головные уборы с вибрационными
усилителями-резонаторами, что помогали им в делах управ-
ления государством, помогая настроиться на нужный лад.
Древняя же китайская метафизика, сочетавшая в себе не
только глубокие знания о свойствах и функционировании
многомерной ауры человека, но и космологию, космогонию
и фэн-шуй, еще не поддается истолкованию со стороны со-
временной науки.
Эта метафизика, включая разнообразные формы Цигун
была в дальнейшем воспринята буддийскими монахами, и
адаптирована в целях духовного восхождения человека. Дао-
сизм же как религия постепенно стала приходить в упадок и
деградировать, все больше склоняясь к сугубо утилитарным
ценностям ограниченного земного существования.
Увы, но лично я вижу продолжающееся духовное обни-
щание в современном Китае с его прагматической коммуни-
стической идеологией, скрашенной – в духовном отношении
– разве что за счет буддизма и благодаря сохранившемуся от-
части конфуцианству.
27
Что же касается мира боевых искусств (БИ), то высочай-
шее искусство кунг-фу как практические наработки в управ-
лении низшей материальностью сочетается там с настоящим
«парадом эго», превалирующим над устремленностью чело-
века к Освобождению.
Бывший некогда частью храмовых ритуалов и богослу-
жений атлантической цивилизации, сохранившийся и «дора-
ботанный» к настоящему времени Цигун преимущественно
захватывает области управления только четырьмя низшими
телами: Плотным, Эфирным, Астральным и отчасти Мен-
тальным.
Однако, и эта – казалось бы сугубо утилитарная его цен-
ность – исключительно высока. Так, считается (и я лично го-
тов это подтвердить), что год практикования Тайцзи-цюань
избавляет человека от приобретенных заболеваний, три года
ежедневного практикования – избавление от хронических и
давних болезней, а десять лет практикования дают абсолют-
ное здоровье. В западной же медицине нет даже такого поня-
тия «абсолютное здоровье», а с приходом в Россию платной
медицины вообще отрицается. Считается что «абсолютно
здоровые» – это просто недостаточно обследованные потен-
циальные пациенты.
Основные отличия комплексов Цигун – типа, например,
64 формы Дикого гуся или игры Пяти Зверей – от западной
оздоровительной гимнастики состоят прежде всего в строго
заданной сопряженности движений руками, шагов или пово-
ротов туловища с ритмикой дыхания «вдох-выдох».
Основа же комплексов Цигун, как и китайской и тибетской
медицины – точные знания 12 эфирных «классических» ме-
ридианов, дополняющихся 12 мышечно-сухожильными и 8
«чудесными» энергетическими меридианами. Можно делать
комплексы Цигун и по принципу «делай так – делай эдак –
будешь здоровым», но понимание смысла движений дают
28
только знания тонкой «анатомии» и цикличности в активно-
сти меридианов.
Здоровье, согласно древним китайским представлениям, –
естественное следствие достаточности жизненных энергий
Ци, беспрепятственно протекающих по каналам-меридианам.
Когда в организме нет застоев энергетики, когда органы и
ткани оживляются свежими потоками незамутненной Ци – в
таком организме не может быть ни рака, ни сердечной недо-
статочности, ни болезней почек или печени…
Ну и, соответственно, человек тогда не нуждается ни в до-
рогостоящих лекарствах, ни в платных анализах, ни в обсле-
дованиях европейских врачей…
Вот почему медицинская и фармацевтическая мафия вся-
чески убирает с телевидения программы типа «исцели себя
сам», а «ученые светила» до сих пор сомневаются (и будут
сомневаться!) в самом существовании Ци. И пока они сомне-
ваются и рассуждают, пока они дискутируют и ставят экспе-
рименты, восточные медики уже тысячи лет успешно лечили
даже раковые заболевания. И чем больше ученых степеней
у очередного «светила» – тем он потенциально опаснее для
больных! Потому что есть шарлатаны без ученых степеней, а
есть шарлатаны с учеными степенями.
Мао-цзе Дун был великим и хитрым политиком. Когда он понял, что после
образования Китайской народной республики в разоренной войнами и рево-
люцией стране нет даже достаточного количества продовольствия, а не то
что еще и дорогостоящих лекарств, он обратился к древней мудрости, и кол-
лектив мастеров Цигун и БИ составили к 1954-1957 гг. несколько комплексов,
которые предписали делать в национальных масштабах. Среди них в первую
очередь были 24 формы Тайцзи-цюань стиля Ян и 32 формы Чан-цюань. Пер-
вые делают до сих пор всенародно по утрам, второй комплекс – практикуется
больше в воинских частях.
Что означает «наращивание личного опыта Цигун»? – пре-
жде всего, это означает осознавание и наработку способно-
стей ощущать внутренние и внешние энергии, затем – спо-
29
собности ими управлять, вплоть до контроля излучений сво-
ей ауры.
В любом случае, искусный контроль внутренних энергий в динамике (Цигун)
и в статике (Йога и сидячие медитации Цигун) начинается с их распознавания.
В методическом плане имеет потому ценность ознакомиться с теми энер-
гиями, распознавать которые учатся все мастера Тайцзи-цюань. В очень хоро-
шем руководстве Чжэнь Гуна «Внутренние энергии в Тайцзи-цюань» приводятся
следующие типы: выделяемые как бы по их функциональному или «физиологи-
ческому» типу:
(1) энергия чжань-нян (привлечение и удержание);
(2) энергия дин (слушание);
(3) энергия дун (интерпретация);
(4) энергия цзоу (прием);
(5) энергия хуа (нейтрализация);
(6) энергия цзе (занимание);
(7) энергия фа (высвобождение);
(8) энергия инь (увлечение);
(9) энергия ти (поднимание);
(10) энергия чжэнь (погружение);
(11) энергия на (схватывание);
(12) энергия гай (открывание);
(13) энергия хэ (закрывание);
(14) энергия бо (рассредоточение);
(16) энергия лю (откат назад, «пропускание в сторону»);
(17) энергия ци (надавливание);
(19) энергия цай (подтягивание);
(20) энергия ле (разделение);
(21) энергия чжоу (удар локтем);
(22) энергия гао (удар плечом);
(23) энергия цзу (скручивание);
(24) энергия шуань (разрушение);
(25) энергия цюань (схватывание);
(26) энергия цзюань (сверление);
(27) энергия цзе (перехватывание);
(28) энергия лэн (замораживание);
(29) энергия дуань (прерывание);
(31) энергия фэнь (разделение);
30
(32) энергия доу-цзяо (шатающаяся проволока);
(33) энергия доу-соу (игривое потряхивание);
(34) энергия цзе-де (складывание);
(35) энергия цзя (вытирание);
(36) энергия пи (снимание кожуры);
(37) энергия сюй (обманная);
(38) энергия линь (приближение).
Из перечисленных категорий или функциональных подтипов энергий, раз-
виваемых в комплексах Тайцзи-цюань, много неясностей сразу же возникает с
3-ей, 30-й, а также с 5-й и 6-й… Как их трактовать, как переводить?
Вообще, если говорить об искусстве Тайцзи-цюань, то без личного руковод-
ства Мастера вы если и добьетесь повышения осознанности движений, но не
больше. Главное, что вам никто не расскажет своевременно о ваших ошибках.
И, тем не менее, я рекомендовал бы приведенный только перечень под-
типов внутренних энергий для самостоятельной проработки и распознавания
независимо от того, занимаетесь ли вы Тайцзи-цюань, или нет. Здесь важны на-
работки в распознавании внутренних энергий, а не узкие прикладные или праг-
матические выгоды.
Возможно, что вы не увидите сначала в приведенном выше перечне энер-
гий Тайцзи-цюань значимых различий между отдельными категориями: весь этот
список вам может показаться очень субъективным и даже излишне детализиро-
ванным. Поэтому имеет смысл привести мой собственную типологию – то есть
типы движения энергий в занятиях ци-гун или любой иной гимнастикой:
Стоит привести и другую, на мой взгляд куда более приемлемую и понятную
схему, отражающую типы джвижений энергий, которые ставятся под контроль в
системах комплексов Цигун и (или) Тайцзи-цюань.
ТИПЫ ДВИЖЕНИЙ ЭНЕРГИИ
(в стилях Тайцзи-цюань, Багуа, Синъи-циюань, Шаолинь кунг-фу, Тэквон-
до, тенсегрити, практиках американских индейцев и т. д.)
(1) линейное движение сверху-вниз (в практиках энергетического «промы-
вания», сквозной поток до тех или иных границ);
(2) линейное движение снизу-вверх;
(3) линейное движение спереди-назад в горизонтальной плоскости (реже –
сзади-наперед), когда энергии «лицевого щита» или «передней пластины» вби-
раются сначала к центру аурического кокона, а затем могут переводиться назад,
31
для укрепления спины;
(4) центростремительное движение, вбирание, сжатие по горизонтали (в го-
ризонтальной плоскости);
(5) центростремительное движение, вбирание, сжатие в вертикальной пло-
скости;
(6) центробежное движение в горизонтальной плоскости, или горизонталь-
ное растяжение;
Примечание: может заканчиваться ударом, а может и нет;
(7) центробежное движение в вертикальной плоскости
(8) вращение с угловой скоростью в горизонтальной плоскости – например,
суфийское кружение или вообще кружение в танце;
(9) вращение с угловой скоростью в вертикальных плоскостях – например,
Микрокосмическая Орбита;
(10) кристаллизация, или алхимическое осаждение энергий от тонкого к гру-
бому; уплотнение энергий;
(11) возгонка, или алхимическая сублимация энергий от грубого к тонкому;
утончение или «испарение» энергий.
Подчеркнем, что перечисленные типы касаются только направления движе-
ния энергий, а не описывают все разнообразие движений тела или частей тела.
Последние лучше классифицировать другими категориями и понятиями. Напри-
мер, вращение одних только рук – собирание энергий…
Особое значение – сцепление энергий и сцепляющие движения… Они,
кстати, очень близки по сущности своей к так называемым «магическим пассам»
Карлоса Кастанеды.
Откат тела (лю) – также особое движение… Но о них уже говорилось чуть
выше. Да и, вообще, все эти детали более подробно анализируются с квалифи-
цированным наставником Тайцзи или тренером кунг-фу или, наконец, в само-
стоятельных тренировках.
Особо стоит отметить, что десятый и одиннадцатый типы – они связаны с
молитвенными практиками и медитативной работой с энергиями. Так что алхи-
мический аспект молитвенной практики в приведенном только что перечне виден
Для чего прежде всего я привел эти типы? – в основном для планирования
режимов самостоятельных тренировок. Получив начальный опыт, в дальнейшем
Вы можете делать любые движения и изобретать любые упражнения, лишь бы
вы сами понимали их назначение и ясно отдавали себе отчет, что именно и для
чего именно вы делаете те или иные упражнения.
Перечислю основные факторы, ведущие к повышению чув-
ствительности:
32
(1) голодания;
(2) строгая растительная диета;
(3) одинокий образ жизни, при котором обостряются все чув-
ства; (4) бессонница;
(5) специальная музыка – особенно, колокольные перезвоны;
(6) специальные психофизические упражнения;
(7) эмоциональные растраты энергий Астрального тела, бур-
ные всплески эмоций;
(8) любые упражнения в концентрации и медитации.
Эти факторы — самого общего характера. На практике, если
учесть мой опыт, максимальное значение имеет пристальное на-
блюдение с полузакрытыми глазами за движениями ладоней, осо-
бенно когда они совершают кругообразные или спиральные дви-
жения рядом с туловищем или при выдвижении их вперед.
По моему личному опыту лучше всего делать комплексы
Цигун с полузакрытыми глазами. Если совсем закрыть гла-
за – можно пошатнуться, потерять устойчивость, перестать
видеть свои собственные движения. Если же, наоборот, гла-
за полностью открыты – внимание легко соскальзывает на
внешние объекты, что, в свою очередь, порождает много по-
сторонних мыслей… Так что самое лучшее – полузакрытые
глаза во время исполнения комплексов Цигун и(или) Тайцзи-
цюань.
* * *
Теперь стоит подвести некоторые итоги и рассмотреть
основные черты сходстваа и различий системы Йоги и ком-
плексов Цигун.
33
ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ И ЦИГУН
(1) И Йога, и Цигун – взятые пусть даже в относительных
средних уровнях практикования, не говоря уже о вершинах
мастерства – основаны на том, что очень метко и правильно
называлось в древнем Китае «внутренняя работа».
(2) Эта внутренняя работа подразумевает контроль со-
стояния четырех низших по отношению к высшему-«Я» тел
– Плотного, Эфирного, ААстрального и Ментального – и
имеет следствием своим контролируемые состояния физиче-
ского тела и сознания.
Именно контроолируемость таких феноменов, как ясно-
видение, яснослышание, считка информации «ниоткуда» и
отличает результаты Й»оги и Цигун от некоторых патологи-
чексих психических состояний, внешне сходных с паранор-
мальными способностями.
[Сразу скажу, что «инструкции» по сиддхам – или пара-
нормальным способностям чселовека – суть отдельная тема,
которая выходит за рамки настоящей брошюры].
(3) и Йога, и Цигун – это не просто какие-то комплексы
упражнений, особые практики или специальные психофи-
зические методики. Все это – суть только внешние и сугубо
внешние аспекты. И Йога, и Цигун – суть особый образ жиз-
ни, мышления и жизнь в Космическом Потоке сознания.
(4) Углубленные формы практического освоения Йоги и
Цигун означают проникновение за завесу грубых форм и су-
губо внешних аспектов в работу с энергетическими потоками
Праны-Ци, прозревание в экстрасенсорное видение пучков
жизненных энергий Праны-Ци, а на высших уровнях – пол-
ный и всесторонний контроль светимости и тонких излуче-
34
ний ауры и ее отдельных частей.
Иными словами, подлинные успехи в самоуправлении не-
возможны без интроекции – проникновения сознания зани-
мающихся вовнутрь самих себя – и в Йоге, и в Цигун. Более
того, даже какие-то первые успехи, улучшение самочувствия
и повышение ясности сознания – то, что обычно