Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. Том 12. Эстетика и критика

и шутливую. Романическая (romantische) занимает средину между сими двумя классами.

Действие, или басня. Действие всякой эпической поэмы называется баснею, хотя оно равномерно может быть и вымышленным и истинным. В последнем случае поэт, с одной стороны, облегчает труд свой, а с дру¬гой — напротив, себя ограничивает. Будучи повествователем истины, он должен непременно сохранить хотя некоторые главные черты ее, а в представлении характеров всегда согласоваться с известными оригина¬лами. Обыкновенно эпопея бывает смесью и справедливого и вымыш¬ленного, то есть стихотворец заимствует из истории одно происшествие и главные действующие лица своей поэмы, а в расположении самого действия и во всех его обстоятельствах повинуется одной стихотворче¬ской фантазии. Он должен только сохранить во всем правдоподобие и приличие.

Единство. Единство есть необходимейшее и важнейшее качество эпического действия; оно состоит в направлении сего действия к одной, всегда видимой точке зрения. Единство главного лица и единство вре¬мени, в которое совершается действие, не могут быть достаточны; необ¬ходимо нужно, чтобы и самый предмет эпической поэмы был единое, порядочное, из многих разнообразных частей составленное целое. Сти¬хотворец обязан ни на минуту не выпускать его из виду, ни на минуту не забывать его при всех посторонних или вводных обстоятельствах. Единство эпического действия будет совершеннее, когда оно в одно время будет заключать в себе и простоту действия, то есть когда сохра¬нится порядок, ясность и незапутанность в его расположении. Полнота действия неразделима с его единством.

Эпизоды. Несмотря на то что главное действие всякой эпической поэмы должно быть единственным, в состав ее входят и эпизоды, или вводные, побочные происшествия, имеющие некоторое отношение к главному и с ним одною нитию связанные. Они разнообразят и слу¬жат для наполнения эпического повествования, которого продолжи¬тельность легко могла бы сделаться утомительною. Они всегда под¬чиняются главному действию, всегда уступают ему и в важности и в занимательности, и, одним словом, служат только для одного увели¬чения впечатления, им производимого, так точно, как в исторической картине все второклассные лица представляются для одного главного и с ним только вместе, а не каждое особенно, производят свое действие. Обыкновенно эпизоды только в таком случае могут иметь место, когда в самом действии случается остановка, или когда они могут наполнить промежуток в его течении; в противном случае они только причинят замедление в ходе повествования и будут излишеством.

Возвышенность, или важность действия. Второе необходимое качество эпического действия есть важность его, или возвышенность. Оно возбуждает и поддерживает в читателе внимание и оправдывает пышный, торжественный тон стихотворца. Следовательно, всякий эпический поэт должен выбирать такое происшествие, которое бы по своей важности и по характеру лиц, в нем действующих, так как и по всем обстоятельствам, препятствиям и следствиям, с ним соединен¬ным, могло бы непременно (натурально) быть привлекательным или достойным украшения стихотворческой фантазии. Немало выигрывает эпическое действие от древности и удаления того времени, из кото¬рого оно заимствовано: древность гораздо больше говорит воображе¬нию, характер ее величественнее; она дает большую свободу и большое правдоподобие вымыслам поэтическим.

Эпический интерес, или занимательность. Эпическая поэма должна быть интересна, привлекательна: свойство неразлучное с важностию главного действия, с торжественным тоном повествователя, и наиболее с занимательностью самого предмета, который должен возбуждать все внимание в читателе. Сия привлекательность находится во всем, как в главном действии, так и в эпизодах, и в характерах, и в положениях действующих лиц, и в самом образе повествования. Эпический интерес обыкновенно бывает троякий: или интерес человечества, или интерес нации, или интерес религии. Первый по своей обширности есть сильней¬ший и действительнейший. Препятствия, изобретаемые стихотворцем и затрудняющие совершение эпического действия, усиливают сей инте¬рес. Поэт могуществом поэзии и искусством своего рассказа так сильно очаровывает читателя, что он, так сказать, переселяется духом в самих героев, разделяет с ними их опасности, с ними вместе преодолевает все препятствия и с любопытным нетерпением ожидает заключения. Все это называется завязкою и развязкою эпической поэмы. Счастливая развязка обыкновеннее и приличнее, хотя не почитается необходимою.

Действующие лица и характеры. Действующие лица эпической поэмы должны своим достоинством, важностию и характером согласоваться со всеми назначенными выше качествами главного эпического действия.

Сие достоинство определяется наружною высокостию лиц, нежели их внутренними свойствами и великостию их гения. От них не требу¬ется доброты моральной, которая, будучи общим характером, могла бы произвести однообразие и лишить эпическую поэму деятельнейшей пружины — борения страстей человеческих. Характеры эпических лиц, которых различие основано на особенностях нации, времени, состояния, лет и личных качествах, должны быть счастливо выбраны, представлены сходно и выразительно, нередко представлены в противоположности один с другим и всегда выдержаны. Во всех, даже самых малейших дей¬ствиях, речах и выражениях эпического лица необходимо точнейшее соответствие. Чем меньше довольствуется поэт общими характерными чертами, тем отдельнее и отличительнее изображает он действия и чув¬ства своих героев, тем самый образ их становится явственнее и самые характеры их разительнее. Но все искусство его должно устремиться на характер главного героя: он есть самый видимый и разительнейший предмет в картине, — предмет, вокруг которого все другие, больше или меньше ему подчиненные, примыкают как к средоточию.

Чудесное в эпической поэме. Чем больше героического, изумитель¬ного и чрезвычайного в эпическом действии, тем приличнее ему чудес¬ное. Оно проистекает…15

(КОНСПЕКТ ПО ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И КРИТИКИ)

Эпическая поэма1

NB. Предмет для эпопеи в наше время должно выбирать в отда¬ленном времени: эта отдаленность и отличие того времени от нашего заключают в себе нечто величественное. Всегда какое-то величие соеди¬нено с мраком, в котором человек, ничего не видя, все воображает. Сия отдаленность очень способна и для поэтических вымыслов, для чудес¬ного. Герой, который к нам близок и который нам знаком, покажется смешным, если мы его поведем в ад и на небо; понятия и вера теперь не те; наша религия противна сим вымыслам, теперь больше, нежели когда-нибудь; следовательно, она мало способствует для эпопеи, кото¬рая украшается больше всего чудесным: Клопшток выбрал своим пред¬метом Мессию; но самый сей предмет сделал его поэму неинтересною и утомительною; беспрестанно воображение натянуто; сцена на небесах или в аду; воображение не может себе ясно ее представить; к тому же спокойное совершенство не может так трогать, как страсти и слабости, смешанные с великостию в характере. Совершенство только удивляет, а удивление, будучи продолжительно, наконец делается утомительным. Самая наша одежда не согласна с чудесным: мы привыкли воображать героев в платье греков и римлян или в латах рыцарей: герой, одетый в греч(еское) и рим(ское) платье, напоминает о их мифологии, которая вся основана на чудесном, а платье рыцаря — о том глубоком суеве¬рии, в которое погружено было рыцарство, а суеверие способствует чудесному, потому что ему верит. Но каково вообразить героя в фран¬цузском кафтане и гвардейском мундире летящим на драконе, беседую¬щим с Богом и прочее. Героизм и великие подвиги, правда, сами по себе близки к чудесному, но эта самая приближенность к нам наших героев разрушает обман воображения и делает его смешным, а чудес¬ное в эпопее должно привязывать, быть очаровательным. Аллегория несет чудесное, но иносказательное представление того, что мы всегда видим, следовательно, не может возбуждать такого интересу: она при¬ятна только по своему сходству с существенностию; но она не может прибавлять к действию и интересу; под существами аллегорическими всегда видишь отвлеченные понятия или мысли; их не воображаешь; их не можешь воображать, а должен отделять их заимствованный образ от тех идей, которые под ним сокрыты, что трудно для воображения, которое любит свободу. Чудесное тем приятно, что оно представлено поэтом как существенность. Поэт сам ему верит и заставляет верить других. Но в аллегории поэт говорит: я тебя обманываю; ищи в обмане истины, которая в нем сокрыта мною.

NB. В эпической поэме стихотворец не думает уверить навсегда в истине того чудесного, которое он представляет. Он только привязы¬вает его к действию, возвышает им своих героев, и если герои инте¬ресны, то и самое чудесное, само по себе невероятное, делается инте¬ресным и приятным, и мы непринужденно ему верим. В противном случае чудесное есть не иное что, как басня, противная своею несооб-разностью с истиною, противная воображению.

Простота нравов не только не унижает героя, но еще возвышает. Ахилл, сам приготовляющий свой обед, лучше Ахилла, окруженного служителями и невольниками. Всякое украшение, чуждое представля¬емому лицу, несколько его затмевает. Великость должна быть обнажен¬ною, тогда она покажется еще привлекательнее.

Сила в герое есть самое блистательное или одно из самых блиста¬тельнейших качеств в эпопее. Нынешние сражения должны уступить в стихах древним, в которых победа приобреталась силою, следовательно, прямо принадлежала победителю. Тактика и расположение войска хороши в истории, но в поэзии хотим видеть людей самих в действии; порох и пули должны уступить мечам и копьям. Нынче нет поединков, которые в эпопее имеют такое блестящее место. Наши дуэли не так при-влекательны, как сражение Гектора и Ахилла или Танкреда и Аргана.

В Гомере самое бездействие Ахилла еще больше, так сказать, его выказывает. Герои нам только тогда кажутся возвышенными, когда нет Ахилла; он является, и все исчезает. Но и Ахилл не в совершенном без¬действии; он действует своим гневом; он иногда является; и наконец затмевает подвиги всех греков поражением Гектора.

Замечания во время чтения2

§ 1. Что такое подражание изящной природе? И все ли роды поэзии могут назваться подражанием? Подражать — значит другими знаками изображать то, что представляется нашим взорам в природе моральной и физической. Если бы мы употребили те же самые знаки, те же самые средства, какие употребила природа, производя какое-нибудь творе¬ние, тогда бы мы заняли ее место и сами бы творили образцы, равняясь в искусстве с самою природою. Следственно, подражать природе есть делать то же, что она делает, только другими средствами, употреб¬ляя другие знаки. Вопрос: все ли, что принадлежит к поэзии, может назваться подражанием природе? Есть такие роды поэзии, в которых мы, не имея в виду никакого предмета подражания, изображаем только те чувства, которыми наполнена душа наша; следственно, мы не подра¬жаем тогда природе, а обнаруживаем только то, что она сама невидимо в нас вдохнула. Но, может быть, это явное излияние наших чувств есть не иное что, как изображение того же самого, что природа поселила в нашем сердце, что она изобразила в нем моральным образом, без всяких видимых знаков; действие, которое мы изображаем языком и звуками, следственно, которому подражать стараемся. Аристотель гово¬рит, что в нас есть врожденная любовь к подражанию! Эту любовь можно, мне кажется, назвать чувством изящного, свойственным нашей душе, которая не только любит находить изящное в природе, но даже сама любит некоторым образом творить его, что есть не иное что,

Скачать:TXTPDF

и шутливую. Романическая (romantische) занимает средину между сими двумя классами. Действие, или басня. Действие всякой эпической поэмы называется баснею, хотя оно равномерно может быть и вымышленным и истинным. В последнем