антиматериального мира. Разумные люди с чистым серд-
цем и привычками смогут почерпнуть в сжатом виде ис-
черпывающую информацию об антиматериальном мире
из «Бхагавад-гиты»; эта информация не самом деле даже
более полна, чем то, что нам известно о материальном ми-
ре. Вкратце это описание сводится к следующему.
Правящее Божество антиматериального мира — Шри
Кришна, пребывающий в Своей изначальной, личностной
форме, а также в формах Своих многочисленных полных
экспансий. Эту личность и Ее полные экспансии можно по-
стичь только в процессе антиматериальной деятельности,
обычно называемой бхакти-йогой, (преданным служени-
ем). Личность Бога — высшая истина, и Он воплощает в
Себе антиматериальное начало. И материальное, и анти-
материальное начало проявляются из Его личности. Он —
корень всего дерева. Орошая корень дерева, мы питаем
его ветви и листья. Так же и поклонение Шри Кришне, Лич-
ности Бога проливает свет на все детали материальных ми-
ров и питает сердце преданного, избавляя его от необходи-
мости материалистической деятельности. В этом заключа-
ется секрет «Бхагавад-гиты».
Материальные средства непригодны для достижения ан-
тиматериальных миров. Находясь в материальном мире,
каждое живое существо легко может достичь антиматери-
ального мира, если займется антиматериальной деятельно-
стью. Закоснелых же материалистов, тех, кто полагается
на ограниченные возможности экспериментального позна-
ния, спекулятивное философствование и материалистиче-
скую науку, на пути к антиматериальным мирам ожидают
большие трудности. Вульгарные материалисты пытаются
достичь антиматериальных миров, запуская в космос ко-
рабли, спутники, ракеты и прочую технику. Но с помощью
этих средств передвижения они не смогут попасть даже на
материальные планеты, находящиеся в более высоких сфе-
рах материального неба, не говоря уже об антиматериаль-
ных, расположенных далеко за пределами материальной
вселенной. Даже йогам, в совершенстве овладевшим мис-
тическими силами, очень трудно попасть в эту сферу. Ве-
ликие йоги, с помощью мистических сил управляющие ан-
тиматериальной частицей, пребывающей в материальном
теле, в благоприятный момент могут по своей воле по-
кинуть материальные тела и попасть в антиматериальный
мир через особый тоннель, соединяющий материальный и
антиматериальный миры. Те, кто способен на это, практи-
куют метод, изложенный в «Бхагавад-гите»:
Осознавшие Трансцендентное могут достичь антима-
териального мира, покидая свои материальные тела
в период уттарайаны, когда Солнце проходит по се-
верной стороне небосвода, то есть в те благоприят-
ные моменты, когда контроль над атмосферой осу-
ществляют божества огня и света.
Космической деятельностью доверено управлять опре-
деленным божествам, или могущественным администрато-
рам. Недалекие люди, неспособные понять всех деталей
механизма управления космосом, смеются над представле-
нием о том, что полубоги лично управляют огнем, возду-
хом, электричеством, днем, ночью и т.д. Но совершенные
йоги знают, как удовлетворить этих невидимых управляю-
щих материальными делами, и, пользуясь их благосклон-
ностью, покидают материальные тела по своему желанию
в определенные моменты, позволяющие попасть в антима-
териальную вселенную или на высшие планеты материаль-
ного неба. Условия на высших планетах лучше, и йоги мо-
гут наслаждаться жизнью на этих планетах в течение со-
тен тысяч лет, но не вечно. Те же, кто стремится к вечной
жизни, с помощью мистических сил входят в антиматери-
альную вселенную в определенные благоприятные пери-
оды, которые создают полубоги, управляющие космосом,
но невидимые для вульгарных материалистов, живущих на
этой планете под названием «Земля», относящейся к пла-
нетам седьмого разряда.
Те, кто не являются йогами, но благодаря благочес-
тивой деятельности: совершению жертвоприноше-
ний и аскез, раздаче милостыни и т.д. — умирают в
благоприятный момент, могут после смерти поднять-
ся на высшие планеты, но они должны будут снова
вернуться на эту планету [Землю]. Они покидают те-
ло в темную половину месяца, называемую дху-
мой — период убывающей Луны, когда Солнце
проходит по южной стороне небосвода.
Короче говоря, тем, кто хочет попасть в антиматери-
альный мир, «Бхагавад-гита» советует встать на путь пре-
данного служения — путь антиматериальной деятельно-
сти. Те, кто пытается достичь антиматериального мира,
обратившись к преданному служению и следуя указаниям
опытных трансценденталистов, всегда добиваются успеха.
Неуклонно следуя по пути, указанному трансцендентными
преданными, преданные Господа Кришны без особого тру-
да преодолевают все препятствия. Преданные, вставшие на
путь, ведущий в антиматериальное царство Бога, никогда
не заблуждаются. Путь преданного служения гарантирует
достижение антиматериальной вселенной, и того, кто сту-
пил на него, не ждут разочарования, и он не будет обманут.
Посвятивший себя преданному служению, которое на сан-
скрите называется бхакти-йогой, легко сможет получить
то, что приносит изучение Вед, совершение жертвоприно-
шений, раздача милостыни и аскезы.
Таким образом, бхакти-йога — универсальный метод.
Его нетрудно практиковать, особенно в этот железный
век. Практику бхакти-йоги в этот век облегчил Сам Гос-
подь Кришна, который низошел в образе Господа Шри Чаи-
танйи (1486-1534), самого великодушного и милостивого
воплощения Бога. Он явился в Бенгалии и распространил
движение санкиртаны — прославления имен Бога пением
и танцами — по всей Индии. Милостью Господа Чаитанйи
каждый может легко освоить принципы бхакти-йоги, и
тогда из сердца человека уйдут все сомнения, в нем угас-
нет пламя материальных страданий и воцарится трансцен-
дентное блаженство.
В пятой главе «Брахма-самхиты» дается описание раз-
нообразных планет материального мира. В «Бхагавад-ги-
те» также указывается, что в сотнях тысяч материальных
вселенных существуют самые разнообразные планетные
системы, и все эти вселенные, вместе взятые, составляют
лишь незначительную часть (одну четверть) созидательной
энергии Бога. Большая часть (три четверти) этой энергии
Господа проявляется в духовном небе, называемом пара-
вйомой, или Ваикунтхалокой. Исследуя антиматериальный
мир, ученые-материалисты смогут в конце концов под-
твердить сказанное в «Брахма-самхите» и «Бхагавад-ги-
те».
В дополнение к этому приведем сообщение из «Москов-
ских новостей» за 21 февраля 1960 года:
Известный русский профессор астрономии Борис
Воронцов-Вельяминов утверждает, что во вселенной
должно существовать бесчисленное множество пла-
нет, населенных разумными существами.
Это заявление русского астронома подтверждает ска-
занное в «Брахма-самхите»:
йасйа прабха прабхавато джаганданда-коти-
котишв ашеша-васудхади вибхути-бхиннам
тад брахма нишкалам анантам ашеша-бхутам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
В этом стихе из «Брахма-самхиты» говорится, что су-
ществует не только бесчисленное множество планет, о ко-
торых говорит русский астроном, но и бесчисленное мно-
жество вселенных. Все эти бесчисленные вселенные с бес-
численными планетами возникают из излучения Брахма-
на и плавают в нем. Это излучение исходит от трансцен-
дентного тела Маха-Вишну, которому поклоняется Брах-
ма, правящее божество нашей вселенной.
Русский астроном подтверждает также, что на всех пла-
нетах, число которых достигает не менее ста миллионов,
есть жизнь. В «Брахма-самхите» указывается, что в каж-
дой из бесчисленных вселенных существует бесчисленное
множество разнообразнейших планет.
Профессор-биолог Владимир Алпатов подтвердил точ-
ку зрения этого астронома, заявив, что некоторые из вы-
шеупомянутых планет находятся на том же уровне разви-
тия, что и Земля. Далее в сообщении из Москвы говори-
лось:
Возможно, на этих планетах процветает жизнь, по-
добная земной. Коснувшись вопроса об атмосфере
планет, доктор химических наук Николай Жиров от-
метил, что нетрудно представить себе нормально
функционирующий организм марсиан, приспособ-
ленный к условиям существования на Марсе благо-
даря низкой температуре тела. По мнению Николая
Жирова, газообразная атмосфера Марса вполне под-
ходит для поддержания жизни приспособленных к
ней существ.
Эта приспособляемость живых организмов к условиям
жизни на разных планетах в «Брахма-самхите» называет-
ся вибхути-бхиннам. Это означает, что в каждой вселен-
ной, на каждой из бесчисленных планет своя атмосфера, и
для населяющих их живых существ уровень развития ес-
тественных наук, психологии и т.д. зависит от того, к ка-
кому типу принадлежит атмосфера этой планеты — выс-
шему или низшему. Вибхути переводится как «особая си-
ла», а бхиннам — «разнообразные». Ученые, пытающиеся
исследовать космос и с помощью механических средств до-
стичь других планет, должны понять, что организмы, при-
способленные к земной атмосфере, не могут существовать
в атмосфере других планет. Поэтому попытки людей до-
стичь Луны, Солнца или Марса лишены смысла из-за раз-
ницы атмосфер. И тем не менее каждый может попытать-
ся достичь любой из этих планет по своему желанию, но
это возможно только с помощью психологических измене-
ний ума. Ум — ядро материального тела. Поступательная
эволюция материального тела находится в зависимости от
психологических изменений ума. Превращение гусеницы в
бабочку, а также ставшее доступным современной медици-
не превращение мужского тела в женское (и наоборот) в
большей или меньшей степени зависит от изменений пси-
хики.
В «Бхагавад-гите» говорится, что тот, кто, покидая те-
ло, в момент смерти сосредоточит ум на форме Личности
Бога, Шри Кришне, сразу войдет в духовное бытие антима-
териального мира. Это значит, что каждый, кто, соблюдая
предписанные правила преданного служения, научился от-
влекать свой ум от материи и сосредоточивать его на ду-
ховной форме Бога, несомненно, легко достигнет находя-
щегося в антиматериальном небе царства Бога.
Точно так же те, кто хочет попасть на какую-нибудь
планету материального неба, могут осуществить свое же-
лание сразу после оставления этого тела (то есть после
смерти). Следовательно, чтобы попасть на Луну, Солнце
или Марс, необходимо совершить определенные действия.
«Бхагавад-гита» подтверждает это положение:
О чем человек думает в момент смерти, того и до-
стигает, после того как покинет тело.
Махараджа Бхарата, хотя и провел жизнь в суровых
епитимьях, в момент смерти думал об олене и в следующей
жизни стал оленем. Но все же он сохранил ясное сознание
прошлой жизни и понял свою ошибку. Очень важно осо-
знать, что поступки, совершаемые человеком в жизни,
влияют на его мысли в момент смерти.
В «Шримад-Бхагаватам» (Третья песнь, глава тридцать
вторая) описан метод, позволяющий достичь Луны:
Не ведая о царстве Бога, материалисты помешаны
на материальных благах: богатстве, славе и покло-
нении. Такие люди заботятся о благе своей семьи, а
так же о благосостоянии своей общины и своей на-
ции только во имя удовлетворения своих эгоистичес-
ких желаний. Эти люди достигают своих целей с по-
мощью материальной деятельности. Они механичес-
ки следуют традиции, выполняя предписанные им
обязанности, и потому склонны удовлетворять пи-
тов — ушедших предков — и правящих полубогов,
совершая жертвоприношения, рекомендованные в
богооткровенных писаниях. Привязанные к этим
жертвоприношениям и соблюдению обрядности, та-
кие души после смерти отправляются на Луну, где
получают возможность насладиться небесным напит-
ком — сома-расой. Луной правит полубог Чандра.
Атмосфера и уровень жизни там намного выше, чем
на Земле. Если, достигнув Луны, душа не использует
возможность попасть на лучшие планеты, она дегра-
дирует и снова возвращается на Землю или подоб-
ную ей планету. Но даже если материалисты достиг-
нут высочайших планетных систем, во время распа-
да материального творения они, безусловно, будут
уничтожены.
Что же касается планетной системы духовного неба (па-
ра-вйомы), то она состоит из бесчисленных планет — Ваи-
кунтх. Ваикунтхи — духовные планеты, представляющие
собой проявления внутренней энергии Господа, причем их
количество в три раза превышает количество материаль-
ных планет в материальном мире, сотворенных внешней
энергией. Но несчастные материалисты целиком поглоще-
ны политическими передрягами на планете, которая пред-
ставляет собой песчинку в творении Бога. Не говоря уже
об этой Земле, всю вселенную с ее галактиками, в которых
находятся бесчисленные планеты, можно сравнить с одним
семенем в мешке горчичных семян. Но материалисты ста-
раются устроиться здесь со всеми удобствами и расходуют
ценную человеческую энергию на то, что заранее обрече-
но на провал. Вместо того чтобы тратить время на занятия
бизнесом, им следовало бы стремиться к простой жизни,
исполненной возвышенных духовных помыслов, что изба-
вило бы их от бесконечной материалистической суеты.
Материалист, желающий наслаждаться изысканными
материальными удовольствиями, может перенестись на
планеты, где ему будут доступны гораздо более утончен-
ные материальные наслаждения, чем здесь. Но разумнее
всего подготовиться к возвращению на духовное небо по-
сле оставления этого тела. Впрочем, тот, кого привлека-
ют материальные наслаждения, с помощью приемов йоги
может перенестись на другие планеты материального не-
ба. Игрушечные космические корабли больше годятся для
детских забав, а не для этих целей.
Система аштанга-йоги тоже материальна, поскольку
учит управлять потоками воздуха, заключенного внутри
материального тела. Духовная искра (душа) плавает вну-
три тела в потоках этого воздуха, а вдох и выдох — колеба-
ния этого воздуха, поддерживающего душу. Так что систе-
ма йоги —