Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 1. Стихотворения 1797-1814 годов

между Илией и позднейшими про-роками и не столь привязывало ст. 63 к 62-му, где шла речь о жизни бытовой.

Ст. 65—66. И в час показанный народы исчезают. II Увы! Сидон, навек под пеплом ты утих!..— Пророчество о разорении финикийского города Сидона изрекли в VII—VI вв. до н. э. Иеремия —25: 16—17, 22: 27: 2—3, 6—8; 47: 2—4 (эту главу ныне приписывают Варуху),— Иезекииль — 28: 22—23,— Иоиль — 3: 4—8. Проро¬чество Захарии — 9: 1—2,— как считают исследователи, интерполировано в его книгу много позднее падения Сидона. В 351 г. до н. э. при восстании против пер¬сидского царя Артаксеркса III Сидон сгорел вместе с жителями, но впоследствии был отстроен — об этих, конкретных, событиях Библия не упоминает.

Ст. 67—68. Какие вопли ток Евфрата возмугцают? II Ты, плакавший в плену, на вра¬жеских брегах…— Пс 136: 1. В 597—582 гг. до н. э. основная часть населения Иудеи была уведена в халдейский плен,— 2 Пар 36: 17—20.

Ст. 69—72. Иуда, ободрись; восходит день спасенья! ~ Сион, восторжествуй свиданье с племенами…— Иудаздесь: иудейский народ. В 539 г. до н. э. халдейский царь Валтасар, как говорится в книге пророка Даниила, увидел руку, написавшую на стене три слова, что, по истолкованию пророка, означало: «мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел—ты взвешен на весах и найден очень легким; перес — разделено царство твое и дано мидянам и персам», и «в ту же са¬мую ночь» персидский царь Кир взял Вавилон и Валтасара убили — 5:5, 26—28, 30. В 538 г. до н. э. Кир позволил евреям вернуться на родину — 2 Пар 36: 23. Си¬

687

он—один из холмов, на которых построен Иерусалим; здесь указан еще и в зна-чении святыни.

Ст. 73. Се Эздра, Маккавей с могущими сынами…— Эздра (Ездра, V в. до н. э.) — священник и вероучитель, составитель и редактор библейских канонических книг, автор обеих книг Паралипоменон (т. е. «о пропущенном» в книгах Царств), 1-й книги Ездры и, вероятно, 2-й и 3-й книг, известных под его именем (последние две неканонические). Маккавей — священник Маттафия, благословивший своих детей на борьбу с эллино-сирийской династией Селевкидов, и его сыновья Иуда, ставший военачальником и прозванный Маккавеем («Молотом»), Иоанн, Симон, Елеазар, Ионафан; восстав в 167-м, Маккавеи в 165—37 гг. до н. э. были правите¬лями Иудеи,— их деяния описаны в трех неканонических книгах и четвертой, апокрифической, т. е. той, что Церковью совершенно отринута.

Ст. 74. И се Младенец-Бог Мессия в пеленах.—Лк 2:16.

Н. Серебренников

Бесподобная записка к трем сестрицам в Москву

(«Скажите, милые сестрицы…») (С. 333)

Автографы:

1) РГАЛИ, оп. 1, № 13, л. 3 об.— беловой, с заглавием: «Записка к трем сестри¬цам в Москву».

2) РГАЛИ, оп. 1, № 5, л. 20—20 об.— беловой, без заглавия, с датой: «6 октября 1814 г.»

Копи и:

1) РНБ, оп. 1, № 15, л. 68 об.— 69—рукою В. И. Губарева, с заглавием: «Беспо-добная записка к трем сестрицам в Москву».

2) РНБ, оп. 1, № 26, л. 15 об.— рукою А. А. Воейковой, с заглавием: «Записочка в Москву к трем сестрицам», фрагмент (начиная со ст. 13 «Не возвратили ль вспо-минанья…»).

3) РГАЛИ, ф. 195 (Вяземский), оп. 1, № 1104, л. 15 об.—16—рукою В. Ф. Вя-земской, с пометами П. А. Вяземского, с датой: «6 октября 1814 г.»

Впервые: Памятник отечественных муз. СПб., 1827. С. 8—10, фрагмент (на¬чиная со ст. 13 «Не возвратили ль вспоминанья…»), с заглавием: «Отрывок из письма в Москву», с подписью: «Жуковский».

В прижизненные собрания сочинений не входило.

Впервые полностью: РА. 1864. Стб. 1006—1008.

Печатается по тексту РА, со сверкой по рукописи и первой прижизненной публикации.

Д ати руется: 6 октября 1814 г.

До сих пор точно не установлено, кто из близкого окружения Жуковского явля¬ется адресатом записки. Наиболее распространено мнение, высказанное А. С. Ар-хангельским (ПСС. Т. 2. С. 139), что это баронесса М. А. Черкасова и две ее сест¬

688

ры (ср.: СС 1. Т. 1. С. 441, комм. В. П. Петушкова; Мстиславская Е. П. Послание В. А. Жуковского к И. П. Черкасову// Записки ОР ГБЛ. М., 1974. Вып. 35. С. 250). Однако «Бесподобная записка…» датирована 6 октября 1814 г., а 9—10 октября, как это явствует из хронологической росписи долбинских стихотворений, Жуков¬ский гостил в Володькове у баронессы Черкасовой (РНБ, ф. 286, оп. 1, № 77, л. 25). П. А. Висковатов, опубликовавший в РС за 1883 г. большую подборку пи¬сем Жуковского к А. П. Киреевской за 1813—1815 гг., предположил, что адресата¬ми записки могут быть московские родственницы, упомянутые в письме Жуков¬ского из Черни в Долбино, которое Висковатов датировал концом сентября — на¬чалом октября 1814 г.: «Наши московские дуры смешны и милы! Буду к ним пи¬сать, когда возвращусь в свой уголок, к своему бюру, к своим детям, к своей сест¬ре» (РС. 1883. Т. 37. № 2. С. 455). Однако эта датировка неверна, поскольку далее в письме сообщается, что А. А. Плещеев пишет музыку к балладам «Старушка» и «Эолова арфа», а также что Жуковский начал писать «Певца в Кремле». Если учесть, что «Старушка» написана 14—19 октября, «Эолова арфа» — 9—13 ноября, а «начало Певца» отнесено хронологической росписью к 1—4 декабря 1814 г., пись¬мо следует датировать первыми числами декабря (до 5) 1814 г., и упомянутые родственницы (скорее всего, это сестры Вельяминовы) адресатами записки тоже быть не могут.

Наиболее вероятно, что записка адресована трем сестрам Юшковым (А. П. Юшковой-Киреевской, А. П. Юшковой-Зонтаг и Е. П. Юшковой-Азбуки-ной). Как свидетельствует целый ряд фактов, почти весь октябрь 1814 г. Жуков¬ский прожил в Долбине в отсутствие хозяйки. В послании «К Плещееву» («Ну как же вздумал ты, дурак…»), написанном 14 октября, Жуковский так объясняет ему причину отложенного визита в Чернь:

Скажу тебе, что я один,

То есть что я уединенно

И не для собственных причин

Живу в соседстве от Белева (…)

То есть, что мне своих детей

Моя хозяйка поручила (…)

Два упоминания о том, что в октябре 1814 г. все родственники Жуковского на-ходились в отлучке, содержатся в письмах к А. И. Тургеневу от 20 октября 1814 г. («Мои все разъехались, кто в Москву, кто в Тамбов» — ПЖТ. С. 126) и от 1 февра¬ля 1815 г. («(…) все они уехали в Тамбов, а я остался в Белеве и прожил почти один (…)»— ПЖТ. С. 138). В Тамбов, к родственникам А. Ф. Воейкова, уезжало семейство Протасовых-Воейковых (см. комм, к стихотворению (К Воейкову)— «Воейков, дай же знать…»). Следовательно, А. П. Киреевская с сестрами уехала в Москву, и произошло это в первых числах октября (между 2-м—дата написания стихотворения, посвященного жениху Е. П. Юшковой,— «Добрый совет. В альбом В. А. А.(збукину)» — и 6-м—дата написания «Бесподобной записки…»). Целью по¬ездки была, вероятно, подготовка к свадьбе младшей сестры Е. П. Юшковой и В. А. Азбукина: свадьба состоялась в начале ноября 1814 г. (см. комм, к стихотво¬

689

рению «Любовная карусель, или Пятилетние меланхолические стручья сердечно¬го любления»). Кроме того, из содержания самой записки явствует, что три сестры впервые попали в послепожарную Москву и что у Жуковского с ними общие юно-шеские воспоминания, связанные с жизнью в Туле. Это исключает постоянных московских жительниц Вельяминовых, а также баронессу Черкасову и ее сестер.

«Бесподобная записка к трем сестрицам в Москву» — одно из самых ранних долбинских стихотворений. При том, что она представляет собой типичный обра¬зец домашней поэзии, в ней ярко отразились настроения Жуковского тех дней, когда он окончательно утратил надежду на семейное счастье, но утешал себя мыс¬лью о будущей совместной жизни с семьями Протасовых-Воейковых в Дерпте (разрешение ехать в Дерпт он получил от Е. А. Протасовой между 15 и 26 сентяб¬ря 1814 г.— Письма-дневники. С. 185). Близость основных мотивов записки к сквозным мыслям писем и дневников 1814—1815 гг. делает это стихотворение своеобразной декларацией нравственной философии и жизненной позиции Жу¬ковского.

Ст. 5—8. По Туле иного ли гуляли? ~ Вы наших прежних лет следы? — Здесь речь идет о том периоде детства и ранней юности Жуковского, когда он был тесно свя¬зан с семьей Юшковых (Варвара Афанасьевна, рано умершая мать трех сестер, бы¬ла крестной матерью Жуковского), живя у них в Туле и в Москве. Этот период жиз¬ни Жуковского подробно описан в мемуарах А. П. Зонтаг «Несколько слов о дет¬стве В. А. Жуковского» (Москвитянин. 1849. № 9. С. 3—13). Ср. также ст. 12—14: «А в Туле прах минувших лет ~ О том, что было в оны дни».

Ст. 30—31. Что просто, но что сердцу мило, II Собрав поближе в малый круг…— Ср. своеобразный девиз, которым открывается тетрадь «Долбинские стихотворения I»: «Activitee dans mon petit cercle» (Деятельность в моем маленьком кругу—фр.)’, см. также комментарий к стих. «Добрый совет. В альбом В. А. А(збукину)» и дневни-ковую запись от 28 июля 1814 г.: «В том маленьком кружку, в котором суждено мне действовать, может найтиться доброе занятие для каждой минуты» (Письма-дневники. С. 161).

Ст. 33—36. Мечты уступим лишь начавшим ~ Для них надежды сон златой!..— Ср. аналогичные мотивы в стих. «Мечты» (1812), а также в дерптском дневнике 1815 г.: «Надежда пустое слово. Оно прекрасно только для неопытности, которой жизнь неизвестна» (Гофман. С. 129).

Ст. 39—40. Терпеньем усладим печаль, // Веселью верой в Провиденье…— Вариация на тему излюбленных нравственных постулатов Жуковского после неудачи его сватовства к М. А. Протасовой в начале 1814 г. Ср. девиз из тетради «Долбинские стихотворения I»: «Доверенность к Творцу и надежда на все хорошее», «Perseve-rance!» (терпение, упорство, постоянство—фр.)

Ст. 42—44. Сей день покоем озлатим ~И прелестью полезных дел…— Ср. в дневни-ковой записи от 28 июля 1814 г.: «Ограничить себя настоящим. (…) будем старать¬ся пользоваться настоящею минутою и соберем вокруг себя все то, что у нас есть — предоставив все будугцее без всякой заботы попечению Промысла» (Письма-дневни-ки. С. 160—161). Ср. также надпись на титульном листе тетради «Долбинские сти-хотворения I»: «Заниматься беспрестанно и всегда самым лучшим образом» и

690

один из пунктов плана совместной жизни в Дерпте, который Жуковский написал в октябре 1814 г.: «Общая цель, чтобы день принёс пользу или голове, или карма¬ну. (…) Чтобы была и для других польза» (Дневники. С. 47).

О. Лебедева

Росписка Маши

(«Что ни пошлет судьба, все пополам!..») (С. 335)

Автограф (РГАЛИ, оп. 1, № 13, л. 5)—беловой, с заглавием: «Росписка Ма¬ши» и датой: «6 октября». Копи и:

1) РНБ, оп. 1, № 15, л. 69—рукою В. И. Губарева, с заглавием: «Росписка Ма¬ши Киреевской».

2) ПД. 9625 / LV. 8. 9, л. 1 об.—рукою А. П. Зонтаг. При жизни Жуковского не печаталось.

Впервые:

Скачать:TXTPDF

между Илией и позднейшими про-роками и не столь привязывало ст. 63 к 62-му, где шла речь о жизни бытовой. Ст. 65—66. И в час показанный народы исчезают. II Увы! Сидон,