Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 1. Стихотворения 1797-1814 годов

рода Буниных. О роде Черкасовых сохранилось очень мало сведений. Наиболее полную подборку см.: Мстиславская Е. П. Послание

B. А. Жуковского к И.П.Черкасову // Записки ОР ГБЛ. Вып. 35. С. 251—252. Знакомство Жуковского с И. П. Черкасовым состоялось в начале 1800-х гг.; в дневниковой записи «Прошедшая жизнь» Жуковский отнес его к 1802—1803 гг. (Дневники. С. 40). Первое документированное свидетельство о близком и довери-тельном общении Жуковского с Черкасовым—дневниковая запись, датированная 16 июля 1805 г. 1806 г. датируется записка «Герой Володьковский да знает…» (см. комментарий в настоящем изд.); в архиве Жуковского сохранились два дружеских письма Жуковского к И. П. Черкасову от 1808 г. (РНБ, оп. 2, №452). Особенно близко Жуковский сошелся с семьей Черкасовых в 1813—1814 гг., после возвра¬щения из похода 1812 г. и в период своего неудачного сватовства к М. А. Протасо¬вой в начале 1814 г. Жене и детям И. П. Черкасова посвящено несколько долбин-ских посланий поэта.

В мае 1813 г. И. П. Черкасов ездил в Петербург по тяжебному делу; Жуковский дал ему рекомендательные письма к своим друзьям, А. И. Тургеневу и Д. В. Даш¬кову. Вероятно, после этой первой поездки отлучки И. П. Черкасова в Петербург стали частыми, а тяжбы приобрели регулярный характер: летом 1822 г. М. А. Мой-ер-Протасова, приехавшая из Дерпта в Муратово, писала Е. А. Протасовой и А. А. Воейковой: «Ив.(ан) Петр.(ович Черкасов) опять в уголовном суде и, гово¬рят, получил опеку (…)» (УС. С. 280). Послание Жуковского вызвано одной из та¬ких затянувшихся отлучек.

Ст. 9. Нахмурен круглый стол…— Стол в каминной гостиной володьковского до¬ма часто упоминается в письмах и посланиях Жуковского 1814 г., ср.: «Не правда ли, что жизнь была бы прекрасною вещью, когда бы половина или хотя утро каж¬дого дня было таким, какое провели мы вместе в Володькове за круглым столом» (РС. 1883. Т. 37. № 2. С 447).

Ст. 14—15. О том, как победитель IIУБельта встречен был…— Речь идет о возвра-щениирусской армии во главе с Александром I из заграничного похода; Бельт— один из западных проливов Балтийского моря.

676

Ст. 18. Каков собор Казанский…— Казанский собор в Петербурге, в связи с тем, что в нем в 1813 г. был захоронен прах М. И. Кутузова, а также размещены отби¬тые у французов знамена и другие трофеи и реликвии войны 1812 г., стал в это время своеобразным пантеоном славы русского оружия.

Ст. 20. Поет ли старец Званский…— Г. Р. Державин, имение которого на берегу р. Волхов называлось Званка. В 1811 г. отношения Жуковского и Державина рез¬ко обострились из-за неудовольствия последнего по поводу помещения его од в первых двух томах СРС, издаваемого Жуковским (см. письмо Г. Р. Державина к А. И. Тургеневу // Державин Г. Р. Сочинения. 2-е изд. СПб., 1876. Т. 6. С. 208—210). Жуковский, в свою очередь, заметил в письме А. И. Тургеневу от 27 марта 1811 г.: «… в поступках его [Державина] тот же самый сумбур и беспорядок, который в его одах» (ПЖТ. С. 90).

Ст. 22—24. И Батюшков-ленивец ~ Парнасская проказы?..— К. Н. Батюшков вер-нулся из заграничного похода русской армии в июле 1814 г. Эпитеты характери¬стики Батюшкова в данном послании восходят к поэтической фразеологии самого Батюшкова (ср. в «Моих Пенатах»: «Беспечные счастливцы // Философы-ленив¬цы»); «малютка» относится к маленькому росту поэта (ср. в стих. Жуковского «Аре¬опагу»: «Малютка Батюшков, гигант по дарованью»); «герой» имеет в виду недав¬нее военное прошлое поэта; «парнасская проказа» — здесь: новые стихи.

Ст. 27—30. Какие вам указы ~ И ябед, и крючков…—Д. В. Дашков, о котором идет речь в этом фрагменте послания, служил в департаменте Министерства юсти¬ции и мог оказать Черкасову реальную помощь в тяжбе. Ожидание новых указов связано с либеральными реформами первых лет царствования Александра I. «Ябеды и крючки» (ложные обвинения и препятствия в судопроизводстве) — су¬дейские идиомы XVIII — начала XIX в.

Ст. 32. Что мой Тургенев-брат…—А. И. Тургенев, в 1810—1824 гг. директор Де-партамента духовных дел иностранных исповеданий, был очень влиятельным ли¬цом, поэтому Жуковский направил Черкасова именно к нему (рекомендательное письмо от 15 мая 1813 г., ПЖТ. С. 100—101). А. Н. Веселовский в связи с этим стихом приводит следующую цитату из неопубликованного письма А. И. Тургене¬ва к Жуковскому от 29 сентября 1814 г.: «Слова „Что мой Тургенев брат» в послании к володьковскому барону меня тронули до глубины сердца и несколько укротили дружеский гнев мой на тебя за долгое и тщетное ожидание того длинного письма, которое давно, давно обещано было» (Веселовский. С. 175).

О. Лебедева

22 — 536

677

• ДОЛБИНСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ •

Октябрь, ноябрь и декабрь 1814 г. имеют в творческой биографии Жуковского особенное значение. Получив разрешение жить в Дерпте со всем семейством Протасовых, Жуковский испытал невиданный прилив творческого вдохновения. За три с небольшим месяца он написал около 60-ти произведений самых разных жанров, в диапазоне от бытовой юмористической записки к соседям («Записка к Полонским») и автопародии («Любовная карусель…») до крупных лироэпических опытов в жанрах послания («К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину», «Императору Александру»), лирического гимна («Певец в Кремле»), стихотворной повести («Аб-бадона») и баллады. Переломный момент человеческой судьбы поэта и необыкно¬венная интенсивность творчества определили новизну эстетической позиции Жу¬ковского: «(…) писать и жить как пишешь. Стоить своего счастья, а оно будет на¬ше. (…) быть поэтом и писать не для низкого всеобщего одобрения, а для семей¬ства прекрасных людей, с которыми породнишься посредством высоких, нелож¬ных и хорошо выраженных чувств, которые, может быть, останутся и для потом¬ства? Слава, истинная слава! А для меня она выше, нежели для других» — эти слова из письма к А. И. Тургеневу от 20 октября 1814 г. (ПЖТ. С. 125), в кото¬рых варьируются основные эстетические тезисы послания «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину», почти дословно совпадают с «Выпиской из моего устава» на обо¬роте титульного листа одной из рабочих тетрадей Жуковского осени 1814 г.: «За¬ниматься беспрестанно и всегда самым лучшим образом. Во всякую минуту ду¬мать: не могу не сделать это лучше—и делать. Доверенность к творцу и надежда на все хорошее. Аминь! Activite dans mon petit cercle. Perseverancel Ein einziger Augenblick kann alles umgestalten. Счастие впереди! Вопреки всему будь его досто¬ин, и оно будет твое». (РГАЛИ, ф. 198, оп. 1, № 13, л. 1об. Перевод: Деятельность в моем маленьком кругу. Tefmeuue!—фр.; Единый миг все может изменить—нем.). Этот эпиграф, предпосланный Жуковским целому периоду его творческой жизни, свидетельствует о том, что сам поэт хорошо осознавал переломный характер трех последних месяцев 1814 г. Излюбленные словесные мотивы и нравственные по¬стулаты, сформулированные в этой записи, надолго определят его жизненную по¬зицию. Слово «Perseverance» (настойчивость, упорство, твердость, терпение) — лейтмотивное в эпистолярных документах Жуковского 1814 г.: еще 31 июля 1814 г. он писал А. Н. Киреевской: «Подумаем же вместе, какую бы одну фразу вы¬брать покороче, но такую, чтобы ее можно было растянуть на всю жизнь (…). Рег-severance да и только (…). Что ни есть доброго в настоящем и будущем, все можно прицепить к этому слову» (РС. 1883. Т. 37. № 2. С. 448). Слово «Perseverance», так же как и любимая Жуковским цитата из поэмы К.-М. Виланда «Оберон» (Единый миг все может изменить) — это лейтмотивы его переписки с М. А. Протасовой в 1814—1815 гг. (Письма-дневники. С. 157, 176, 180, 185, 200).

По названию поместья А. Н. Киреевской Долбино (находящегося в Лихвин-ском уезде Калужской губернии, но расположенного недалеко от тульского города Белева), где Жуковский прожил вторую половину 1814 г., он назвал стихотворе-

678

ния, созданные в этом пространственно-временном локусе, «долбипскими». Авто-графы практически всех текстов, созданных Жуковским в октябре-декабре 1814 г. (за исключением двух: «Ноябрь» и (А. А. Воейковой) «Сашка, Сашка…»), сосредо¬точены в двух рабочих тетрадях, озаглавленных рукою Жуковского «Долбииские стихотворения I» (РГАЛИ, ф. 198, оп. 1, № 13) и «Долбинские стихотворения II» (РГАЛИ, ф. 198, оп. 3, № 8). Обе тетради являются черновыми; фрагменты тет¬радей, содержавших беловые копии долбинских стихотворений, выполненные

B. И. Губаревым (см. о нем в комментарии к стихотворению «К А. А. Плещееву» — «Ну как же вздумал ты, дурак…») и А. А. Протасовой, сосредоточены в подборках разрозненных листов и тетрадей, которые описаны И. А. Бычковым под № 15 (РНБ, ф. 286, оп. 1, № 15, лл. 1—2; 16—19; 66—77; см. также: Бумаги Жуковского.

C. 41—46) и № 26 (РНБ, ф. 286, оп. 1, № 26, лл. 7—19 об; см. также: Бумаги Жу-ковского. С. 56—57). Эти материалы свидетельствуют о том, что Жуковский осоз-навал долбинские стихотворения как особый этап своей творческой биографии и определенное художественное единство. Обе рабочие тетради открываются спи¬сками произведений, созданных Жуковским долбинской осенью; еще один такой список сохранился в папке с планами и набросками стихотворений Жуковского, которая описана И. А. Бычковым под № 77: последний представляет собой по¬дневную хронологическую роспись за ноябрь-декабрь 1814 г.; два предыдущих — жанрово-тематическую роспись, в которой долбинские стихотворения сгруппиро¬ваны по рубрикам. Оба списка открываются стихотворением «Библия» (№ 1), да¬лее под № 2 собраны антологические стихотворения (эпиграммы, эпитафии), под №3 — альбомные стихи, под №4—домашняя поэзия и шуточные послания, под № 5—литературно-критические послания, под № 6 и далее—лироэпос: баллады, «Аббадона», «Императору Александру», «Певец в Кремле». Поскольку эти списки чрезвычайно важны для датировки долбинских стихотворений, приводим их здесь полностью. Сокращения Жуковского дополняются в конъектурных скобках, зачеркивания воспроизведены в квадратных.

I. Хронологическая роспись долбинских стихотворений (РНБ, оп. 1, № 77, л. 25; в столбец).

27 сент.(ября)—1 окт(ября) В Мишенском. 2 окт.(ября) Добрый совет (в аль¬бом В. А. Азбукину). 4—5 (октября) Библия. 5(октября) Записка (Бесподобная за¬писка к трем сестрицам в Москву). Росписка (Маши). Мотылек. Желание (и насла¬ждение). Мелочи. 9—10 (октября) У баронессы (М. А. Черкасовой). 11 (октября). В альбом (баронессе Е. И. Черкасовой). 14 (октября) К Вяземск.(ому) и Пушк.(ину). 15 (октября) Послание к Плещееву. 17 (октября) Записка к барон.(ес-се М. А. Черкасовой). [Белев]. 19 (октября) К Полонским. 14—19 (октября) Ста¬рушка. 20—22 (октября) У баронессы (М. А. Черкасовой). 23 (октября) Мелочи. 24—27 (октября) Варвик. 28—30 (октября) Алина и Альсим. Эльвина и Эдвин. 31 (октября) У Плещеева. 1—3 нояб.(ря) Ахилл. 4 (ноября) В альбом Анне Иванов¬не Плещеевой) (У Плещ.(еевых)). 5 (ноября) Послание к Вяз.(емскому). 8—9 (но¬ября) Посл.(ание) к Вяз.(емскому). 12 (ноября) В Белеве. 9—13 (ноября) Эоло¬ва арфа. 14—16 (ноября) Посл.(ание) к Госуд.(арю — «Императору Александру»).

679

22*

17—23 (ноября) Ответ, Посл(ание)’к Госуд.(арю), Искупл.(ение), Аббадона. 24 (но-ября) к баронессе (М. А. Черкасовой). 1—4 декаб.(ря) Планы. Отобр.(ать все). Те¬он (и Эсхин). Начало Певца (в Кремле). 4—11 (декабря)

Скачать:TXTPDF

рода Буниных. О роде Черкасовых сохранилось очень мало сведений. Наиболее полную подборку см.: Мстиславская Е. П. Послание B. А. Жуковского к И.П.Черкасову // Записки ОР ГБЛ. Вып. 35. С. 251—252.