Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 1. Стихотворения 1797-1814 годов

Аббад.(она). К Голиц.(ы-ной — неосуществленный замысел). 21—24. У бар.(онессы). План для Авд.(отьи) Петр.(овны Киреевской). Писать к Павл.(у) и Мих.(аилу). 25—31. К Ант.(онскому) и Увар.(ову—неосуществленные замыслы).

II. Жанрово-тематическая подборка долбинских стихотворений (РГАЛИ, оп. 1, № 13, л. 1 — «Долбинские стихотворения I»).

1. Библия. 2 Мотылек. Желаниенаслаждение). Эпитафии и пр.(очие) мел¬кие пиесы. Амур и мудрость. Феникс и голубка. Безрассудное мщение. Бесполез¬ная скромность и все, что случилось написать мелочи. 3. Добрый советальбом В. А. Азбукину). Записка к трем сестр.(ицам) в Москву. Росписка Маши. В альбом баронессы (Е. И. Черкасовой). В альбом Петруше (барону И. П. Черкасову). 4 За¬писка к баронесссе (М. А. Черкасовой). Записка к Полонским. Послание к Пле¬щееву. 5. Послание к Вяземскому и Пушкину. Послание к Вяземскому. 6 Варвик, Эльвина и Эдвин, Алина и Альсим. 7 Ахилл. 8. Старушка. 9. Послание к Государю. 10. Песнь на 25 декаб.(ря — «Певец в Кремле»). 11. Искупление («Вадим»). 12. Ни¬на (В альбом А. И. Плещеевой). 13. Эолова арфа.

III. Жанрово-тематическая подборка долбинских стихотворений с указанием времени написания (РГАЛИ, оп. 3, № 8, л. 1 —«Долбинские стихотворения II»).

1. Библия 4—5 окт.(ября). 2. Мотылек 7 окт.(ября). Желаниенаслаждение). 8 окт.(ября). Эпитафии и пр.(очие) мелочи 8 окт.(ября). Амур и мудрость 23 о.(ктяб-ря). Феникс и голубка 23 о.(ктября) Безрассудное мщение, Бесполезная скром¬ность 23 о.(ктября). 3. Добрый советальбом В. А. Азбукину) 2 о.(ктября). Запис¬ка к трем сестрицам (в Москву). 6 о.(ктября) Росписка Маши. 6 о.(ктября). В аль¬бом баронессы (Е. И. Черкасовой). 11 о.(ктября). 4. Записка к баронессе (М. А. Чер¬касовой). 17 (октября). Записка к Полонским 19 (октября) Послание к Плещееву 15 о.(ктября) 5. Послание к Вяземскому и Пушкину 14—17 о.(ктября). Послание к Вяземскому. 6. Алина и Альсим 27—30 (октября). Эльвина и Эдвин 28—30 (октяб¬ря). 7. Варвик 24—27 окт.(ября). 8. Старушка 14—19 окт.(ября). 9. Послание к го¬сударю 13 (ноября). 10. Песнь на торжествоПевец в Кремле»). 11. Аббадона. 12. Ахилл 1—3 ноября. 13. [Нина. Искупл.(ение)]. 14. Искупление («Вадим»). 15. Эолова арфа. Ноября 9—13. 16. Послание к Вяземскому 7 (ноября). 17. Посла¬ние к Вяз.(емскому). 8—9 (ноября). 18. Послание к Антопскому (Неосуществлен¬ный замысел). 19. Пиндар. 20. К Воейкову. («О, Воейков! видно, нам…»). 21. Туль¬ская) балл.(ада). 22. Максим. 23. К Кавелину. 24. К Букильону. 25. Теон и Эсхин. 26. Ребенок в челноке («Стансы» («Можно ль в жизни молодой…»)).

Эти списки свидетельствуют прежде всего о том, что в сознании Жуковского все произведения, написанные долбинской осенью 1814 г., существовали как це¬лостное художественное единство. Намек на то, что Жуковский даже собирался напечатать их отдельным сборником, можно усмотреть и в жанрово-тематической структуре, традиционной для эдиционпой практики Жуковского, и в письме

68о

А. И. Тургеневу от 1 декабря 1814 г.: «Прошедшие Октябрь и Ноябрь были весь¬ма плодотворны. Я написал пропасть стихов; написал их столько, сколько силы стихотворные могут вынести. Всегда так писать невозможно: ухлопаешь себя по-пустому. А почти так всегда писать можно и должно. Жизнь мне изменяет; уце¬пился за бессмертие! (…) Переведены четыре баллады, да две сочинены, да еще три послания к Вяземскому, не считая всякого рода мелкой дряни, и годной, и негодной. Все это будет доставлено к тебе вместе с прочим, (…) совсем готовое для печати» (ПЖТ. С. 131—132).

Однако при жизни Жуковского такое издание не было осуществлено. Из 56 текстов, написанных им долбинской осенью, Жуковкий напечатал чуть больше половины: баллады, «Императору Александру», «Аббадону», «Теона и Эсхина», «Библию», одно из трех посланий к Вяземскому и В. Л. Пушкину, отрывок из по¬слания «Ты, Вяземский, хитрец, хотя ты и поэт…», послание к нему же «Нам сла¬вит древность Амфиона…», отрывок «Бесподобной записки к трем сестрицам в Москву», а также несколько мелких антологических и альбомных стихотворений. Двадцать четыре долбинских стихотворения, которые остались в рукописях по¬эта и в основном относились к разряду «домашней поэзии», пародии и сатиры, > были впервые напечатаны П. И. Бартеневым в РА, 1864 (С. 1005—1050, публи¬кация подготовлена П. А. Вяземским к 50-летней годовщине долбинской осени, со следующей вводной заметкой: «Рядом с произведениями, составившими его славу, он много писал стихов просто потому, что писалось стихами, и для того, чтоб позабавить друзей (…). Стихи, разумеется, не назначались в печать, но те¬перь, через 50 лет, могут служить для его биографии и для показания того, как ве¬ликий мастер русского языка овладевал, про себя, стихотворными приемами ре¬чи» (РА. 1864. С. 105). Эта публикация имела решительное влияние на последую¬щую эдиционную практику: название «долбинские стихотворения» прочно ото¬ждествилось с домашними и шутливыми стихами поэта. В С 8—10, вышедших в 1878—1901 гг. под редакцией П. А. Ефремова, очевидна тенденция собирать под титулом «Долбинские стихотворения» только этот пласт текстов долбинской осени и помещать их не в основном корпусе издания, а в примечаниях. Эта же тенден¬ция просматривается в изданиях XX в.: В СС 1 долбинские стихотворения даны, правда, в основном корпусе текстов, но из этой подборки исключен высокий ли-роэпос: послания, баллады, «Аббадона», а также стихотворения «Библия» и «Теон и Эсхин». Только в ПСС под редакцией А. С. Архангельского строго соблюден хронологический принцип; но несмотря на максимальную полноту состава дол¬бинских стихотворений (54 текста), они не выделены в особую подборку.

Для Жуковского долбинскими стихотворениями были все произведения, соз¬данные в период с октября 1814 г. по 6 января 1815 г.: их автографы сосредоточе¬ны в двух тетрадях, их списки соединяют в одной авторской подборке тексты са¬мой разной жанровой принадлежности, созданные в одном пространственно-вре¬менном локусе долбинской осени 1814 г. Поэтому в настоящем издании долбин¬ские стихотворения выделены специальной рубрикой, скомпонованной строго по датам, которые имеются в черновых долбинских тетрадях. Несмотря на то, что хронологические рамки первого тома ограничены 1814-м г., редакторы сочли не-

68l

обходимым включить в подборку долбинских стихотворений три произведения, написанные в Долбине до 6-го января 1815 г.: «Первое генваря» («Пред судилище Миноса»), «Ареопагу» и «Прощание», поскольку они являются логическим завер-шением долбинского цикла. Из состава долбинских стихотворений в настоящем издании исключены баллады и стихотворная повесть «Аббадона» — это продикто¬вано жанрово-хронологическим принципом расположения текстов по томам, об-щепринятым в современной эдиционной практике.

О. Лебедева

Добрый совет В альбом В. А. А.(збукину)

Любовь, Надежда и Терпенье…») (С. 330)

Автограф (РГАЛИ, оп. 1, № 13, л. 5 об.) — беловой, с заглавием: «Добрый совет» и датой: «2 октября».

Копия (РНБ, оп. 1, № 26, л. 15) — рукою А. А. Протасовой, с заглавием: «До¬брый совет».

Впервые: С 1. Ч. 2. С. 71—с заглавием: «Добрый совет. В альбом В. А. Аз¬букину».

В прижизненных изданиях: С 1—5 (в С 1—4 отдел «Смесь»). Начиная с С 3, адресат обозначен аббревиатурой: «В. А. А.» Во всех изд. отнесено к 1814 г. Д ати руется: 2 октября 1814 г.

Василий Андреевич Азбукин (ум. 1832 г.) — внебрачный сын А. И. Протасова, сводный брат М. А. и А. А. Протасовых. Военный, кампанию 1812—1814 гг. кон¬чил владимирским кавалером, в чине штабс-капитана. В 1812 г. Азбукин был на¬чальником Жуковского в Московском ополчении. После возвращения Жуковско¬го из действующей армии о судьбе Азбукина долго ничего не было известно. В июне 1814 г., получив о нем известие, Жуковский писал А. П. Киреевской из Чер¬ни в Долбино: «Vivat! Азбукин нашелся. Растопчин видел его в Париже. Три ор¬дена» (РА. 1883. Т. 37. № 2. С. 448). После возвращения русской армии из Парижа Азбукин приехал в Долбино. Стихотворение «Добрый совет», согласно данным хронологической росписи долбинских стихотворений (РНБ, оп. 1, № 77, л. 25), является первым стихотворением, с которого сам Жуковский начал отсчет этого периода своего творчества. О том, насколько тесно стихотворение «Добрый совет» связано с умонастроением Жуковского в долбинскую осень, свидетельствует и ци¬тата из неопубликованного письма Жуковского В. А. Азбукину, которое приводит А. Н. Веселовский: «Activite dans un petit cercle. Perseverance. Ein einziger Augen-blick kann alles umgestalten; Счастие впереди! Вопреки всему, будь его достоин, и оно будет твое» (Веселовский. С. 180. Перевод: Деятельность в тесном кругу. Тер¬пение.—фр. Единый миг все может изменить.—нем.). Эти слова в точности вос¬производят текст «Выписки из моего устава» в тетради «Долбинские стихотворения I» (см. вступительную заметку к долбинским стихотворениям). Зимой 1814 г. (пред¬положительно в конце октября — начале ноября) В. А. Азбукин женился на млад¬

682

шей из сестер Юшковых — Екатерине Петровне. Свадьбе Е. П. Юшковой и Е. А. Аз-букина посвящено стихотворение «Любовная карусель, или Пятилетние меланхо-лические стручья сердечного любления» (см. комментарий). В 1815—1816 гг. Жу-ковский через А. И. Тургенева и С. П. Жихарева хлопотал в Герольдии об узако¬нении дворянства Азбукина, которое не было признано за ним как за внебрачным сыном, но на которое он получил право, став кавалером ордена Св. Владимира (ПЖТ. С. 154, 158, 161; УС. С. 123). После смерти жены (Е. П. Азбукина умерла в 1817 г.) Азбукин, видимо, опустился. В 1822 г., навещая родных в Орловской и Тульской губ., М. А. Мойер-Протасова писала К. К. Зейдлицу: «Теперь я у моего доброго Азбукина—он очень изменился. (…) Мой деятельный Мойер не может понять, как могут люди жить так; целый день они на охоте, ночи за картами, а ут¬ром спят. Шампанское тянут как квас—а по дорогам валяются нищие» (Подлин¬ник по-немецки, цит. по: Загарин. С. 327).

Стихотворение «Добрый совет. В альбом В. А. А.(збукину)» было написано Жу-ковским в ответ на четверостишие самого Азбукина, текст которого сохранился в процитированном А. Н. Веселовским неопубликованном письме Жуковского к

B. А. Азбукину (четверостишие впервые напечатано П. А. Ефремовым в С 7. Т. 1.

C. 508):

Живу без страха меж людей, Мой кров — святое Провиденье, А спутники грядущих дней — Любовь, надежда и терпенье.

В одном из альбомов А. А. Воейковой, находящихся в ПД (Собрание гр. Бре-верн де ла Гарди) имеется автограф этого четверостишия с разночтением в пер¬вом стихе: «Я сирый странник меж людей!» (ПД. Р. 1, оп. 42, № 2, л. 17, с подпи¬сью: «В… А…» и датой: «27 сент. 1814 г.»).

Ст. 1.Любовь, Надежда и Терпенье…— цитата из четверостишия В. А. Азбукина.

Ст. 10. Бездушен, хладен, тих Мемнон…— Образ Мемнона является лейтмотив-ным в лирике Жуковского 1814 г.: он встречается в первой редакции послания «К Воейкову» («Добро пожаловать, певец…») и в послании «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» (см. комментарий к этим текстам). На фронтисписе первого тома С 1 помещено гравированное изображение статуи фараона Аменхотепа III, кото¬рую греки называли Мемноном из-за ее способности издавать звуки, похожие на звон струны, на восходе солнца (в греч. мифологии Мемнон — сын

Скачать:TXTPDF

Аббад.(она). К Голиц.(ы-ной — неосуществленный замысел). 21—24. У бар.(онессы). План для Авд.(отьи) Петр.(овны Киреевской). Писать к Павл.(у) и Мих.(аилу). 25—31. К Ант.(онскому) и Увар.(ову—неосуществленные замыслы). II. Жанрово-тематическая подборка долбинских стихотворений