и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе.
Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы, сменой господства и
побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор,
пока не исчезнут основы классовой борьбы и классового господства — частная
6 В . И . ЛЕНИН
собственность и беспорядочное общественное производство. Интересы пролетариата
требуют уничтожения этих основ, и потому против них должна быть направлена созна-
тельная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть
борьба политическая.
Эти взгляды Маркса и Энгельса усвоены теперь всем борющимся за свое освобож-
дение пролетариатом, но, когда два друга в 40-х годах приняли участие в социалисти-
ческой литературе и общественных движениях своего времени, такие воззрения были
совершенной новостью. Тогда было много талантливых и бездарных, честных и бесче-
стных людей, которые, увлекаясь борьбой за политическую свободу, борьбой с само-
державием царей, полиции и попов, не видели противоположности интересов буржуа-
зии и пролетариата. Эти люди не допускали и мысли, чтобы рабочие выступали как са-
мостоятельная общественная сила. С другой стороны, было много мечтателей, подчас
гениальных, думавших, что нужно только убедить правителей и господствующие клас-
сы в несправедливости современного общественного порядка и тогда легко водворить
на земле мир и всеобщее благополучие. Они мечтали о социализме без борьбы. Нако-
нец, почти все тогдашние социалисты и вообще друзья рабочего класса видели в проле-
тариате только язву, с ужасом смотрели они, как с ростом промышленности растет и эта
язва. Поэтому все они думали о том, как бы остановить развитие промышленности и
пролетариата, остановить «колесо истории». В противоположность общему страху пе-
ред развитием пролетариата, Маркс и Энгельс все свои надежды возлагали на беспре-
рывный рост пролетариата. Чем больше пролетариев, тем больше их сила, как револю-
ционного класса, тем ближе и возможнее социализм. В немногих словах заслуги Мар-
кса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс
самопознанию и самосознанию и на место мечтаний поставили науку.
Вот почему имя и жизнь Энгельса должны быть знакомы каждому рабочему, вот по-
чему в нашем сборнике, цель которого, как и всех наших изданий, будить клас-
ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС 7
совое самосознание в русских рабочих, мы должны дать очерк жизни и деятельности
Фридриха Энгельса, одного из двух великих учителей современного пролетариата. Эн-
гельс родился в 1820 году в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства.
Отец его был фабрикантом. В 1838 году Энгельс семейными обстоятельствами был вы-
нужден, не кончив гимназии, поступить в приказчики одного бременского торгового
дома. Занятия купеческим делом не помешали Энгельсу работать над своим научным и
политическим образованием. Еще гимназистом возненавидел он самодержавие и про-
извол чиновников. Занятия философией повели его дальше. В то время в немецкой фи-
лософии господствовало учение Гегеля, и Энгельс сделался его последователем. Хотя
сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе кото-
рого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля
было революционным. Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основное поло-
жение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения
и развития, приводили тех учеников берлинского философа, которые не хотели ми-
риться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с су-
ществующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития.
Если все развивается, если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно бу-
дут продолжаться самодержавие прусского короля или русского царя, обогащение ни-
чтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над на-
родом? Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической.
Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских, общественных
отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития*
, от-
бросили предвзятое идеалистическое воззрение;
* Маркс и Энгельс не раз указывали, что они в своем умственном развитии многим обязаны великим
немецким философам и в частности Гегелю. «Без немецкой философии, — говорит Энгельс, — не было
бы и научного социализма»3
.
8 В . И . ЛЕНИН
обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы,
а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи… В противоположность Ге-
гелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материа-
листически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений приро-
ды лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловлива-
ется развитием материальных, производительных сил. От развития производительных
сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве
предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих от-
ношениях — объяснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений,
идей и законов. Развитие производительных сил создает общественные отношения,
опирающиеся на частную собственность, но теперь мы видим, как то же развитие про-
изводительных сил отнимает собственность у большинства и сосредоточивает ее в ру-
ках ничтожного меньшинства. Оно уничтожает собственность, основу современного
общественного порядка, оно само стремится к той же цели, которую поставили себе
социалисты. Социалистам надо только понять, какая общественная сила, по своему по-
ложению в современном обществе, заинтересована в осуществлении социализма, и со-
общить этой силе сознание ее интересов и исторической задачи. Такая сила — пролета-
риат. С ним Энгельс познакомился в Англии, в центре английской промышленности,
Манчестере, куда он перебрался в 1842 году, поступив на службу в торговый дом, од-
ним из пайщиков которого был его отец. Здесь Энгельс не только сидел в фабричной
конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами
видел их нищету и бедствия. Но он не удовольствовался личными наблюдениями, он
прочел все, что было найдено до него о положении английского рабочего класса, он
тщательно изучил все доступные ему официальные документы. Плодом этих изучений
и наблюдений была вышедшая в 1845 году книга: «Положение рабочего класса в Анг-
лии»
4
. Мы уже упомянули
ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС 9
выше, в чем главная заслуга Энгельса как автора «Положения рабочего класса в Анг-
лии». И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на
необходимость помочь ему. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только стра-
дающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находит-
ся пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное
освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение
рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода
вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он ста-
нет целью политической борьбы рабочего класса. Вот основные мысли книги Энгельса
о положении рабочего класса в Англии, мысли, теперь усвоенные всем мыслящим и
борющимся пролетариатом, но тогда совершенно новые. Эти мысли были изложены в
книге, увлекательно написанной, полной самых достоверных и потрясающих картин
бедствий английского пролетариата. Книга эта была ужасным обвинением капитализма
и буржуазии. Впечатление, произведенное ею, было очень велико. На книгу Энгельса
стали всюду ссылаться, как на лучшую картину положения современного пролетариата.
И действительно, ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и
правдивого изображения бедствий рабочего класса.
Социалистом Энгельс сделался только в Англии. В Манчестере он вступил в связь с
деятелями тогдашнего английского рабочего движения и стал писать в английских со-
циалистических изданиях. В 1844 году, возвращаясь в Германию, он по пути познако-
мился в Париже с Марксом, с которым уже раньше у него завязалась переписка. Маркс
в Париже под влиянием французских социалистов и французской жизни сделался тоже
социалистом. Здесь друзья сообща написали книгу: «Святое семейство, или критика
критической критики»5
. В этой книге, вышедшей за год до «Положения рабочего клас-
са в Англии» и написанной большей частью Марксом, заложены основы того револю-
ционно-материалистического
10 В . И . ЛЕНИН
социализма, главные мысли которого мы изложили выше. «Святое семейство» — шу-
точное прозвание философов братьев Бауэров с их последователями. Эти господа про-
поведовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и по-
литики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь «критически» созерцает
окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о
пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направ-
ления решительно восстали Маркс и Энгельс. Во имя действительной человеческой
личности — рабочего, попираемого господствующими классами и государством, они
требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества. Силу, способную
вести такую борьбу и заинтересованную в ней, они видят, конечно, в пролетариате.
Еще до «Святого семейства» Энгельс напечатал в «Немецко-Французском Журнале»6
Маркса и Руге «Критические очерки по политической экономии»7
, в которых с точки
зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического поряд-
ка, как необходимые последствия господства частной собственности. Общение с Эн-
гельсом бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической эко-
номией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот.
Время от 1845 по 1847 г. Энгельс провел в Брюсселе и Париже, соединяя научные
занятия с практическою деятельностью в среде немецких рабочих Брюсселя и Парижа.
Тут у Энгельса и Маркса завязались отношения с тайным немецким «Союзом комму-
нистов»8
, который поручил им изложить основные начала выработанного ими социа-
лизма. Так возник напечатанный в 1848 году знаменитый «Манифест Коммунистиче-
ской партии» Маркса и Энгельса. Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом
ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат циви-
лизованного мира.
Революция 1848 г., разразившаяся сперва во Франции, а потом распространившаяся
и на другие страны Западной Европы, привела Маркса и Энгельса на ро-
ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС 11
дину. Здесь, в Рейнской Пруссии, они стали во главе демократической «Новой Рейн-
ской Газеты»9
, издававшейся в Кёльне. Оба друга были душой всех революционно-
демократических стремлений в Рейнской Пруссии. До последней возможности отстаи-
вали они интересы народа и свободы от реакционных сил. Последние, как известно,
одолели. «Новая Рейнская Газета» была запрещена, Маркс, потерявший за время своей
эмигрантской жизни права прусского подданного, был выслан, а Энгельс принял уча-
стие в вооруженном народном восстании, в трех сражениях бился за свободу и после
поражения повстанцев бежал через Швейцарию в Лондон. Там же поселился и Маркс.
Энгельс вскоре снова сделался приказчиком, а потом и пайщиком того торгового дома
в Манчестере, в котором он служил в 40-х годах. До 1870 года он жил в Манчестере, а
Маркс в Лондоне, что не мешало им находиться в самом живом духовном общении:
они почти ежедневно переписывались. В этой переписке друзья обменивались своими
взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм. В
1870 г. Энгельс перебрался в Лондон и до 1883 г., когда скончался Маркс, продолжа-
лась их совместная духовная жизнь, полная напряженной работы. Плодом ее были —
со стороны Маркса — «Капитал», величайшее политико-экономическое произведение
нашего века, со стороны Энгельса — целый ряд крупных и мелких сочинений. Маркс
работал над разбором сложных явлений капиталистического хозяйства. Энгельс в весь-
ма легко написанных, нередко полемических работах освещал самые общие научные
вопросы и разные явления прошлого и настоящего — в духе материалистического по-
нимания истории и экономической теории Маркса. Из этих работ Энгельса назовем:
полемическое сочинение против Дюринга (здесь разобраны величайшие вопросы из
области философии, естествознания и общественных наук)
* Это удивительно содержательная и поучительная книга10. Из