Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Дневник Яснополянской школы

5.

В. Морозовъ – 5.

И. Ѳокановъ – 5.

В. Ждановъ – 3 +

К. Ивановъ – 4.

Банникова – 4.

А. Козловъ – 5

Румянцевъ – 5. +

Продолжали писать изъ Русской и Св[ященной] исторіи. Почти безъ поправокъ. Худшимъ нѣсколько словъ поправилъ.

_______________________________________________________________________

Въ мл[адшихъ] к[лассахъ.] Чтеніе.

_______________________________________________________________________

Солдатиковъ 5.

Соколовъ 5.

Поляковъ 5.

Матвѣевъ 4.

Михѣевъ 4.

Т. Фокановъ 4.

Владиміровъ 4 —

Рѣзуновъ 4 —

Xрусловъ 4 —

Гавриловъ 4 —

Поликѣевъ 2.

Фролковъ 2.

А. Осиповъ 5 —

Арбузовъ 3 —

Читали сказски Худякова, очень немногіе изъ «Дѣтскаго міра». Всѣ очень порядочно разсказывали.

_______________________________________________________________________

Среда. М[артъ] 14.

_______________________________________________________________________

Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Математика.93

_______________________________________________________________________

Богдановъ 4 +

Черновъ 4 +

Мокаровъ 4 +

Морозовъ 4.

Фокановъ 3 +

Д. Козловъ 4.

Ивановъ 3 +

Баникова 3 +

Румянцевъ 3

А. Козловъ 3.

Ждановъ 2.

и т. д.

_______________________________________________________________________

Млад[шій] к[лассъ] 1-го отд[ѣленія] писаніе. – 2-го отд[ѣленія] – чтеніе.94___________________________________________________________________

Хрусловъ – 4

Солдатиковъ – 4.

Ѳокановъ – 5

Соколовъ – 4 +

Поляковъ – 5.

Михѣевъ – 4.

Владиміровъ – 4

К. Осиповъ – 3 +

Продолжали писать изъ Священной] Исторіи. Этотъ урокъ шолъ долго – виноваты мои часы. – Пришлось кромѣ намеченнаго урока писанія читать.

М. Осиповъ – 4.

А. Осиповъ – 4 —

Поликѣевъ – 4

Ермилова – 4 +

Кондаурова – 4.

Копылова – 3.

Цвѣтковъ – 3.

Гавриловъ – 5.

Фролковъ – 3.

Арбузовъ – 3.

Сахаровъ – 3.

Матвѣева – 2.

Читали и разсказывали сказски Худякова. Со всѣми прочиталъ строкъ по пяти. —

_______________________________________________________________________

Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Геометрія.95

_______________________________________________________________________

Мокаровъ 5.

Морозовъ 5.

Д. Козловъ 5

Фокановъ 4 +

Румянцевъ 5

Баникова 5

А. Козловъ 4.

Ждановъ 4.

Ивановъ 5.

Die Schüler lösten einige Aufgaben іm Bezug auf die Summe der Winkel verschiedenen Figuren.

Wiederholung der Entwickelung für die Winkelsumme des Vieleckes, weil Морозовъ und Мокаровъ gestern die младш[іе] кл[ассы] unterrichtet hatten.96

_______________________________________________________________________

Младш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Математика.97

_______________________________________________________________________

Солдатиковъ – 5 —

Поляковъ – 5

Соколовъ – 5

Михѣевъ – 4 +

Т. Ѳокановъ – 5.

Владимировъ – 5.

Хрусловъ – 5

Учитель Богдановъ

К. Осиповъ – 5 +

М. Осиповъ 5

Н. Гавриловъ 5 +

А. Осиповъ 5

П. Ермилова 5 —

Д. Сахаровъ 3 +

Н. Цвѣтковъ 3 +

Д. Фролковъ 3

И. Полекѣевъ 2

О. Матвѣева 2

А. Кондаурова 2

А. Копылова 2

С. Арбузовъ 2 —98

Задачи: сложенія, вычитанiя, умноженія и дѣленія. У одного купца было 5855 р. еще онъ нашелъ 15854 [?] = = и такъ далѣе умноженія и дѣленія. Учитель Черновъ.

_______________________________________________________________________

Старш[іе] кл[ассы] об[оихъ] отд[ѣленій]. Рисованіе.99

_______________________________________________________________________

Морозовъ 5 +

Мокаровъ 5 +

Богдановъ 5 +

Ивановъ 5

Черновъ 5 +

Д. Козловъ 4 +

Фокановъ 5

Румянцевъ 4 +

Баникова 4 +

А. Козловъ 4 +

Ждановъ 4.

Комментарии В. Ф. Саводника100

ДНЕВНИК ЯСНО-ПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЫ ЗА 1862 ГОД.

В статье «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» Толстой дал живое и яркое изображение жизни Ясно-полянской школы, с ее своеобразным строем и укладом. Некоторые дополнительные сведения находим мы в его письме к гр. А. А. Толстой, относящемся к середине августа 1861 г., когда он с особенным увлечением занимался школьным делом с деревенскими ребятами. «…Есть и у меня поэтическое, прелестное дело, от которого нельзя оторваться – это школаУчитель учит по моим советам, но всё-таки не совсем хорошо, что и дети чувствуют. Они меня больше любят. И мы начинаем беседовать часа 3—4, и никогда не скучно. Нельзя сказать, что это за детинадо их видеть. Из нашего милого сословия детей я ничего подобного не видал. Подумайте только, что в продолжение двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины, ни один и ни одна не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного слова. Дом школы теперь почти отделан. Три большие комнаты – одна розовая, две голубые заняты школой. В самой комнате кроме того музей. По полкам, кругом стен разложены камни, бабочки, скелеты, травы, цветы, физические инструменты и т. д. По воскресеньям музей открывается для всех, и немец из Иены (который вышел славный юноша) – делает эксперименты. Paз в неделю класс ботаники, и мы все ходим в лес зa цветами, травами и грибами. Пения четыре класса в неделю. Рисование шесть (опять немец) и очень хорошо. Землемерство идет так хорошо, что мальчиков уже приглашают мужики. Учителей всех, кроме меня, три. И еще священник два раза в неделю… Классы положены с 8-ми до 12 часов и с 3-х до 6-ти, но всегда идут до двух, потому что нельзя выгнать из школы – просят еще. За обедом и ужином, и после ужина мы – учителя – совещаемся. По субботам же читаем друг другу наши заметки и приготовляем к будущей неделе». (ПТ, стр. 154—155.)

Вероятно, в связи с этими совещаниями учителей возник в Яснополянской школе и особый «Дневник», в который каждый преподаватель вносил свои замечания и наблюдения, и который должен был служить непосредственным отражением всей текущей работы школы. Мысль об этом «Дневнике» возникла, повидимому, у самого Толстого, который внес в него и первую запись. Первое время он очень аккуратно вел это дело и ежедневно вносил в «Дневник» записи своих занятий. Он занимался с учениками преимущественно математикой – со старшим классом, но иногда брал на себя и младшие отделения; иногда же предлагал ученикам писать сочинения по собственному выбору и желанию (28 февр., 6 марта), или же сам рассказывал им из русской истории (7 марта), делал химические опыты (28 февр.) или вел беседы с младшими детьми.

Алгебру и геометрию, рисование и черчение преподавал Густав Федорович Келлер, молодой немец, приехавший с Толстым из Германии в мае 1861 г.; он же производил на уроках физические и химические опыты.101 Келлер приехал в Россию совершенно не зная русского языка, но в скором времени настолько освоился с ним, что мог вести дело преподавания; однако свои записи в «Дневнике» он вносил на немецком языке.102

Значительную и разнообразную часть школьной работы вел в Ясно-полянской школе Петр Васильевич Морозов: кроме обучения чтению и письму, он преподавал арифметику, русскую и священную историю и вел с детьми общие беседы.103 Для обучения закону божьему два раза в неделю приходил в школу приходский священник К. Пашковский.

В Яснополянской школе систематически применялись приемы, несколько напоминающие ланкастерскую систему взаимного обучения: старшие ученики школы обучали младших чтению и арифметике, под руководством учителя и самого Толстого.

Всего в школе, судя по «Дневнику», было 37 учеников, из них 32 мальчика и 5 девочек. Старший класс состоял из 12 учеников, которые делились на два отделения, по своему возрасту и подготовке; младший состоял также из двух отделений; однако, это деление по группам соблюдалось не особенно строго.

Записи в «Дневнике Яснополянской школы» велись от 26 февраля до 14 марта 1862 г. Толстой, повидимому, довольно скоро охладел к этому делу: последняя запись сделана им 10 марта.

Рукопись «Дневника» представляет собой большую тетрадь, сшитую по середине белыми нитками. Всего 30 листов, in-folio, серой писчей бумаги плохого качества, с овальным клеймом Кливской фабрики. Текст писан разными лицами, на обеих сторонах листа, причем он начинается с оборотного листа и переходит на следующий: в записях, кроме Толстого, принимали участие учителя Яснополянской школы: П. В. Морозов и Г. Ф. Келлер, священник К. Пашковский, а также некоторые из старших учеников. Обложка вшита в ту же тетрадь. Заглавие писано более крупным почерком, повидимому – Морозовым, первая запись сделана самим Толстым, вероятно для того, чтобы наглядно показать характер предполагаемых школьных записей. Чернила сильно выцвели, плохого качества. Начало текста: «Февраль 26. Понедельник. Стар. к. – Математика. Морозов был услан…»

Рукопись хранится в АТБ (Папка XIV).

«Дневник» печатается впервые.

Сообщаем некоторые сведения об учителях и учениках Яснополянской школы, имена которых упоминаются в «Дневнике».

Владимир Александрович – отставной солдат, преподававший математику с основания Яснополянской школы, однако не пользовавшийся симпатией среди учеников. О нем В. С. Морозов, учившийся в Яснополянской школе, сообщает следующее: «Все учителя были добрые, веселые, как под одну мерку Льву Николаевичу, исключая только одного. Не помню его фамилии, но звали его Владимиром Александровичем. Кажется, отставной солдат…. Характера он был крутого. Он спрашивал с нас того, чего сам не понимал. Он задавал нам задачи, которые сам не мог решить. С досады зa свое непонимание срывал зло с наших щек ладонью или линейкой… Но, бог дал, он скоро был уволен без нашего доноса».104 В «Дневнике Яснополянской школы» этот учитель упоминается только один раз, в записи от 26 февраля, и, повидимому, тогда же он был уволен от занятий.

Петр Васильевич Морозов – см. о нем стр. 510.

Густав Федорович Келлер – см. о нем стр. 508. Некоторые дополнительные сведения о Г. Ф. Келлере сообщены нам его сыном Георгием Густавовичем Келлером. Г. Ф. Келлер (по немецки фамилия его писалась: Kaehler), сын учителя, родился в Веймаре в 1839 г., учился там же в реальном училище, а затем в Иенском университете на математическом факультете, и наконец в Политехникуме в Карлсруэ (1858—1861 гг.). Толстой познакомился с ним в Веймаре, где Келлер жил в семье своих родных. Там же 16 апреля 1861 г. ими заключен был сохранившийся у его сына «контракт», по которому Келлер обязался производить в школе физические и химические опыты, а также вообще помогать Толстому в школьных занятиях, за что, в свою очередь, он получал от Толстого полное содержание и жалованье в размере 300 талеров в год. В Яснополянской школе Келлер занимался до конца ноября 1862 г., когда перешел к Серг. Ник. Толстому, в качестве воспитателя его сына Григория. В марте 1865 г. он поступил на службу в Тульскую классическую гимназию, сперва в качестве надзирателя, а затем учителя немецкого языка. В этой должности он прослужил 39 лет и скончался 1 марта 1904 г.

Константин Иванович Пашковский, сын дьячка, окончил Тульскую духовную семинарию; с ноября 1860 г. до апреля 1875 г. он был приходским священником Кочаковской церкви; в Ясно-полянскую школу он приходил два раза в неделю обучать учеников закону божьему. В сентябрьской книжке журнала «Ясная поляна» Пашковский поместил небольшую заметку о своем преподавании (стр. 58—61).

В состав старшего класса Яснополянской школы входили следующие ученики:

Банникова Аграфена Алекссевна (р. 1852 г.) – из дворовой семьи: ее дед Николай Дмитриевич Банников был дядькой молодых Толстых; он выведен в «Детстве» в лице Николая. Банникова считалась одной из лучших учениц в школе; повидимому, к ней относится замечание Толстого в 1-й статье: «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (см. выше стр. 40): «Дворовая, самостоятельная девочка, с озабоченным лицом сидящая всегда на высоком столе, – так и кажется, каждое слово глотает».

Богданов РоманРомашка»); Толстой в той же статье говорит о нем, как о «лучшем математике первого класса, делающем в голове извлечение квадратных корней» (см. стр. 55). О Богданове см. также стр. 542.

Жданов Василий («Васька») – упоминается в 1-й статье «Ясно-полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» (см. 73).

Иванов (Воробьев) Кирилл Евдокимович («Кирюшка») (1853—1874) – один из лучших учеников Яснополянской школы, рано умерший и

Скачать:TXTPDF

5. В. Морозовъ – 5. И. Ѳокановъ – 5. В. Ждановъ – 3 + К. Ивановъ – 4. Банникова – 4. А. Козловъ – 5 Румянцевъ – 5. + Продолжали