Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Йога, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен

головные уборы с вибрационными

усилителями-резонаторами, что помогали им в делах управ-

ления государством, помогая настроиться на нужный лад.

Древняя же китайская метафизика, сочетавшая в себе не

только глубокие знания о свойствах и функционировании

многомерной ауры человека, но и космологию, космогонию

и фэн-шуй, еще не поддается истолкованию со стороны со-

временной науки.

Эта метафизика, включая разнообразные формы Цигун

была в дальнейшем воспринята буддийскими монахами, и

адаптирована в целях духовного восхождения человека. Дао-

сизм же как религия постепенно стала приходить в упадок и

деградировать, все больше склоняясь к сугубо утилитарным

ценностям ограниченного земного существования.

Увы, но лично я вижу продолжающееся духовное обни-

щание в современном Китае с его прагматической коммуни-

стической идеологией, скрашенной – в духовном отношении

– разве что за счет буддизма и благодаря сохранившемуся от-

части конфуцианству.

27

Что же касается мира боевых искусств (БИ), то высочай-

шее искусство кунг-фу как практические наработки в управ-

лении низшей материальностью сочетается там с настоящим

«парадом эго», превалирующим над устремленностью чело-

века к Освобождению.

Бывший некогда частью храмовых ритуалов и богослу-

жений атлантической цивилизации, сохранившийся и «дора-

ботанный» к настоящему времени Цигун преимущественно

захватывает области управления только четырьмя низшими

телами: Плотным, Эфирным, Астральным и отчасти Мен-

тальным.

Однако, и эта – казалось бы сугубо утилитарная его цен-

ность – исключительно высока. Так, считается (и я лично го-

тов это подтвердить), что год практикования Тайцзи-цюань

избавляет человека от приобретенных заболеваний, три года

ежедневного практикования – избавление от хронических и

давних болезней, а десять лет практикования дают абсолют-

ное здоровье. В западной же медицине нет даже такого поня-

тия «абсолютное здоровье», а с приходом в Россию платной

медицины вообще отрицается. Считается что «абсолютно

здоровые» – это просто недостаточно обследованные потен-

циальные пациенты.

Основные отличия комплексов Цигун – типа, например,

64 формы Дикого гуся или игры Пяти Зверей – от западной

оздоровительной гимнастики состоят прежде всего в строго

заданной сопряженности движений руками, шагов или пово-

ротов туловища с ритмикой дыхания «вдох-выдох».

Основа же комплексов Цигун, как и китайской и тибетской

медицины – точные знания 12 эфирных «классических» ме-

ридианов, дополняющихся 12 мышечно-сухожильными и 8

«чудесными» энергетическими меридианами. Можно делать

комплексы Цигун и по принципу «делай так – делай эдак

будешь здоровым», но понимание смысла движений дают

28

только знания тонкой «анатомии» и цикличности в активно-

сти меридианов.

Здоровье, согласно древним китайским представлениям, –

естественное следствие достаточности жизненных энергий

Ци, беспрепятственно протекающих по каналам-меридианам.

Когда в организме нет застоев энергетики, когда органы и

ткани оживляются свежими потоками незамутненной Ци – в

таком организме не может быть ни рака, ни сердечной недо-

статочности, ни болезней почек или печени…

Ну и, соответственно, человек тогда не нуждается ни в до-

рогостоящих лекарствах, ни в платных анализах, ни в обсле-

дованиях европейских врачей…

Вот почему медицинская и фармацевтическая мафия вся-

чески убирает с телевидения программы типа «исцели себя

сам», а «ученые светила» до сих пор сомневаются (и будут

сомневаться!) в самом существовании Ци. И пока они сомне-

ваются и рассуждают, пока они дискутируют и ставят экспе-

рименты, восточные медики уже тысячи лет успешно лечили

даже раковые заболевания. И чем больше ученых степеней

у очередного «светила» – тем он потенциально опаснее для

больных! Потому что есть шарлатаны без ученых степеней, а

есть шарлатаны с учеными степенями.

Мао-цзе Дун был великим и хитрым политиком. Когда он понял, что после

образования Китайской народной республики в разоренной войнами и рево-

люцией стране нет даже достаточного количества продовольствия, а не то

что еще и дорогостоящих лекарств, он обратился к древней мудрости, и кол-

лектив мастеров Цигун и БИ составили к 1954-1957 гг. несколько комплексов,

которые предписали делать в национальных масштабах. Среди них в первую

очередь были 24 формы Тайцзи-цюань стиля Ян и 32 формы Чан-цюань. Пер-

вые делают до сих пор всенародно по утрам, второй комплекс – практикуется

больше в воинских частях.

Что означает «наращивание личного опыта Цигун»? – пре-

жде всего, это означает осознавание и наработку способно-

стей ощущать внутренние и внешние энергии, затем – спо-

29

собности ими управлять, вплоть до контроля излучений сво-

ей ауры.

В любом случае, искусный контроль внутренних энергий в динамике (Цигун)

и в статике (Йога и сидячие медитации Цигун) начинается с их распознавания.

В методическом плане имеет потому ценность ознакомиться с теми энер-

гиями, распознавать которые учатся все мастера Тайцзи-цюань. В очень хоро-

шем руководстве Чжэнь Гуна «Внутренние энергии в Тайцзи-цюань» приводятся

следующие типы: выделяемые как бы по их функциональному или «физиологи-

ческому» типу:

(1) энергия чжань-нян (привлечение и удержание);

(2) энергия дин (слушание);

(3) энергия дун (интерпретация);

(4) энергия цзоу (прием);

(5) энергия хуа (нейтрализация);

(6) энергия цзе (занимание);

(7) энергия фа (высвобождение);

(8) энергия инь (увлечение);

(9) энергия ти (поднимание);

(10) энергия чжэнь (погружение);

(11) энергия на (схватывание);

(12) энергия гай (открывание);

(13) энергия хэ (закрывание);

(14) энергия бо (рассредоточение);

(15) энергия мэн (отражение);

(16) энергия лю (откат назад, «пропускание в сторону»);

(17) энергия ци (надавливание);

(18) энергия ань (толчок);

(19) энергия цай (подтягивание);

(20) энергия ле (разделение);

(21) энергия чжоу (удар локтем);

(22) энергия гао (удар плечом);

(23) энергия цзу (скручивание);

(24) энергия шуань (разрушение);

(25) энергия цюань (схватывание);

(26) энергия цзюань (сверление);

(27) энергия цзе (перехватывание);

(28) энергия лэн (замораживание);

(29) энергия дуань (прерывание);

(30) энергия цунь (дюйм);

(31) энергия фэнь (разделение);

30

(32) энергия доу-цзяо (шатающаяся проволока);

(33) энергия доу-соу (игривое потряхивание);

(34) энергия цзе-де (складывание);

(35) энергия цзя (вытирание);

(36) энергия пи (снимание кожуры);

(37) энергия сюй (обманная);

(38) энергия линь (приближение).

Из перечисленных категорий или функциональных подтипов энергий, раз-

виваемых в комплексах Тайцзи-цюань, много неясностей сразу же возникает с

3-ей, 30-й, а также с 5-й и 6-й… Как их трактовать, как переводить?

Вообще, если говорить об искусстве Тайцзи-цюань, то без личного руковод-

ства Мастера вы если и добьетесь повышения осознанности движений, но не

больше. Главное, что вам никто не расскажет своевременно о ваших ошибках.

И, тем не менее, я рекомендовал бы приведенный только перечень под-

типов внутренних энергий для самостоятельной проработки и распознавания

независимо от того, занимаетесь ли вы Тайцзи-цюань, или нет. Здесь важны на-

работки в распознавании внутренних энергий, а не узкие прикладные или праг-

матические выгоды.

Возможно, что вы не увидите сначала в приведенном выше перечне энер-

гий Тайцзи-цюань значимых различий между отдельными категориями: весь этот

список вам может показаться очень субъективным и даже излишне детализиро-

ванным. Поэтому имеет смысл привести мой собственную типологию – то есть

типы движения энергий в занятиях ци-гун или любой иной гимнастикой:

Стоит привести и другую, на мой взгляд куда более приемлемую и понятную

схему, отражающую типы джвижений энергий, которые ставятся под контроль в

системах комплексов Цигун и (или) Тайцзи-цюань.

ТИПЫ ДВИЖЕНИЙ ЭНЕРГИИ

(в стилях Тайцзи-цюань, Багуа, Синъи-циюань, Шаолинь кунг-фу, Тэквон-

до, тенсегрити, практиках американских индейцев и т. д.)

(1) линейное движение сверху-вниз (в практиках энергетического «промы-

вания», сквозной поток до тех или иных границ);

(2) линейное движение снизу-вверх;

(3) линейное движение спереди-назад в горизонтальной плоскости (реже –

сзади-наперед), когда энергии «лицевого щита» или «передней пластины» вби-

раются сначала к центру аурического кокона, а затем могут переводиться назад,

31

для укрепления спины;

(4) центростремительное движение, вбирание, сжатие по горизонтали (в го-

ризонтальной плоскости);

(5) центростремительное движение, вбирание, сжатие в вертикальной пло-

скости;

(6) центробежное движение в горизонтальной плоскости, или горизонталь-

ное растяжение;

Примечание: может заканчиваться ударом, а может и нет;

(7) центробежное движение в вертикальной плоскости

(8) вращение с угловой скоростью в горизонтальной плоскости – например,

суфийское кружение или вообще кружение в танце;

(9) вращение с угловой скоростью в вертикальных плоскостях – например,

Микрокосмическая Орбита;

(10) кристаллизация, или алхимическое осаждение энергий от тонкого к гру-

бому; уплотнение энергий;

(11) возгонка, или алхимическая сублимация энергий от грубого к тонкому;

утончение или «испарение» энергий.

Подчеркнем, что перечисленные типы касаются только направления движе-

ния энергий, а не описывают все разнообразие движений тела или частей тела.

Последние лучше классифицировать другими категориями и понятиями. Напри-

мер, вращение одних только рук – собирание энергий…

Особое значениесцепление энергий и сцепляющие движения… Они,

кстати, очень близки по сущности своей к так называемым «магическим пассам»

Карлоса Кастанеды.

Откат тела (лю) – также особое движение… Но о них уже говорилось чуть

выше. Да и, вообще, все эти детали более подробно анализируются с квалифи-

цированным наставником Тайцзи или тренером кунг-фу или, наконец, в само-

стоятельных тренировках.

Особо стоит отметить, что десятый и одиннадцатый типы – они связаны с

молитвенными практиками и медитативной работой с энергиями. Так что алхи-

мический аспект молитвенной практики в приведенном только что перечне виден

налицо

Для чего прежде всего я привел эти типы? – в основном для планирования

режимов самостоятельных тренировок. Получив начальный опыт, в дальнейшем

Вы можете делать любые движения и изобретать любые упражнения, лишь бы

вы сами понимали их назначение и ясно отдавали себе отчет, что именно и для

чего именно вы делаете те или иные упражнения.

Перечислю основные факторы, ведущие к повышению чув-

ствительности:

32

(1) голодания;

(2) строгая растительная диета;

(3) одинокий образ жизни, при котором обостряются все чув-

ства; (4) бессонница;

(5) специальная музыка – особенно, колокольные перезвоны;

(6) специальные психофизические упражнения;

(7) эмоциональные растраты энергий Астрального тела, бур-

ные всплески эмоций;

(8) любые упражнения в концентрации и медитации.

Эти факторы — самого общего характера. На практике, если

учесть мой опыт, максимальное значение имеет пристальное на-

блюдение с полузакрытыми глазами за движениями ладоней, осо-

бенно когда они совершают кругообразные или спиральные дви-

жения рядом с туловищем или при выдвижении их вперед.

По моему личному опыту лучше всего делать комплексы

Цигун с полузакрытыми глазами. Если совсем закрыть гла-

за – можно пошатнуться, потерять устойчивость, перестать

видеть свои собственные движения. Если же, наоборот, гла-

за полностью открыты – внимание легко соскальзывает на

внешние объекты, что, в свою очередь, порождает много по-

сторонних мыслей… Так что самое лучшее – полузакрытые

глаза во время исполнения комплексов Цигун и(или) Тайцзи-

цюань.

* * *

Теперь стоит подвести некоторые итоги и рассмотреть

основные черты сходстваа и различий системы Йоги и ком-

плексов Цигун.

33

ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ И ЦИГУН

(1) И Йога, и Цигун – взятые пусть даже в относительных

средних уровнях практикования, не говоря уже о вершинах

мастерства – основаны на том, что очень метко и правильно

называлось в древнем Китае «внутренняя работа».

(2) Эта внутренняя работа подразумевает контроль со-

стояния четырех низших по отношению к высшему-«Я» тел

– Плотного, Эфирного, ААстрального и Ментального – и

имеет следствием своим контролируемые состояния физиче-

ского тела и сознания.

Именно контроолируемость таких феноменов, как ясно-

видение, яснослышание, считка информации «ниоткуда» и

отличает результаты Й»оги и Цигун от некоторых патологи-

чексих психических состояний, внешне сходных с паранор-

мальными способностями.

[Сразу скажу, что «инструкции» по сиддхам – или пара-

нормальным способностям чселовека – суть отдельная тема,

которая выходит за рамки настоящей брошюры].

(3) и Йога, и Цигун – это не просто какие-то комплексы

упражнений, особые практики или специальные психофи-

зические методики. Все это – суть только внешние и сугубо

внешние аспекты. И Йога, и Цигун – суть особый образ жиз-

ни, мышления и жизнь в Космическом Потоке сознания.

(4) Углубленные формы практического освоения Йоги и

Цигун означают проникновение за завесу грубых форм и су-

губо внешних аспектов в работу с энергетическими потоками

Праны-Ци, прозревание в экстрасенсорное видение пучков

жизненных энергий Праны-Ци, а на высших уровнях – пол-

ный и всесторонний контроль светимости и тонких излуче-

34

ний ауры и ее отдельных частей.

Иными словами, подлинные успехи в самоуправлении не-

возможны без интроекции – проникновения сознания зани-

мающихся вовнутрь самих себя – и в Йоге, и в Цигун. Более

того, даже какие-то первые успехи, улучшение самочувствия

и повышение ясности сознания – то, что обычно

Скачать:PDFTXT

, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать бесплатно, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать онлайн