Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Капитализм и свобода. Милтон Фридман

действенным средством повышения бла-

госостояния и достижения равенства расширение свободы; либе-

рал XX века считает благосостояние и равенство предварительными

условиями свободы или ее альтернативами.Во имя благосостояния

и равенства либерал XX века стал выступать за возрождение курса

на государственное вмешательство и патернализм,против которо-

го боролся классический либерализм. Поворачивая стрелки часов

назад, к меркантилизму XVII века, он обожает попутно клеймить

подлинных либералов реакционерами!

Изменение смысла,вкладываемого в понятие «либерализм»,

в экономической сфере более разительно, чем в политической. Ли-

берал XX века, точно так же, как и либерал XIX века, выступает за

парламентские учреждения,представительное правление,граждан-

ские права и т.п.Однако даже в политических вопросах наблюдает-

ся заметная разница. Будучи ревнителем свободы и потому глядя

с опаской на централизацию власти хоть в правительственных,хоть

в частных руках, либерал XIX века предпочитал политическую

децентрализацию.Либерал XX века жаждет действия и верит в бла-

гость власти,покуда она находится в руках правительства,контро-

лируемого в теории избирателями, поэтому он выступает за цен-

трализованное правление. Раздумывая, где сосредоточить власть,

он предпочтет штат городу, федеральное правительство — штату,

а всемирную организацию — национальному правительству.

В связи с извращением термина «либерализм» мировоззре-

ние, которое раньше носило это название, сегодня нередко обозна-

чают словом «консерватизм».Но это малопригодная альтернатива.

Либерал XIX века был радикалом как в этимологическом смысле (он

всегда хотел дойти до самой сути), так и в политическом: он высту-

пал за кардинальное изменение общественных институтов. Таков

должен быть и его современный наследник. Мы не желаем консер-

вировать государственное вмешательство, которое так ущемляет

нашу свободу,хотя,разумеется,мы готовы сохранить те формы это-

го вмешательства, которые ей благоприятствуют. Кроме того, на

практике термин «консерватизм» стал применяться к широкому

кругу взглядов,которые до такой степени несовместимы друг с дру-

гом, что еще на наших глазах, несомненно, появятся составные

обозначения вроде «либерально-консервативный» или «консерва-

тивно-аристократический».

Отчасти из нежелания отдавать этот термин приверженцам

мер, которые уничтожат свободу, отчасти по неумению отыскать

подходящую альтернативу я разрешу эти затруднения, употребляя

слово «либерализм» в его первоначальном смысле,а именно в значе-

нии системы взглядов свободного человека.

Глава I Взаимосвязь между экономической

и политической свободой

Широко распространено мнение, что политика и экономика — ве-

щи разные и между собой почти не связанные, что личная свобо-

да — это вопрос политический, а материальное благополучие

экономический и что любое политическое устройство можно сов-

местить с любым экономическим. Главными современными выра-

зителями этого представления являются многочисленные пропо-

ведники «демократического социализма»,безусловно осуждающие

ограничения на личную свободу,навязываемые «тоталитарным со-

циализмом» в России, но убежденные, что страна может взять на

вооружение основные черты тамошнего экономического строя

и тем не менее обеспечить личные свободы благодаря устройству

политическому. Основной тезис данной главы заключается в том,

что такое мнение ошибочно, что между экономикой и политикой

существует тесная взаимосвязь,что возможны лишь определенные

комбинации политического и экономического устройства обще-

ства и что,в частности,социалистическое общество не может одно-

временно быть демократическим (в том смысле, что оно не может

гарантировать личных свобод).

Экономическое устройство играет двоякую роль в развитии

свободного общества.С одной стороны,свобода экономических от-

ношений сама по себе есть составная часть свободы в широком

смысле, поэтому экономическая свобода является самоцелью.

С другой стороны,экономическая свобода — это необходимое сред-

ство к достижению свободы политической.

Первую из двух перечисленных ролей экономической сво-

боды следует подчеркнуть особо, поскольку интеллектуалы не

склонны придавать этому аспекту свободы большое значение. Как

правило,они презрительно относятся к тому,что представляется им

материальной стороной жизни,и рассматривают свое собственное

стремление к якобы более высоким ценностям как куда более зна-

чительное и заслуживающее особого внимания обстоятельство.

Однако если не для интеллектуалов, то для большинства граждан

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

| 31 |

страны непосредственная важность экономической свободы по

меньшей мере сравнима по своей значимости с косвенной важно-

стью экономической свободы как средства к достижению свободы

политической.

Английский гражданин, который после Второй мировой

войны не имел возможности провести отпуск в США из-за валют-

ных ограничений, был лишен одного из основных видов свободы

не в меньшей степени, чем американский гражданин, которого не

пускали провести отпуск в России из-за его политических воззре-

ний. На первый взгляд в одном случае речь шла об экономическом

ограничении свободы, а в другом — о политическом, однако суще-

ственной разницы между ними нет.

Гражданин США, которого закон обязывает выделять, ска-

жем,10% своего дохода на покупку определенного пенсионного кон-

тракта, находящегося под государственным контролем, тем самым

лишается соответствующей части своей личной свободы.Насколько

ощутимым может быть такое ограничение и насколько близко оно

к ограничению религиозной свободы, которую все сочтут свободой

«гражданской» или «политической»,а не «экономической»,нашло яр-

кое выражение в одном эпизоде,затрагивавшем группу фермеров из

секты амишей.Исходя из своих принципов,эта секта рассматривала

обязательные федеральные пенсионные программы как нарушение

своей индивидуальной свободы, а потому отказывалась платить на-

логи и принимать выплаты по социальному обеспечению.В результа-

те часть принадлежавшего ей скота была продана с аукциона для по-

крытия причитавшихся с нее взносов на социальное обеспечение.

Конечно, число граждан, рассматривающих обязательное пенсион-

ное обеспечение как ущемление свободы,по-видимому,невелико,но

ревнители свободы никогда не исходили из большинства голосов.

Гражданин США, который по законам разных штатов не

имеет права трудиться на избранном им поприще,если он не полу-

чит лицензию на этот вид деятельности, точно так же лишается су-

щественной доли своей свободы.То же самое можно сказать о чело-

веке,который желает выменять на какие-то свои товары,к примеру,

часы у швейцарца, но не может этого сделать из-за квоты. То же са-

мое можно сказать о калифорнийце, угодившем в тюрьму в соот-

ветствии с так называемыми «законами о справедливой торговле»

(fair trade laws) за то, что продавал противопохмельное средство

«Алка-Зельтцер» по цене ниже той, которую установил производи-

тель. То же самое можно сказать и о фермере, который не может

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 32 |

выращивать столько пшеницы,сколько захочет.И так далее.Совер-

шенно очевидно,что экономическая свобода сама по себе является

исключительно важным компонентом общей свободы.

Если смотреть на экономическое устройство как на средство

достижения политической свободы, оно получает особую значи-

мость из-за своего влияния на концентрацию и рассредоточение

власти. Экономическая организация, непосредственно обеспечи-

вающая экономическую свободу, а именно капитализм свободной

конкуренции,способствует и развитию политической свободы,ибо

отделяет экономическую власть от политической и,таким образом,

превращает первую в противовес второй.

Исторические свидетельства в один голос говорят о связи

между политической свободой и свободным рынком. Мне не из-

вестно ни одного примера существовавшего когда-либо и где-либо

общества,которое отличалось бы большой степенью политической

свободы и в то же время не пользовалось бы для организации значи-

тельной части экономической деятельности неким подобием сво-

бодного рынка.

Поскольку мы живем в преимущественно свободном обще-

стве, то мы склонны забывать, насколько краток был промежуток

времени и мала та часть земного шара, где и когда существовала

хоть какая-то форма политической свободы:обычное состояние че-

ловечества — это тирания, рабство и страдания. Западный мир

XIX и начала XX века представляет собой разительное исключение

из общей тенденции исторического развития. В данном случае по-

литическая свобода, несомненно, пришла вместе со свободным

рынком и с развитием капиталистических учреждений. Таковы же

истоки политической свободы в греческом золотом веке и в началь-

ную пору римской эпохи.

История лишь наводит на мысль о том,что капитализм есть

необходимое условие политической свободы. Очевидно, это усло-

вие недостаточное. Фашистскую Италию и Испанию, Германию

в разные периоды за последние 70 лет,Японию перед Первой и Вто-

рой мировыми войнами и царскую Россию нескольких десятилетий

до Первой мировой войны нельзя даже с натяжкой охарактеризо-

вать как политически свободные страны. А ведь в каждой из них

господствующей формой экономической организации было част-

ное предпринимательство.Ясно поэтому,что можно иметь капита-

листическое в своей основе экономическое устройство и в то же вре-

мя несвободное устройство политическое.

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА

| 33 |

Но даже в перечисленных странах граждане обладали куда

большей свободой, чем граждане современного тоталитарного го-

сударства,вроде России и нацистской Германии,в которых экономи-

ческий тоталитаризм сочетается с политическим. Даже в царской

России некоторые граждане могли при определенных обстоятель-

ствах поменять место работы без разрешения политических властей,

потому что капитализм и наличие частной собственности служили

известным противовесом централизованной власти государства.

Взаимоотношения между политической и экономической

свободой сложны и никоим образом не односторонни. В начале

XIX века Бентам и философские радикалы были склонны рассма-

тривать политическую свободу как средство достижения свободы

экономической. По их мнению, массам мешают налагаемые на них

ограничения, и если политические реформы предоставят избира-

тельное право большинству населения, люди выберут то, что для

них лучше, то есть проголосуют за свободную конкуренцию. За-

дним числом нельзя сказать,что они были не правы.Были проведе-

ны значительные политические реформы,за которыми последова-

ли реформы экономические, направленные в сторону большей

свободы предпринимательства (laissez faire). Результатом таких из-

менений в экономическом устройстве общества стало огромное по-

вышение благосостояния масс.

За торжеством бентамовского либерализма в Англии XIX ве-

ка последовала реакция в виде усиления государственного вмеша-

тельства в экономическую сферу. В Англии, как и в других странах,

эта тенденция к коллективизму резко усилилась из-за двух мировых

войн. Господствующей заботой в демократических странах сдела-

лось благосостояние, а не свобода. Распознав таящуюся здесь угро-

зу индивидуализму, интеллектуальные наследники философских

радикалов — назовем только Дайси, Мизеса, Хайека и Саймонса —

высказали опасения, что непрерывное движение к централизован-

ному контролю над экономической деятельностью окажется «До-

рогой к рабству» (так озаглавлена книга Хайека, где проведен про-

ницательный анализ этого процесса).В экономической свободе они

видели прежде всего средство достижения свободы политической.

События периода после Второй мировой войны обнаружи-

вают и другое соотношение между экономической и политической

свободой.Коллективистское экономическое планирование действи-

тельно ущемило индивидуальную свободу. Однако по меньшей ме-

ре в части стран это в результате привело не к подавлению свободы,

КАПИТАЛИЗМ И СВОБОДА

| 34 |

а к коренному повороту в экономической политике.Наиболее рази-

тельный пример снова дает Англия. Переломным пунктом явился,

по-видимому, указ о «контроле над занятиями» (control of engagements),

который лейбористская партия, невзирая на высказывав-

шиеся опасения,сочла необходимым издать для осуществления сво-

ей экономической политики. Этот закон, если бы он был в полной

мере проведен в жизнь и его прилежно исполняли,привел бы к цен-

трализованному распределению людей по роду занятий. Это до та-

кой степени шло вразрез с личной свободой,что новый закон соблю-

дался в ничтожном меньшинстве случаев и продержался совсем

недолго.Отмена его привела к решительным переменам в экономи-

ческой политике,характеризующимся меньшим доверием к центра-

лизованным «планам» и «программам», снятием многих ограниче-

ний и большей опорой на частный рынок.Подобные политические

сдвиги произошли в большинстве демократических стран.

Эти политические сдвиги объясняются прежде всего тем,

что централизованное планирование имело ограниченный успех,

а то и вовсе не достигло желанных целей. Однако сама эта неудача

может быть — по крайней мере,до определенной степени — отнесе-

на на счет политических последствий централизованного планиро-

вания и нежелания довести его до логического завершения, когда

возникает необходимость переступить через высокоценимые пра-

ва личности. Вполне возможно, что этот сдвиг — лишь временная

пауза в коллективистской тенденции нашего столетия. Даже если

это так, он иллюстрирует тесную взаимозависимость между поли-

тической свободой и экономическим устройством.

Исторический опыт сам по себе никогда не бывает убедите-

лен. Возможно, расширение свободы лишь по чистому совпадению

произошло одновременно с развитием капитала и рыночных инсти-

тутов. Почему между ними непременно должна быть взаимосвязь?

Каковы логические связи между экономической и политической

свободой? Рассматривая эти вопросы,мы сперва обсудим рынок как

непосредственный компонент свободы,а затем — опосредованную

взаимозависимость между рыночными отношениями и политиче-

ской свободой. Побочным продуктом анализа станет эскиз идеаль-

ного экономического устройства свободного общества.

Как либералы,при оценке социальных институтов мы исхо-

дим из свободы индивида,или,может быть,семьи как нашей конеч-

ной цели.В этом смысле свобода обретает ценность только в отноше-

ниях между людьми:для Робинзона Крузо,сидящего на пустынном

острове без

Скачать:TXTPDF

и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать бесплатно, и свобода. Милтон Фридман Капитализм читать онлайн