Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 1. Стихотворения 1797-1814 годов

эмфатически ослаб¬ленным вариантом—точкой или точкой с запятой. Последняя при¬жизненная публикация или последний по времени автограф (автори¬зованная копия) в этом случае являются основанием для воспроизве-дения текста.

Во всех остальных случаях сохраняются такие авторские знаки препинания, как точка, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие, сочетание запятой и тире, с исправлением очевидных от¬клонений от современных пунктуационных норм (причастные и дее¬причастные обороты, обращения, вводные слова, сложносочинен-ные и сложноподчиненные предложения, прямая речь). Тем более что Жуковский или переписчики его стихотворений иногда при расстановке парных знаков препинания забывали поставить второй знак.

Необходимо подчеркнуть и то, что на протяжении творческой дея¬тельности Жуковского (1797—1852 гг.) менялись нормы русского ли¬тературного языка, как орфографические, так и пунктуационные. И чуткий к вопросам развития языка, Жуковский вносил существенные коррективы в свой индивидуальный стиль. Его концепция сближения поэзии и прозы, путь к эпосу вели к ослаблению синтаксической эм-фатики, к уменьшению славянизмов, к снятию заглавных букв. Вариа¬тивность словоупотребления, своеобразное вхождение графики в сти¬листику (об этом см.: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. С. 67—68) не позволяют унифицировать тексты Жуковского (особен¬но это касается стихотворных произведений) с точки зрения каких-то языковых норм. Его творчество в определенной мере отражение про¬цессов развития русского литературного языка, и случаи вариативно¬сти в написании отдельных слов, колебания в пунктуации и графике нами сохраняются как материал для дальнейших исследований инди¬

Ч

— От редакции —

видуального стиля Жуковского и изучения динамики поэтического языка вообще.

В комментарий к каждому произведению входят справка об источ¬никах основного текста и их текстологическое описание, сведения о первой публикации, о включении в прижизненные издания, об источ¬нике публикации (кроме случаев вхождения произведения в С 5 — см. выше) и датировка с ее последующим обоснованием (если она не вы¬текает из указания самого автора). При текстологическом описании автографа, копий и первой публикации не оговаривается заглавие текста в том случае, если оно имелось и соответствовало каноническо¬му. Перед комментарием дается каноническое название описываемо¬го текста и его первая строка, если она не совпадает с заглавием.

Особое место в комментарии занимает вопрос об источниках пере¬водов Жуковского. Большое количество переводных произведений делает актуальной не только проблему их источников, но и включе¬ние в комментарий необходимых сведений об авторах переводимых текстов, о характере перевода.

Раздел «Комментарии» в каждом томе предваряется редакторской преамбулой, а иногда двумя статьями, раскрывающими историю пуб¬ликации разделов творческого наследия Жуковского, их текстологию, эстетическую природу, а по отношению к стихотворным текстам — своеобразие их стиха.

Список условных сокращений, принятых в издании, дан в конце первого тома, но некоторые дополнения к нему, связанные с появле¬нием важных и часто цитируемых изданий и отдельных работ, приво¬дятся в других томах. Во втором томе дается алфавитный указатель всех стихотворений Жуковского; в 8 томе — всех стихотворных произ¬ведений, кроме собственно лирических, а также драматических опы¬тов в прозе; в 13 томе — всех прозаических художественных произве¬дений. В 15 томе дан специальный аннотированный указатель имен для «Дневников»; в 16 томе — алфавитный указатель адресатов Жу¬ковского. В последнем томе помещается общий алфавитный указа¬тель всех произведений Жуковского и указатель имен по всему тексту издания.

Полное собрание сочинений и писем Жуковского подготовлено коллективом кафедры русской литературы Томского государственно¬го университета при участии литературоведов Москвы, Санкт-Петер-

Ч

— От редакции —

бурга, Новгорода и других городов России. Имена принимавших уча¬стие в подготовке издания указаны в каждом томе, а все комментарии авторизованы.

Авторский коллектив выражает свою глубочайшую признатель¬ность директору РГАЛИ Н. Б. Волковой, зав. рукописным отделом РНБ Л. И. Бучиной и сотруднику этого отдела Н. Б. Роговой, библио¬графу РНБ Л. В. Карпущенко, зав. рукописным отделом ИРЛИ Т. И. Краснобородько и научному сотруднику ИРЛИ С. В. Березки-ной, а также Н. В. Самовер за их помощь и поддержку в подготовке предпринятого издания.

МАЙСКОЕ УТРО

Белорумяна

Всходит заря

И разгоняет

Блеском своим

Мрачную тьму

Черныя нощи.

Феб златозарный,

Лик свой явивши,

Все оживил.

10 Вся уж природа

Светом оделась,

И процвела.

Сон встрепенулся,

И отлетает

В царство свое.

Грезы, мечтанья,

Рой как пчелиный,

Мчатся за ним.

Смертны, вспряните!

20 С благоговеньем,

С чистой душой,

Пад пред Всевышним,

Пламень сердечный

Мы излием.

Радужны крылья

Распростирая,

Бабочка пестра

Вьется, кружится,

И лобызает

з° Нежно цветки.

Трудолюбива

Пчелка златая

Мчится, жужжит.

Все, что бесплодно,

То оставляет —

К розе спешит.

Горлица нежна

Лес наполняет

Стоном своим.

4° Ах! знать, любезна,

Сердцу драгова

С ней уже нет!

Верна подружка!

Для чего тщетно

В грусти, тоске

Время проводишь?

Рвешь и терзаешь

Сердце свое?

Можно ль о благе

Плакать другого?..

Он ведь заснул

И не страшится

Лука и злобы

Хитра стрелка.

Жизнь, мой друг, бездна

Слез и страданий…

Счастлив стократ

Тот, кто, достигнув

Мирного брега,

60 Вечным спит сном.

ОДА. БЛАГОДЕНСТВИЕ РОССИИ,

УСТРОЯЕМОЕ ВЕЛИКИМ ЕЯ САМОДЕРЖЦЕМ

ПАВЛОМ ПЕРВЫМ

Peuple! а vos interets je soumettrai les miens,

Et les besoins du trone a ceux des citoyens.

Si mes soins vigilants vous font des jours propices,

Je serai trop paye des tous mes sacrifices.

Откуда тишина златая

В блаженной Северной стране?

Чьей мощною рукой покрыта,

Ликует в радости она?

В ней воздух светел, небо ясно;

Не видно туч, не слышно бурь.

Как реки в долах тихо льются,

Так счастья льются в ней струи.

Умолкла брань, престали сечи;

10 Росс на трофеях опочил;

Там щит, и меч, и шлем пернатый,

И булава его лежит…

С улыбкой ангельской, прелестной,

В венце, сплетенном из олив,

Нисшел от горних стран эфира

Сын неба, животворный мир.

Нисшел — Россия восплескала,

Пресветлый зря его приход;

И миллионы погрузились

20 В восторг, в забвенье, в тишину.

Спокоились моря пространны;

С весельем реки потекли;

Зиять престали жерла медны;

Молчит все, тихо. Гром заснул.

И кто же сей — вещай, Россия! —

Кто сей, творящий чудеса?

Кто долу мир с небес низводит,

И нову жизнь тебе дает?

„То Павел, Ангел мой хранитель;

з° Пример, краса венчанных глав; —

Покров мой, щит мой и отрада,

Владыка, Пастырь, Иерарх».

Рекла — и перстом указует

Одеян славой мирной трон.

О, коль видение прекрасно

Открылось взору моему!..

Там восседит, в сияньи солнца,

Великий Павел, будто Бог.

Престол его поставлен твердо

4° На Росских пламенных сердцах.

Блестящим служит балдахином

Ему святой его закон;

Его скиптр — кротость, а держава

Есть благо подданных его.

Венецпремудрость составляет,

Блистая ярко на главе;

Ее лучами освещает

Полсвета Павел с высоты.

В Его деснице зрится чаша,

5° Из коей милости Он льет,

Она вовек не истощится:

Источник то воды живой.

Как тихий дождь, шумя в день знойный,

Собой тварь жаждущу свежит:

Так Он струит ток благотворный

В сердца, приверженны к Нему.

Его чертог есть храм священный,

Храм правосудия, любви.

Вельможа в золотой одежде,

6о И бедный в рубище простом,

Герой с победоносным лавром,

Вдова с горящею слезой,

Невинный, сильными гнетомый:

Все, все равно к нему текут.

Его недремлющее око

Всегда на чад устремлено.

О их блаженстве Он печется

И славу возвышает их.

Он все содержит, устрояет,

7° Хранит все, движит и живит;

Он сердце, он душа России;

Для ней он жертвует собой.

И музы Павлом не забыты:

Он им отрада и покров.

Его порфирой осененны,

Оне ликуют в тишине.

Их гласы стройны раздаются,

Златые лиры их звучат;

Оне свой жребий ублажают,

80 В восторге сладостном поют:

„О Паве А о монарх любезный!

Под сильною твоей рукой

Мы не страшимся бурь, ненастья:

Спокойны и блаженны мы.

Ты царствуй — мы дела прославим

Твои в грядущи времена;

Из лучезарных звезд созиждем

Бессмертия Тебе венец».—

И Павел кротко песни внемлет,

9° Склоняя к ним с престола слух.

„Так, юны Музы,—он вещает,—

Я буду царствовать; а вы

Скажите позднему потомству:

— Он под венцом был человек;

О подданных, как чадах, пекся;

Для них, для них лишь Он и жил.

Гнушался лести и коварства;

На троне истине внимал;

Для блага общего покоем

100 Он собственным не дорожил».—

Вещал — и новые щедроты

Рекою шумной полились;

Вещал —и новые законы

Сама премудрость изрекла.

О Россы! о дражайши Россы!

Каких блаженных, красных дней,

Каких отрад, каких восторгов

Не можете вы ожидать?

Не ЦарьОтец, Отец вам Павел;

Ко благу, к славе верный вождь.

Ступайте вслед за Ним, спешите:

Он в храм бессмертья вас введет!

А вы, избранных Россов чада!

Отечества надежда, цвет!

Растите, в силах укрепляйтесь;

Учитесь сердцем Павла чтить;

Питайте огнь к нему любови,

Питайте с самых юных лет,

Чтоб после быть его сынами,

И жизнью жертвовать ему.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Под звездным кровом тихой нощи,

При свете бледныя луны,

В тени ветвистых кипарисов,

Брожу меж множества гробов.

Повсюду зрю сооруженны

Богаты памятники там,

Порфиром, златом обложенны;

Там мраморны столпы стоят.

Обитель смерти там —покоя;

10 Усопших прахи там лежат;

Ничто их сна не прерывает;

Ничто не грезится во сне…

Но все ль так мирно почивают,

И все ли так покойно спят?..

Не монументы отличают

И не блестяща пышность нас!

Порфир надгробный не являет

Душевных истинных красот;

Гробницы, урны, пирамиды —

20 Не знаки ль суетности то?

Они блаженства не доставят

Ни здесь, ни в новом бытии,

И царь сравняется с убогим,

Герой там станет, где пастух.

С косою острой, кровожадной,

С часами быстрыми в руках,

С седой всклокоченной брадою,

Кидая всюду страшный взор,

Сатурн несытый и свирепый

з° Парит через вселенну всю;

Парит —и груды оставляет

Развалин следом за собой.

Валятся дубы вековые,

Трясутся гор пред ним сердца,

Трещат забрала и твердыни,

И медны рушатся epata.

Падут и троны и начальства,

Истлеет посох, как и скнптр;

Венцы лавровые поблекнут,

Трофеи гордые сгниют.

Стоял где памятник герою,

Увы! что видим мы теперь? —

Одни развалины ужасны,

Шипят меж коими змеи,

Остались вместо обелиска,

Что гордо высился за век,

За век пред сим — и нет его…

И слава тщетная молчит.

И что ж покажет, что мы жили,

Когда все время рушит так? —

Не камень гибнущий величья

В потомстве позднем нам придаст;

И не порфирны обелиски

Прославят нас, превознесут.

Увы! несчастен, кто оставил

Лишь их —и боле ничего!

Исчезнут тщетны украшенья,

Когда застонет вся земля,

Как заревут ужасны громы,

Падет, разрушится сей мир.

И тени их тогда не будет,

И самый прах их пропадет.

Все, все развеется, погибнет.

Как пыль, как дым, как тень, как сон.

Тогда останутся нетленны

Одни лишь добрые дела.

Ничто не может их разрушить,

Ничто не может их затмить.

Пред Богом нас они прославят,

7° В одежду Правды облекут;

Тогда мы с радостью явимся

Пред трон всемощного Творца.

О сколь священна, Добродетель,

Должна ты быть для смертных всех!

Рабы, как и владыки мира,

Должны тебя боготворить

На что мне памятники горды?

И скиптр и посох —все равно:

Равно под мрамором в могиле,

80 Равно под дерном прах лежит.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

От Света светов луч излился,

И Добродетель родилась!

В тьме мир дремавший пробудился,

Земля весельем облеклась;

В священном торжестве Природа

Объемлет дар для смертных рода;

От горних, светлых стран небес

Златой, блаженный век спустился,

Восторг божественный вселился

Во глубине святых сердец.

На землю дщерь Творца предстала,

Творений хор ей гимн воспел:

Пустыня светлым раем стала;

Как крин, повсюду мир процвел;

Любовь, невинность, кротость нравов;

Без строгости и без уставов,

Правдивость, честность всем эгид;

Повсюду дружба водворилась,

Повсюду истина явилась,

Преданность, верность, совесть, стыд.

Дохнула Злоба —н родился

Кровавый, яростный Раздор;

ВЗДОХНУЛ ОН —ВЗДОХ сей повторился

Среди сердец кремнистых гор;

Ужасный яд —его дыханье,

Убийство, смерть —его желанье,

И мрак — блистание очей.

ВЗГЛЯНУЛ —и брани воспылали,

Несчастны жертвы застонали,

з° Кровь быстрой полилась струей.

Одеян бурей век железный,

Потрясши круг земли, предстал;

Померк Натуры вид любезный,

И смертный счастлив быть престал.

С цепей своих Борей сорвался,

В полях небесных гром раздался,

Завыл и лес и сонм морей!

С лугов Зефиры улетели,

По рощам птицы онемели,

4° И светлый не журчит ручей.

Дщерь ада —Злоба есть содетель

Бесчисленных лютейших бед;

Но не исчезла Добродетель!

Она еще, еще живет;

Еще ей созидают храмы,

Еще курят ей фнмпамы;

Но, ах! златой уж век исчез,

В пучине вечности сокрылся,

Один лишь луч к нам отделился

5° И добрым мир с собой принес.

Иной гордыни чтит законы,

Идет неправды по стезям;

Иной коварству зиждет троны

И дышит лестию к царям;

Иной за славою стремится;

Тот злата алчностью томится,

Тот ратует с врагом своим,

И всяк путь ложный избирает,

В

Скачать:TXTPDF

эмфатически ослаб¬ленным вариантом—точкой или точкой с запятой. Последняя при¬жизненная публикация или последний по времени автограф (автори¬зованная копия) в этом случае являются основанием для воспроизве-дения текста. Во всех остальных случаях сохраняются