Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений. Том 2

цель

и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе.

Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы, сменой господства и

побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор,

пока не исчезнут основы классовой борьбы и классового господства — частная

6 В . И . ЛЕНИН

собственность и беспорядочное общественное производство. Интересы пролетариата

требуют уничтожения этих основ, и потому против них должна быть направлена созна-

тельная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть

борьба политическая.

Эти взгляды Маркса и Энгельса усвоены теперь всем борющимся за свое освобож-

дение пролетариатом, но, когда два друга в 40-х годах приняли участие в социалисти-

ческой литературе и общественных движениях своего времени, такие воззрения были

совершенной новостью. Тогда было много талантливых и бездарных, честных и бесче-

стных людей, которые, увлекаясь борьбой за политическую свободу, борьбой с само-

державием царей, полиции и попов, не видели противоположности интересов буржуа-

зии и пролетариата. Эти люди не допускали и мысли, чтобы рабочие выступали как са-

мостоятельная общественная сила. С другой стороны, было много мечтателей, подчас

гениальных, думавших, что нужно только убедить правителей и господствующие клас-

сы в несправедливости современного общественного порядка и тогда легко водворить

на земле мир и всеобщее благополучие. Они мечтали о социализме без борьбы. Нако-

нец, почти все тогдашние социалисты и вообще друзья рабочего класса видели в проле-

тариате только язву, с ужасом смотрели они, как с ростом промышленности растет и эта

язва. Поэтому все они думали о том, как бы остановить развитие промышленности и

пролетариата, остановить «колесо истории». В противоположность общему страху пе-

ред развитием пролетариата, Маркс и Энгельс все свои надежды возлагали на беспре-

рывный рост пролетариата. Чем больше пролетариев, тем больше их сила, как револю-

ционного класса, тем ближе и возможнее социализм. В немногих словах заслуги Мар-

кса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс

самопознанию и самосознанию и на место мечтаний поставили науку.

Вот почему имя и жизнь Энгельса должны быть знакомы каждому рабочему, вот по-

чему в нашем сборнике, цель которого, как и всех наших изданий, будить клас-

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС 7

совое самосознание в русских рабочих, мы должны дать очерк жизни и деятельности

Фридриха Энгельса, одного из двух великих учителей современного пролетариата. Эн-

гельс родился в 1820 году в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства.

Отец его был фабрикантом. В 1838 году Энгельс семейными обстоятельствами был вы-

нужден, не кончив гимназии, поступить в приказчики одного бременского торгового

дома. Занятия купеческим делом не помешали Энгельсу работать над своим научным и

политическим образованием. Еще гимназистом возненавидел он самодержавие и про-

извол чиновников. Занятия философией повели его дальше. В то время в немецкой фи-

лософии господствовало учение Гегеля, и Энгельс сделался его последователем. Хотя

сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе кото-

рого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля

было революционным. Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основное поло-

жение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения

и развития, приводили тех учеников берлинского философа, которые не хотели ми-

риться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с су-

ществующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития.

Если все развивается, если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно бу-

дут продолжаться самодержавие прусского короля или русского царя, обогащение ни-

чтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над на-

родом? Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической.

Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских, общественных

отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития*

, от-

бросили предвзятое идеалистическое воззрение;

* Маркс и Энгельс не раз указывали, что они в своем умственном развитии многим обязаны великим

немецким философам и в частности Гегелю. «Без немецкой философии, — говорит Энгельс, — не было

бы и научного социализма»3

.

8 В . И . ЛЕНИН

обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы,

а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи… В противоположность Ге-

гелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материа-

листически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений приро-

ды лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловлива-

ется развитием материальных, производительных сил. От развития производительных

сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве

предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих от-

ношениях — объяснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений,

идей и законов. Развитие производительных сил создает общественные отношения,

опирающиеся на частную собственность, но теперь мы видим, как то же развитие про-

изводительных сил отнимает собственность у большинства и сосредоточивает ее в ру-

ках ничтожного меньшинства. Оно уничтожает собственность, основу современного

общественного порядка, оно само стремится к той же цели, которую поставили себе

социалисты. Социалистам надо только понять, какая общественная сила, по своему по-

ложению в современном обществе, заинтересована в осуществлении социализма, и со-

общить этой силе сознание ее интересов и исторической задачи. Такая сила — пролета-

риат. С ним Энгельс познакомился в Англии, в центре английской промышленности,

Манчестере, куда он перебрался в 1842 году, поступив на службу в торговый дом, од-

ним из пайщиков которого был его отец. Здесь Энгельс не только сидел в фабричной

конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами

видел их нищету и бедствия. Но он не удовольствовался личными наблюдениями, он

прочел все, что было найдено до него о положении английского рабочего класса, он

тщательно изучил все доступные ему официальные документы. Плодом этих изучений

и наблюдений была вышедшая в 1845 году книга: «Положение рабочего класса в Анг-

лии»

4

. Мы уже упомянули

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС 9

выше, в чем главная заслуга Энгельса как автора «Положения рабочего класса в Анг-

лии». И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на

необходимость помочь ему. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только стра-

дающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находит-

ся пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное

освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение

рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода

вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он ста-

нет целью политической борьбы рабочего класса. Вот основные мысли книги Энгельса

о положении рабочего класса в Англии, мысли, теперь усвоенные всем мыслящим и

борющимся пролетариатом, но тогда совершенно новые. Эти мысли были изложены в

книге, увлекательно написанной, полной самых достоверных и потрясающих картин

бедствий английского пролетариата. Книга эта была ужасным обвинением капитализма

и буржуазии. Впечатление, произведенное ею, было очень велико. На книгу Энгельса

стали всюду ссылаться, как на лучшую картину положения современного пролетариата.

И действительно, ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и

правдивого изображения бедствий рабочего класса.

Социалистом Энгельс сделался только в Англии. В Манчестере он вступил в связь с

деятелями тогдашнего английского рабочего движения и стал писать в английских со-

циалистических изданиях. В 1844 году, возвращаясь в Германию, он по пути познако-

мился в Париже с Марксом, с которым уже раньше у него завязалась переписка. Маркс

в Париже под влиянием французских социалистов и французской жизни сделался тоже

социалистом. Здесь друзья сообща написали книгу: «Святое семейство, или критика

критической критики»5

. В этой книге, вышедшей за год до «Положения рабочего клас-

са в Англии» и написанной большей частью Марксом, заложены основы того револю-

ционно-материалистического

10 В . И . ЛЕНИН

социализма, главные мысли которого мы изложили выше. «Святое семейство» — шу-

точное прозвание философов братьев Бауэров с их последователями. Эти господа про-

поведовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и по-

литики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь «критически» созерцает

окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о

пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направ-

ления решительно восстали Маркс и Энгельс. Во имя действительной человеческой

личности — рабочего, попираемого господствующими классами и государством, они

требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества. Силу, способную

вести такую борьбу и заинтересованную в ней, они видят, конечно, в пролетариате.

Еще до «Святого семейства» Энгельс напечатал в «Немецко-Французском Журнале»6

Маркса и Руге «Критические очерки по политической экономии»7

, в которых с точки

зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического поряд-

ка, как необходимые последствия господства частной собственности. Общение с Эн-

гельсом бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической эко-

номией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот.

Время от 1845 по 1847 г. Энгельс провел в Брюсселе и Париже, соединяя научные

занятия с практическою деятельностью в среде немецких рабочих Брюсселя и Парижа.

Тут у Энгельса и Маркса завязались отношения с тайным немецким «Союзом комму-

нистов»8

, который поручил им изложить основные начала выработанного ими социа-

лизма. Так возник напечатанный в 1848 году знаменитый «Манифест Коммунистиче-

ской партии» Маркса и Энгельса. Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом

ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат циви-

лизованного мира.

Революция 1848 г., разразившаяся сперва во Франции, а потом распространившаяся

и на другие страны Западной Европы, привела Маркса и Энгельса на ро-

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС 11

дину. Здесь, в Рейнской Пруссии, они стали во главе демократической «Новой Рейн-

ской Газеты»9

, издававшейся в Кёльне. Оба друга были душой всех революционно-

демократических стремлений в Рейнской Пруссии. До последней возможности отстаи-

вали они интересы народа и свободы от реакционных сил. Последние, как известно,

одолели. «Новая Рейнская Газета» была запрещена, Маркс, потерявший за время своей

эмигрантской жизни права прусского подданного, был выслан, а Энгельс принял уча-

стие в вооруженном народном восстании, в трех сражениях бился за свободу и после

поражения повстанцев бежал через Швейцарию в Лондон. Там же поселился и Маркс.

Энгельс вскоре снова сделался приказчиком, а потом и пайщиком того торгового дома

в Манчестере, в котором он служил в 40-х годах. До 1870 года он жил в Манчестере, а

Маркс в Лондоне, что не мешало им находиться в самом живом духовном общении:

они почти ежедневно переписывались. В этой переписке друзья обменивались своими

взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм. В

1870 г. Энгельс перебрался в Лондон и до 1883 г., когда скончался Маркс, продолжа-

лась их совместная духовная жизнь, полная напряженной работы. Плодом ее были —

со стороны Маркса — «Капитал», величайшее политико-экономическое произведение

нашего века, со стороны Энгельса — целый ряд крупных и мелких сочинений. Маркс

работал над разбором сложных явлений капиталистического хозяйства. Энгельс в весь-

ма легко написанных, нередко полемических работах освещал самые общие научные

вопросы и разные явления прошлого и настоящего — в духе материалистического по-

нимания истории и экономической теории Маркса. Из этих работ Энгельса назовем:

полемическое сочинение против Дюринга (здесь разобраны величайшие вопросы из

области философии, естествознания и общественных наук)

, «Происхождение

* Это удивительно содержательная и поучительная книга10. Из

Скачать:TXTPDF

Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать бесплатно, Полное собрание сочинений. Том 2 Владимир читать онлайн