Пятницы,она лишена всякого смысла.На своем остро-
ве Робинзон Крузо испытывает «ограничения»; «власть» его огра-
ничена, как ограничен круг имеющихся у него альтернатив; однако
в том смысле, в котором мы ее рассматриваем, проблема свободы
перед ним не стоит.Точно так же в обществе наличие свободы ниче-
го не говорит о том, что индивид делает со своей свободой; это не
всеобъемлющая этика.Действительно,одна из главных целей либе-
рала состоит в том,чтобы оставить этическую проблему индивиду:
пусть он сам поломает над ней голову. «По-настоящему» важные
этические проблемы — это те,что стоят перед индивидом в свобод-
ном обществе:что ему делать со своей свободой? Таким образом,ли-
берал выделяет два набора ценностей:ценности,касающиеся отно-
шений между людьми — контекст, в котором он отдает приоритет
свободе,— и ценности,необходимые индивиду для того,чтобы вос-
пользоваться своей свободой,— а это область индивидуальной эти-
ки и философии.
Либерал считает,что люди несовершенны.Для него пробле-
ма социальной организации является в такой же степени негатив-
ной проблемой удержания «плохих» людей от причинения зла,
в какой она является проблемой помощи «хорошим» людям в со-
вершении добра;разумеется,«плохими» и «хорошими» могут быть
одни и те же люди: всё зависит от того,кто о них судит.
Главная проблема социальной организации состоит в том,
как скоординировать экономическую деятельность большого чи-
сла людей. Даже в относительно отсталых обществах для адекват-
ного использования наличных ресурсов необходимы разделение
труда и специализация функций. В обществах высокоразвитых
уровень координации, потребной для всемерного использования
возможностей, предлагаемых современной наукой и техникой, не-
измеримо выше. Буквально миллионы людей заняты тем, что еже-
дневно доставляют друг другу хлеб насущный,не говоря уже о еже-
годно меняемых автомобилях. Поборник свободы стоит перед
нелегкой задачей:как совместить эту всеобщую взаимозависимость
с индивидуальной свободой.
В принципе существует лишь два способа координации эко-
номической деятельности миллионов. Первый — это централизо-
ванное руководство,сопряженное с принуждением;таковы методы
армии и современного тоталитарного государства. Второй — это
добровольное сотрудничество индивидов; таков метод, которым
пользуется рынок.
| 36 |
Возможность координации через добровольное сотрудни-
чество основывается на элементарном — хотя и часто оспаривае-
мом — тезисе, что из экономической операции выгоду извлекают
обе стороны, — при том условии, что эта операция добровольна
и продумана с обеих сторон.
Взаимообмен может поэтому обеспечить координацию без
принуждения. Рабочей моделью общества, организованного при
посредстве добровольного взаимообмена,является свободная част-
нопредпринимательская рыночная экономика,то есть то,что мы на-
звали капитализмом свободной конкуренции.
В простейшей форме такое общество состоит из ряда само-
стоятельных частных хозяйств: из совокупности робинзонов кру-
зо,если угодно.Каждое из этих хозяйств использует свои наличные
ресурсы для производства товаров и услуг,которые оно обменивает
на товары и услуги,произведенные другими хозяйствами,делая это
на условиях, взаимоприемлемых для обоих участников сделки. Та-
ким образом, оно получает возможность удовлетворить свои по-
требности косвенным образом,производя товары и услуги для дру-
гих, а не непосредственно, то есть производя товары для своего
собственного пользования. Побудительным мотивом для приня-
тия такого опосредованного варианта является, разумеется, уве-
личение совокупного продукта, вызванное разделением труда
и специализацией функций.Поскольку у хозяйства всегда есть аль-
тернативный выход — производить непосредственно для себя,ему
нет нужды вступать в обмен, если он ничего на нем не выиграет.
Значит, если обе стороны ничего не выиграют от обмена, он не со-
стоится.Поэтому сотрудничество достигается без принуждения.
Специализация функций и разделение труда дадут не так
много, если конечной производственной единицей будет частное
хозяйство. В современном обществе мы продвинулись гораздо
дальше. Мы создали предприятия, которые выступают посредни-
ками между индивидами в качестве продавцов и покупателей това-
ров.И точно так же специализация функций и разделение труда да-
ли бы не так много, если бы мы продолжали полагаться на бартер,
обменивая один товар на другой. Для этого были придуманы день-
ги как средство содействия обмену, дающее возможность отделить
друг от друга акты покупки и продажи.
Несмотря на важную роль предприятий и денег в нашей
экономике и создаваемые ими многочисленные сложные пробле-
мы, главная особенность рыночного метода осуществления коор-
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА
| 37 |
динации в полной мере проявляется в простой рыночной экономи-
ке,где нет ни предприятий,ни денег.Как в этой простой модели,так
и в сложной рыночной экономике, использующей предприятия
и деньги, кооперация является строго индивидуальной и добро-
вольной при том условии,что (а) предприятия находятся в частной
собственности, так что конечными договаривающимися сторона-
ми являются индивиды, и что (б) индивиды обладают полной сво-
бодой вступать или не вступать в каждую конкретную сделку, так
что все операции строго добровольны.
Куда легче выдвинуть эти условия в виде общих принци-
пов, нежели оговорить их подробно или указать конкретно, какие
учреждения в наибольшей степени способствуют их соблюдению.
Именно этим вопросам посвящена значительная часть специаль-
ной экономической литературы. Самое главное — это обеспечить
законопорядок,чтобы не допустить физического принуждения од-
ного индивида со стороны другого, и обеспечить соблюдение доб-
ровольно заключенных контрактов, предоставляя таким образом
поддержку «частным» начинаниям. Помимо этого, наибольшие
сложности связаны, видимо, с монополиями (которые ущемляют
реальную свободу,закрывая для индивида альтернативный доступ
к какому-то конкретному акту обмена) и с «внешним эффектом»
(neighborhood effect), то есть с воздействием на третьих лиц, за ко-
торое нереально взимать с них плату или выплачивать им компен-
сацию. Эти проблемы будут разобраны более подробно в следую-
щей главе.
Пока сохраняется реальная свобода взаимообмена, главная
особенность рыночной организации экономической деятельности
состоит в том, что в большинстве случаев она не позволяет одному
лицу вмешиваться в деятельность другого. Потребителя ограждает
от принуждения со стороны продавца наличие других продавцов,
с которыми он может вступить в сделку.Продавца ограждает от при-
нуждения со стороны потребителя наличие других потребителей,
которым он может продать свой товар. Работающий по найму
огражден от принуждения со стороны работодателя наличием дру-
гих работодателей,к которым он может наняться,и так далее.Рынок
делает все это незаинтересованно и безо всякой центральной власти.
Если уж на то пошло,одним из главных возражений против
свободной экономики выдвигают именно тот факт,что она так хо-
рошо выполняет эту задачу.Она дает людям то,чего они хотят,а не
то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы. За
| 38 |
большинством доводов против свободного рынка лежит неверие
в саму свободу.
Существование свободного рынка не снимает, разумеется,
необходимости правительства. Напротив, правительство необхо-
димо и как форум для определения «правил игры», и как арбитр,
толкующий установленные правила и обеспечивающий их соблю-
дение. Рынок резко сужает круг вопросов, которые нужно решать
политическими средствами, и таким образом сводит к минимуму
необходимость непосредственного государственного участия
в игре.Характерная особенность действия,осуществляемого через
политические каналы, состоит в том, что оно, как правило, требует
значительного единообразия или навязывает его. С другой сторо-
ны,рынок отличается тем,что допускает широкое разнообразие.Го-
воря языком политики,рынок представляет собой систему пропор-
ционального представительства. Каждый может, так сказать,
проголосовать за цвет своего галстука; ему нет нужды заботиться
о том,какие цвета предпочитает большинство,и подчиняться,ока-
завшись в меньшинстве.
Именно эту особенность рынка мы имеем в виду, утвер-
ждая,что рынок обеспечивает экономическую свободу.Однако зна-
чение этой характеристики простирается далеко за пределы чисто
экономической сферы. Политическая свобода означает отсутствие
принуждения одних людей со стороны других. Основную угрозу
свободе представляет сила принуждения,будь она в руках монарха,
диктатора, олигархии или временного большинства. Сохранение
свободы требует максимального устранения такой концентрации
власти и рассредоточения и распыления власти,устранить которую
не представляется возможным,то есть системы сдержек и противо-
весов. Изымая организацию экономической деятельности из-под
контроля политической власти, рынок устраняет этот источник
принуждения.Он делает экономическую мощь ограничителем по-
литической власти,а не ее подкреплением.
Экономическая власть может быть широко рассредоточена.
Нет никакого закона сохранения энергии, понуждающего новые
центры экономической мощи расти за счет уже существующих.
С другой стороны, политическую власть децентрализовать слож-
нее.Небольших самостоятельных государств может быть много.Но
создать множество равносильных центров политической власти
внутри одного большого государства гораздо сложнее, чем создать
множество центров экономической власти в рамках одной большой
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА
| 39 |
экономики.Внутри одной большой экономики может быть множе-
ство миллионеров. Но разве может быть больше одного действи-
тельно выдающегося лидера,одного человека,на котором сосредо-
тачиваются энергия и энтузиазм его сограждан? Если центральное
правительство усиливает свою власть, скорее всего, это делается за
счет местного самоуправления. Возникает впечатление, что суще-
ствует какой-то неизменный общий объем политической власти,
подлежащей распределению. Поэтому, если соединить экономиче-
скую власть с политической, концентрация представляется почти
неизбежной. С другой стороны, если экономическая власть нахо-
дится не в тех же руках, что политическая, она может послужить
сдерживающим противовесом политической власти.
Убедительность этого абстрактного довода, по-видимому,
лучше всего продемонстрировать на конкретных примерах.Давайте
рассмотрим сначала гипотетический пример,который поможет нам
выявить обсуждаемые принципы,а потом проанализируем несколь-
ко недавних примеров из реальной жизни,показывающих,как дей-
ствие рынка способствует сохранению политической свободы.
Одна из характерных особенностей свободного общества —
это,безусловно,свобода индивида отстаивать и открыто пропаган-
дировать радикальные изменения в общественной структуре — до
тех пор,пока его агитация ограничивается убеждением и не вылива-
ется в применение насилия и иных видов принуждения. Знамени-
ем существующей в капиталистическом обществе политической
свободы служит то,что люди могут открыто призывать к социализ-
му и бороться за него. Точно так же политическая свобода в социа-
листическом обществе потребовала бы, чтобы люди были вольны
агитировать за введение капитализма. Как можно было бы сохра-
нить и защитить свободу агитации за капитализм в социалистиче-
ском обществе?
Чтобы люди могли за что-то агитировать, они сперва дол-
жны иметь возможность заработать себе на жизнь.В социалистиче-
ском обществе уже это создает проблему,поскольку там все рабочие
места находятся под непосредственным контролем политических
властей. Чтобы социалистическое правительство разрешило со-
стоящим у него на службе лицам пропагандировать политический
курс,прямо противоположный его официальной доктрине,потре-
бовался бы акт самоотречения, совершить который совсем непро-
сто, как показал послевоенный опыт США, когда встал вопрос
о «благонадежности» государственных служащих.
| 40 |
Но предположим,что этот акт самоотречения все же совер-
шился. Чтобы толком пропагандировать капитализм, сторонники
его должны как-то финансировать свою деятельность: им надо бу-
дет устраивать митинги,печатать брошюры,платить за радиопере-
дачи, выпускать газеты и журналы и т.д. Встает вопрос: откуда им
взять денег? При социализме могут быть и наверняка окажутся лю-
ди с большим доходом, возможно даже обладающие крупными ка-
питальными суммами в виде государственных облигаций и т.п.,
однако по необходимости это будут высокопоставленные государ-
ственные чиновники. Можно еще представить, что мелкий чинов-
ник будет открыто пропагандировать капитализм в социалистиче-
ской стране и тем не менее удержится на работе. Трудно, однако,
вообразить, чтобы такую «подрывную» деятельность финансиро-
вали при социализме большие начальники.
Получить необходимые средства можно будет только путем
сбора небольших сумм с большого числа мелких чиновников. Но
это не решение. Чтобы воспользоваться этим источником, надо,
чтобы очень многие были заранее убеждены в вашей правоте,тогда
как стоящая перед вами проблема как раз и заключается в том,что-
бы инициировать и профинансировать кампанию по их убежде-
нию.Радикальные кампании в капиталистических странах никогда
так не финансировались. Их обычно поддерживало несколько бо-
гатых людей, которых удалось убедить: Фредерик Вандербильдт
Фильд,Анита Маккормик Блейн или Корлисс Ламонт,если называть
имена, выдвинувшиеся в последнее время, или Фридрих Энгельс,
если заглянуть подальше в прошлое.Эту роль имущественного не-
равенства в сохранении политической свободы — роль мецената —
замечают нечасто.
В капиталистическом обществе надо лишь убедить не-
скольких богачей, чтобы заручиться средствами на пропаганду
какой угодно идеи, пусть даже самой необычной, и таких людей,
таких независимых источников поддержки, находится немало.
И вообще: не обязательно даже убеждать людей или финансовые
учреждения, обладающие соответствующими фондами, в разум-
ности идей, которые вы планируете пропагандировать. Нужно
лишь убедить их в том,что ваша пропаганда будет иметь финансо-
вый успех, что соответствующая газета, журнал, книга или новое
предприятие окажутся прибыльными.Например,издатель,конку-
рирующий с другими издателями, не может позволить себе печа-
тать только то, с чем он лично согласен: он должен исходить из
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ