и называется
по праву «внутренней работой» все же ничто по сравнению с
еще большими возможностями, которые открываются через
настойчивую устремленность в самопогружении сознания
все глубже и глубже в мискрокосмическую «внутреннюю ре-
альность».
(5) и Йога, и Цигун даже на средних своих уровнях про-
двинутости подразумевают еще неизвестные современной
науке особые методы работы с тонкими стихиями – Панчаб-
хута или «пяти грубых элементов» на санскрите и Пяти сти-
хий ( у-син) китайского ряда природных стихий.
(6) и Йога, и Цигун в самых разных своих формах и ме-
тодах работы основаны на знании тонкоматериальной анато-
мии человека и энергетических потоках внутри организма.
(7) и Йога, и Цигун в своих изначальных формах в сво-
ем практиковании были приурочены к особенным временам,
циклам и часам суточной активности; это позволяло полу-
чать не просто лучшие, но порой качественные результаты.
И, хотя эта суточная ритмика и цикличность для Йоги и для
Цигун были разными, причем порой существенно различаю-
щимися, знание особенно благоприятного времени и астро-
номических условий принципиально отличало древние си-
стемы знаний от современных научных разработок.
(8) критерии достойности претендующих на обучение
были примерно одинаковыми как для Йоги, так и для учени-
ков Цигун. Я не случайно отметил «претендующих на обуче-
35
ние», потому что число желающих в древности было больше
числа избранных. Сейчас же коммерческий подход к препо-
даванию Цигун и Йоги свел к нулю и извратил даже этот су-
щественный принцип – передачу знаний только достаточно
зрелым в духовно-этических отношения ученикам.
(9) в своих продвинутых формах для занимающихся как
минимум несколько десятилетий и Йога, и Цигун оказывают-
ся во-многом сходными в своих обобщающих аспектах, стра-
тегических «областях достижений» и, одновременно, этапах
Пути. Я говорю здесь о следующих общих моментах:
(01) и Йога, и Цигун подразумевают первичное очищение органов
и функциональных систем организма для возможностей последующей
работы с ними непосредственным материальным путем и тем более
на промежуточных и тонких энергетических уровнях. Эти очиститель-
ные процедуры затем последовательно переносятся на все более
тонкие уровни очищения желаний, проработку низших импульсов и
желаний с заменой их на более высокие устремления, очищение ума
и областей индивидуальных знаний.
(02) постановка под контроль работы Эфирного тела, включая
энергетические «китайские» меридианы, мышечно-сухожильные ме-
ридианы, интенсивность и «правильность» работы эфирных дублей
анатомических органов Плотного тела, контроль а также – функцио-
нальных систем грубоматериальной физиологии человека;
(03) накопление энергий Праны-Ци, качественное повышение
общего энергетического баланса организма практикующих, несопо-
ставимое с возможностями обычного человека накопление свободной
жизненной энергии, главным образом эфирных уровней;
(04) развитие способностей к необусловленной материалистиче-
скими причинами Любви, Знания и Сострадания к живым существам;
(05) отслеживание и постановка под все более жесткий контроль
душевных импульсов низшей природы и (или) демонических желаний-
тенденций ума;
36
(06) как высшая Йога, так и высший Цигун не заканчиваются, а
только начинаются после наработки способностей к безмолвию ума
(07) прозревание активного сознания в такие области подсознания,
внутренних энергий, психических центров и уровней «Я», включая ра-
боту с индивидуальными потоками Света, Силы, Информации и Вре-
мени, о самом существовании которых мирские люди в подавляющем
большинстве случаев даже не догадываются;
(08) развитие и наработка экстрасенсорных способностей – во
всем множестве и разнообразии их проявлений или, чаще всего, про-
никновение в частные аспекты паранормальных сил и их совершен-
ствование; вплоть до возможностей создания себе вполне материаль-
ного иллюзорного тела ( майя-деха на санскрите);
(09) косвенный контроль позиций точки сборки (столь известной
по книгам Карлоса Кастанеды аурической структуры), но в некоторых
случаях – и вполне непосредственная работа с нею, подобно кастане-
довским магам или «шаманам» древней Мексики;
(10) развитие способностей к «астральным полетам», осознанным
сновидениям;
(11) наращивание опыта духовной самоосознанности, накопление
прямого индивидуального мистического опыта, причем как в телесной
форме, так и особенно в состояниях осознанного сновидения;
(12) энергетические трансформации – контролируемые взаимо-
превращения энергий разных типов, разновидностей и функциональ-
ных назначений; перевод в активные формы скрытых (потенциаль-
ных) энергий и, наоборот, управляемая активизация скрытых энергий
с переводом их а активные формы;
Все перечисленные моменты представляют собой боль-
шие вехи или этапы пути, или аспекты наращивания инди-
видуального могущества человеческого Духа. В то же время.
Отсутствие ясной цели и несгибаемого намерения на Пути к
37
Освобождению способна превратить развитие паранормаль-
ных способностей и мистических сил в ловушки, источники
неоправданной гордыни и, тем самым, существенно замед-
лить и исказить духовный Путь.
Поскольку такая Йога и (или) Цигун фактически вырожда-
ются в низший магизм, а маг, как известно, не может «убить
свою же собственную магию», расплата за ошибки на Пути и
искажения садханы может оказаться огромной.
(10) максимальная эффективность как Йоги, так и Цигун
достигаются только в соединении психотехник и всех типов
и разновидностей практик с религиозными формами Бого-
почитания. Безрелигиозные формы Йоги и Цигун всегда да-
вали и могут давать только изначально очень ограниченные
результаты.
Поскольку вера в Бога – особая духовная способность, на-
рабатываемая лишь по мере множества перевоплощений и
эволюционного «взросления» души (Атмы) – можно сделать
вывод, что молодые в эволюционном отношении Души изна-
чально очень ограничены в реализации потенциальных воз-
можностей йоги и Цигун. Так что шансов на освобождения у
них мало. И ни Йога, ни Цигун в этом «не виноваты».
Развитие любви к Богу – бхакти в санскритских терминах
– не только фактор духовной эффективности Йоги и Цигун,
но и спасительное средство в аспектах психической и мисти-
ческой «техники безопасности».
(11) более того, история Йоги и Цигун показывают, часто
наиболее высокие результаты даже в среде верующих адеп-
тов и приверженцев достигаются все-таки через многолетнее
отшельничество и уединенный образ жизни. В то же время,
отшельничество – самый тяжкий и небезопасный в психоло-
гических отношениях Путь. В нем много «подводных кам-
ней», и прежде всего – опасностей различных прельщений и
обманов со стороны сил тьмы.
38
(12) световой аспект, аспект силы, информация,
вибрационно-спектральные свойства – суть разные аспекты
одних и тех же энергетических пучков и потоков. Подобно
тому, как цвет, запах и вкус апельсина относятся к одному и
тому же плоду и неразделимы друг от друга. И в Йоге, и в
Цигун, начиная со средних уровней практикования, наиболее
безопасные и благодатные результаты дает работа с Боже-
ственным Светом, а самый опасный в психическом и психо-
логическом отношениях – работа с Силой.
РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ АСПЕКТЫ ЙОГИ И ЦИГУН
(1) Йога, прежде всего, подразумевает статическую рабо-
ту, тогда как Цигун – динамическую. Однако, статические
медитации даосских монахов – например, уданских школ,
сейчас становятся все более и более известными.
(2) В статических практиках Йоги основное значение уде-
ляется последовательностям «включения» психических цен-
тров (чакр), тогда как элементарное начало любого комплекса
Цигун – проработка отдельных меридианов или группы ме-
ридианов. Однако, нередко комплексы Цигун подразумевают
особую «проработку» областей тела – например, подмышеч-
ной области, в которой встречаются и могут взаимодейство-
вать 4 меридиана сразу. То же относится и к области тазовой
области – уданский комплекс Тай Йи Цигун (в линии пере-
дачи мастера Юань Сю Гана) подразумевает просто неверо-
ятные для обычного европейского наблюдателя растяжки и
проработку всей области малого таза и бедер. Последнее во
многом идентично шаолиньскому комплексу Тунцзи-цигун.
39
(3) Практики Цигун подразумевают чаще всего сугубо
механистическую работу с силовыми потоками Праны-Ци
в пределах телесной формы, тогда как самые разнообразные
варианты йогических практик – взятые в их исконно инду-
истском происхождении – подразумевают сразу же направ-
ление потоков Силы к избранным для почитания формами
Божества ( ишта-дэвата).
Поэтому неслучайно, что в последние десятилетия все
чаще и чаще мы видим подразделения китайских комплексов
Цигун на общие оздоровительные, частные терапевтические,
боевые и, наконец, духовно-алхимические. Тогда как ком-
плексы Йоги – опять-таки, в их исходных коренных формах
– чаще всего подразумевали принцип «со здоровым телом –
ввысь, к жизни Божественной».
(5) Большинство методов Йоги подразумевают работу
со светом, тогда как методы Цигун и особенно системы БИ
больше акцентируют внимание на Силе. Хотя, на самом деле,
Свет, Сила и Информация – суть разные аспекты одних и тех
же энергетических пучков Праны-Ци, эти различия оказы-
ваются весьма существенными по своим духовным послед-
ствиям.
(6) В то время, как Цигун прежде всего подразумевает ра-
боту с Нисходящими Потоками энергий Праны-Ци, то есть
от Бога в низшую материальность, Йога изначально была
средством создания Восходящего Потока, направляющего
индивидуальную Душу (Атму) к жизни в высших сферах, то
есть в Мире Бога. Освобождение как слияние с Богом знаме-
нует собой высший уровень и завершение Йоги. В даосизме
это достигается специальными алхимическими практиками
высшего Цигун (о которых сейчас известна лишь небольшая
часть, да и то безличностного характера).
Поскольку Просветление предшествует всегда Вознесе-
40
нию (Освобождению), и оно достигается на Нисходящем
Потоке, в методических целях важнее и безопаснее сначала
осваивать Цигун, и лишь потом уже переходить к Йоге.
(7) Основной эффект Цигун – что также является прямым
следствием преимущественной работы на Нисходящем По-
токе – интеграция низших уровней-органов-частей тела. Тог-
да как Йога одним из скрытных эффектов многолетней своей
практики имеет следствием контролируемую дезинтеграцию
высшего и промежуточных уровней семеричного «Я» от низ-
шего, прежде всего от Плотного тела.
Во внутренней работе идеальной является наработка спо-
собностей как к контролируемой интеграции, так и дезинте-
грации частей и уровней «Я» практикующего.
ПРИЧИНЫ СхОДСТВА И ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ
ЙОГИ И ЦИГУН
Когда вы приходите в группу Йоги или Цигун, вы, фак-
тически, изучаете внешние аспекты этих систем, вас учат
или принимать такие-то и такие-то позы, застывать в них на
конкретные временные промежутки, вас учат делать опреде-
ленные движения, начинающиеся так-то и так-то и заканчи-
вающиеся строго определенным образом… Все это – сугубо
ВНЕШНЯЯ сторона древних восточных систем.
Удивительно, но очевиден следующий факт: многие этим
и вполне довольствуются! А свой дальнейший индивидуаль-
ный прогресс видят лишь в совершенствовании техники, все
улучшающихся показателях растяжки (как в группах Йоги)
или же – в совершенной динамике исполняемых форм (при
занятиях в секциях Цигун).
41
Причин тому несколько, но основные – две: здоровье пу-
тают с прекрасным самочувствием, а ориентация лишь на
внешние стандарты – свои уровни внешнего исполнения
динамических форм (все более и более улучшающиеся) со-
поставляются с внешней же техничностью исполнения этих
форм мастерами. Естественно – все это происходит с верой
в свой дальнейший прогресс и «полный успех» в будущем.
Лишь несколько процентов из общего числа ныне зани-
мающихся Йогой и Цигун стремятся постичь внутреннюю
суть практикуемых систем, и тогда начинается как раз то, что
и называется внутренней работой. И лишь тогда каждая си-
стема – будь то Йога или же Цигун – начинают раскрываться
перед взорами ищущих во всей своей внутренней красоте,
подобно цветку Лотоса, раскрывающемуся ранним солнеч-
ным утром.
Понять движения – очень трудно: здесь привычный нам
аппарат логических конструкций аналитического интеллекта
чаще всего просто бессилен. Понимание образов? – да, это
уже ближе! Но я предлагаю здесь использовать – хотя бы для
начала – довольно утилитарные аспекты: понять, что проис-
ходит при исполнении движений Цигун или поз Йоги на не-
видимых тонких уровнях – в вашей ауре, в прилегающих к
ауре внешних полях-потоках Праны-Ци…
А это, в свою очередь, возможно, когда рассматриваешь
каждое движение или позу как магические, то есть имеющие
определенный спектр тонких последствий, приводящих к
вполне видимым и ощущаемым внешним результатам в сво-
ем итоге.
Далее, что бы вы не практиковали, к какой бы школе Йоги,
Цигун или БИ вы не принадлежали бы, базисную роль – то
есть фундаментальное значение – имеют эзотерические пред-
ставления, ЧТО вы делаете, ДЛЯ ЧЕГО вы делаете и ПОЧЕ-
МУ вы вправе ожидать реальные позитивные эффекты от
42
занятий. То есть казалось бы сугубо теоретическая осведом-
ленность важна и в этих вопросах, иначе серьезно занима-
ющиеся могут столкнуться с такими явлениями, объяснить
которых они