-
ко известна для оправдания эгоизма, да и множество других
формул самооправдания и самоиндульгирования изобретено
и функционирует немало.
Чаще всего эти извращения и разнообразные отклонения
в обществе – единичные и массовые психические болезни
– вызваны из-за незнания и духовной необразованности. В
самом деле, Гитлера и Муссолини не воспитывали ни евро-
пейские гуманисты, ни индийские брахманы…
Но возникает и другой вопрос – а спрашивали ли они о
Боге, а искали ли они Истину? Стремились ли они к Свету?
Экспедиции нацистов в горный Тибет не принесли немцам
193
Света духовных знаний, они искали лишь тайные виды древ-
него оружия, эликсиры бессмертия для вождей III Рейха, дру-
гие сугубо утилитарные преимущества владения древними
знаниями…
[Судя по некоторым источникам, кармически и в посмерт-
ном существовании наказывается не столько незнание, сколь-
С другой стороны, и среди современных исследователей
сакральной геометрии, скрытых законов жизни вселенной
типа Друнвало Мельхиседека – среди них тоже царит бес-
покойство и судорожные метания в поисках новых тайных
знаний (реально существующих). Равно как и простое меха-
ническое накопление оккультных образованности – это все-
таки еще не приносит ощущений Вечного Покоя, незыбле-
мого счастья и непреходящей Радости. Ни современные уче-
ные, ни даже исследователи древних знаний и тайн – все они
в своем подавляющем большинстве не достигли состояний
высшей умиротворенности и Покоя (шанти).
Как же тогда быть? В древних школах эзотерического раз-
вития – судя по трактатам Алисии Бейли – существовало два
основных методах формирования и реализации высшей цели
бытия. Для учеников предписывалось или формирование ум-
ственного образа своего идеального собственного состояния
«Я» или формирование в сознании образа Бога. В последнем
случае, покидая земной мир, ученик входил в созданный им
же высший образ Бога, и, осуществляя этот великий мисти-
ческий переход, уходит в высшие тонкие сферы внутри ма-
териальной вселенной (мир Бога) или даже получает окон-
чательное и полное Освобождение, выходя за пределы самой
материальной вселенной.
В обоих случаях ученики начинают активно служить соз-
даваемым в их творческой визуализации Божественным об-
разам.
194
Каждый из этих генеральных или обобщенных методов
имеет и свои недостатки. В первом случае – при медитатив-
ном формировании образа своего идеального «я» – велики
соблазны формирования тонких привязок в Плотному телу.
Так что в жизни может быть наращивание эгоизма в новых,
неосознанно тонких и особо изощренных формах, даже про-
сто неописуемое самоиндульгирование.
Во втором случае наиболее частыми оказываются эффек-
ты сугубо фантазийного творчества и выдавание желаемого
за действительное. Вплоть до утверждений, что через учени-
ка якобы говорит сам Верховный Господь ( или Аллах).
Кроме того, в формировании внешнего Образа трансцен-
дентного Бога, откывается неисчерпаемое море для самоин-
дульгирования. Фантазийно-воображаемый Господь – как
считает приверженец внешних экзотерических религий – все
простит, «яко человеколюбче иже сый»…Но простит ли все
себе сам человек, когда окажется без Плотного тела в проме-
жуточных мирах, просматривая картины прожитой жизни?
Преждевременное абстрагирование, разнообразные фор-
мы самобичевания и самоистязания – все это тоже глюки
второй генеральной линии эволюции, когда в уме создается
воображаемый Образ Бога.
И все же приходится признать, что этот второй путь оказы-
вается куда более безопасным – в психиатрических, психиче-
ских и многих иных отношениях – и потому более перспек-
тивным на дальнее будущее, нежели создание в уме лишь
образа своего идеального воображаемого я». Собственно го-
воря, именно этот путь и предусматривается как в древних,
так и в современных мировых религиях.
В древних трактатах это все было предусмотрено многие
тысячелетия назад, и в соответствующих Писаниях мож-
но найти «канонические» самые детализированные описа-
195
ния, каким надо представлять себе трансцендентный Образ
Шивы, или же Вишну, или же Шри Кришны в Его вселенской
форме.
Здесь основной момент сугубо образовательного характе-
ра состоит в том, что Верховный Господь пребывает вне и
выше всех представляющихся человеку образов или тонких
форм. Или, можно сказать, все трансцендентные образы или
формы – суть на самом деле множественные проявления еди-
ного Верховного Господа. Три великих вселенских духовных
существования – Брахма, Вишну и Шива – все они имеют
определенный процент качеств внекосмической Верховной
Божественной Личности.
Существуют разные традиции ученической преемствен-
ности – на санскрите парампары. Шиваистические традиции
ученической преемственности утверждают, что именно Го-
сподь Шива лучше всех отображает в Себе качества внекос-
мической Верховной Божественной Личности. Вишнуиты
приписывают те же качества Господу Вишну, тогда как иные
современные исследователи связывают современное христи-
анство с некогда утерянной парампарой от Господа Брахмы
(Творца).
Так или иначе, насчитываемые в индийском пантеоне ты-
сячи образов-трансцендентных форм полубогов, означают
не многобожие, а факт проявления Верховного Господа в той
или иной степени в каждом из этих полубогов. И за каждым
полубогом образованный верующих индуист предполагает
существование непроявленного и сверх-форменного Верхов-
ного Бога.
Поэтому сам вопрос – столь часто раздающийся ныне –
какая из религий самая «правильная» или «истинная» уже
изначально лишен смысла. Различия в мировых религиях
касаются как различных глубин проникновения в Высшую
Реальность, так и технически реализуемых способов богопо-
читания и богопознания. Так личный опыт пророка Мохам-
196
меда, хотя и оказывается безусловно ценным и уникальным,
но в то же время этот личный опыт не был единственно воз-
можным, абсолютным и всемировым. Будда достиг Нирваны
беспримерным подвигом предельно самоуглубленного созер-
цания, а трансцендентные игры Шри Кришны, избравшего
Себе форму пастушка, привели в духовные миры многие сот-
ни тысяч Его почитателей.
Все мировые религии ведут человека из царства пре-
ходящих мирских ценностей к жизни на более высоких
уровнях эволюции, и уж воистину – нет плохих религий, но
есть недалекие или плохие последователи.
«Какой Божественный образ – Шивы, Кришны, Вишну
или Иисуса Христа – мне избрать для почитания? Какой из
них лично для меня окажется самым благоприятным для ду-
ховного восхождения?» – вот наиболее сложные вопросы,
которые предстоит решить ученику рано или поздно, хочет
он (она) того или нет. Если вы не родились в семье право-
славного священника, или в брахманской среде почитателей
Вишну, где чаще всего сам религиозный выбор упрощен до
предела, на решение этих вопросов часто уходят годы, даже
порой десятилетия. Я знаю несколько кришнаитов, ставших
затем православными, и наоборот – несколько христиан, став-
ших активными последователями движения «Харе Кришна».
Один знакомый – сторож Юра в центре «Розе Мира» – ушел
из буддистов к православным, а из современной православной
церкви спустя несколько лет переметнулся к староверам…
«В гавани стоят и