трансцендентные игры со своими
вечными друзьями.
Господь Шри Кришна нисходит со Своим личным окружением и всеми ат-
рибутами просто чтобы привлечь обусловленные души материального мира.
Материальный мир — это лишь тень духовного мира. Живые существа ищут в
нем духовного счастья в форме извращенной материалистической привязан-
ности. Когда живое существо теряет надежду на духовное освобождение,
Абсолютная Личность Господа по своей безграничной и беспричинной мило-
сти нисходит из духовного Царства и являет Свои игры во Вриндаване.
Вриндавана — самое возвышенное место в этой вселенной. Люди, желающие
достичь духовного освобождения, могут поселиться во Вриндаване и стать
учениками шестерых Госвами, которые получали наставления от Господа
Шри Чайтаньи Махапрабху. Шестеро Госвами возглавлялись Шри Рупой Гос-
вами, за которым следовали Шрила Санатана, Шрила Бхатта Рагхунатха,
Шрила Джива, Шрила Гопала Бхатта и Шрила Рагхунатха даса Госвами. Они
серьезно исследовали тайны Вриндаваны-дхамы, вели раскопки. Господь
Шри Кришна явился во Вриндаване около 5 000 лет назад и следы Его пре-
бывания были утеряны из виду. Но Господь Шри Чайтанья Махапрабху, ко-
торый есть сам Господь Кришна в облике Своего великого преданного,
явился в Навадвипе, области в Западной Бенгалии и обнаружил святые
места трансцендентных игр Господа Шри Кришны. Он поручил шестерым Гос-
вами составить авторитетную литературу относительно культа Вриндаваны.
23. Коровы, которые сопровождали Господа в лесу, двигались медленно,
потому что их вымя было переполнено молоком. Но когда Господь звал их
по именам, они, полные любви, спешили к нему и молоко орошало землю.
Из таких писаний, как Брахма-самхита, становится ясным, что в духов-
ной обители Господа дома сделаны из философского камня, а все деревья
— это деревья желаний. Господь пасет тысячи и тысячи коров камадхену,
которые могут давать безграничное количество молока. И все качествен-
но неотлично от Господа. Господь и Его окружение в духовной обители
качественно едины, хотя там есть разнообразие для удовольствия Госпо-
да. В материальном мире нас тоже окружают многообразные вещи, мы нас-
лаждаемся жизнью, но поскольку все это материально, оно все уничто-
жается в конце. А в духовном небе все предназначено для Господа, там
Господь единственный Верховный Наслаждающийся и Благодетель и Он нас-
лаждается всеми остальными. Господь принимает служение от слуг, и гос-
подин и слуги качественно едины. Это духовное разнообразие проявляет-
ся Господом во Вриндаване, и мы уверены, что Господь нисходит в окру-
жении коров, мальчиков-пастушков и пастушек, все из которых есть нич-
то иное, как духовные экспансии Господа для Его личного удовольствия.
Все мы, живые существа, являемся экспансиями Господа, но наша любовь к
Богу заточена, искусственно покрытая невежеством. Духовная культура
нужна, чтобы пробудить естественную привязанность к Господу, необходи-
мо только с чистым сердцем внимать посланию Господа. Человеку необхо-
димо очистить сердце и видеть вещи в их истинной перспективе. Господь
— это сосредоточие любви для всех живых существ, которые являются Его
неотьемлемыми частичками. Когда любовь к Господу засоряется желанием
иммитировать Его Светлость, говорится, что человек находится в майе
или иллюзии. Господь по Своей беспричинной милости показывает
реальность жизни, чтобы наши галлюцинации могли полностью рассеяться.
24. Когда Господь входил в лес Вриндаваны, все обитатели желали
страстно встретить Его. Он видел, как цветы плакали в экстазе, и мед
стекал по их лепесткам. Со скалистных гор радостно падали водопады, из
пещер доносились сладкие звуки. Господь обладает многочисленными энер-
гиями, поэтому Господь и Его энергии едины. Одна из Его энергий — ма-
териальная энергия. В Бхагавад-Гите говорится, что материальная энер-
гия подчиняется по качеству духовной энергии. Духовная энергия стоит
выше, так материальная энергия сама по себе ничего не может произвес-
ти. Этот материальный мир является комбинацией духа и материи. А в ду-
ховном мире, который далеко-далеко от материального неба, полностью
духовен. В духовном мире все есть дух. Личность Бога способна превра-
тить дух в материю и материю в дух. Для Него не существует различия
между духом и материей. Поэтому Его называют кайвалья. Когда Господь
находится в этом бренном мире, материальные качества не затрагивают
Его. Инженер-электрик с помощью электричества может превратить воду в
лед или пар. Точно также Господь может превратить дух в материю, а ма-
терию в дух с помощью Своей непостижимой энергии. Поэтому все есть и
дух и материя по милости Всемогущего Господа, хотя с точки зрения
обычного существа дух и материя отличаются друг от друга. Цветы, водо-
пады, деревья, фрукты, холмы, пещеры, птицы, животные и люди — все это
лишь продукты взаимодействия энергий Бога. И когда перед ними появ-
ляется Личность Бога, все они духовно просветляются, в них проявляет-
ся желание служить Ему. Человеческая форма жизни — это совершенное
развитие чувств для духовной реализации изнанчальной любви к Господу.
И если мы не возрождаем нашу любовь к Богу, нам нужно знать, что мы
тратим свою жизнь напрасно. И каждая форма жизни по милости Господа
может выразить свою любовь к Господу в шанта-расе.
25. Господь обменивался любовью с обитателями леса Вриндаваны, во
время дождя прятался у подножия деревьев, ел фрукты с мальчиками-пас-
тушками, играл с ними. Стать единым с Богом не всегда означает слиться
с бытием Господа. Стать единым — это значит обрести свои изначальные,
духовные качества, иначе человек не сможет войти в Царство Бога.
Имперсоналисты показывают идею единства на примере слияния речной и
морской воды. Но в море живые существа не сливаются с бытием воды, а
сохраняют свою индивидуальность. Вода — это среда их обитания. Во
Вриндаване мальчики-пастушки, пастушки, лес, вода, фрукты, коровы и т.
д наслаждались общением с Господом. Они одновременно едины с Господом
и отличны от Него.
26. Господь наслаждался обществом Господа Баладевы и мальчи-
ков-пастушков, садился с ними на большую каменную плиту и вкушал прос-
тую пищу, такую как рис, дал, овощи, хлеб, творог, наслаждался взаим-
ной дружбой. В Бхагавад-Гите говорится, что Господь примет фрукты,цве-
ты, листья, воду от Своего преданного, если они Ему предложены с пре-
данностью и любовью. Господь может сьесть все, потому что все — это
трансформация Его собственной энергии. Но предлагать нужно то, что
нравится Ему, что Он желает принимать. В Джаганат-пури Ему предлагали
здоровую пищу — рис, дал, овощи, молоко и молочные продукты, сахар.
Господь не бывает голоден, Ему не нужно наполнять желудок, Он самоу-
довлетворен, но Он милостиво принимает подношения, которые Ему предла-
гают с искренней любовью Его преданные. Ему служат сотни и тысячи бо-
гинь процветания, но Он всегда рад принять самую простую пищу от дру-
зей-преданных. Все родственники Господа — Его преданные, они все нас-
лаждаются трансцендентными взаимоотношениями с Ним, которые находятся
и Ним в разнообразных расах.
27. После обильных дождей пастбища были густыми, зелеными. Быки и
коровы отдыхали на траве, жуя свою жвачку и казалось, предавались раз-
мышлению. Общество и каждый человек в отдельности будет процветать,
если станут защищать коров и заботится об их пропитании. Коровье моло-
ко нужно, чтобы восстанавливать энергию человека, а экономика общес-
тва зависит от достатка злаков, молока и хорошего их распределения.
Господь Кришна на своем примере показал, как важно защищать коров. Мо-
локо называют гораса или сок из тела коровы, из молока мы можем полу-
чить много важных продуктов. Убийство коров — это в высшей степени са-
моубийственная политика. Если мы желаем развития духовности в общес-
тве, надо занять разумных людей в управлении обществом, а для разви-
тия тонких тканей мозга нужны витамины, полученные из молока. Самый
разумный класс людей называется сословием брахманов. Общество в духов-
ном знании не продвинется вперед без брахманов, и ни один мозг не ус-
воит тонкие знания без тонких тканей. Чтобы развивались тонкие ткани
нужно молоко и молочные продукты. Защита коров — это средство для
обеспечения высшего блага для человечества.
28. Живописный пейзаж после дождей радовал глаз каждого, включая
Шри Кришну, причину всех причин. Нам нужно ценить созидательную энер-
гию Господа. Прекрасная природа, даже если она материальна и следова-
тельно временна, всегда прославляет своего Создателя. Некоторые фило-
софы считают материальное творение ложным и говорят, что Брахма исти-
нен, но его творение — ложно. Это не так. Временное творение — это тоже исти-
на, но относительная. Оно является лишь временным отображением духов-
ного творения. Забывчивая душа не ведает о духовном творении, которое
известно как санатана-дхама, но временное творение дает представление
о духовном творении. Следовательно, преданные Господа извлекают наи-
большую пользу из невыгодной сделки, используя временное творение на
служение Господу. Даже временные вещи, если они вовлекаются в служе-
ние Господу, приобретают непреходящую ценность. Этот процесс святые
мудрецы называют чикит шитам (используемый должным образом). Если у
нас заболел желудок из-за молока, врач припишет нам это же молоко, но
в виде йогурта. Подобно этому материальный мир полон страданий, но
когда его воспринимают в связи с Верховным Господом, тогда все ис-
пользуется должным образом. Все принимаемое в должном сознании Бога
имеет духовную ценность, и по милости Всевышнего все материальные пос-
ледствия деятельности уничтожаются по мере возрастания духовного соз-
нания. Таков процесс духовного развития человека.
29. Пора дождей подошла к концу, началась осень, облака растаяли в
небе, ветер утих, вода стала кристально чистой. Господь Кришна со
Своим старшим братом Господом Баларамой жил во Вриндаване в это бла-
гоприятное время года. Когда в небе нет облаков, исчезает разница меж-
ду той частью неба, которая была покрыта ими и той, которая никогда не
была покрыта. Также и живое существо, покрытое гунами материальной
природы, освобождаясь от невежества, страсти, благости становится еди-
ным с Абсолютной Истиной. Такое единство называется мукти или освобож-
дением от страданий материальной жизни. Есть пять видов освобождения.
Имперсоналисты предпочитают слияние с существованием трансцендентнос-
ти, но персоналисты не уничтожают свою индивидуальность и наслаждают-
ся духовным многообразием на планетах духовного мира. Эта мате-
риальная природа является временным творением Господа, точно также,
как облако есть временное творение Солнца. Есть два вида живых су-
ществ, обусловленные и чистые. Материальная природа создается для
обусловленных душ, и они помещаются в нее, чтобы стать чистыми необус-
ловленными душами. И такие души входят в вечное Царство Бога, а кто не
использует этот шанс, остается гнить во сне материального существова-
ния, то в проявленном, то в непроявленном состоянии. Господь Шри Криш-
на нисходит, чтобы вразумить обусловленные души.
30. Осенью все водоемы украшаются цветами лотоса. Мутная вода сно-
ва становится прозрачной, подобно тому, как падшие обусловленные души
обретают былую красоту, занимаясь преданным служением. Нам нужно обра-
титься к преданному служению Господу, тогда жизнь станет прозрачной,
как вода осенью. Жизнь без связи с Господом бесплодна, но как только
наш ум очистится духовным общением, тройственные страдания мате-
риальной жизни исчезнут. В целом весь духовный процесс называется йо-
гой или соединением с Высшим. Духовный процесс напоминает длинную лес-
тницу, а ее ступеньки отображают постепенный процесс духовного разви-
тия — регулируемая деятельность, трансцендентное знание, мистические
силы и бхакти-йога или преданное служение. Бхакти-йога — кульминация
всех предварительных ступеней. Беспримесное преданное служение Верхов-
ному Господу было продемонстрировано во Вриндаване во время Его лично-
го присутствия там, поэтому йога, практикуемая гопи Вриндаваны — есть
наивысшая ступень чистой любви к Богу, совершенство бхакти-йоги. Под-
няться на уровень гопи очень трудно, но этот уровень достижим для
серьезных обусловленных душ. К несчастью, дешевые неофиты создают шоу
из экстатических перживаний гопи, низводя их на мирской уровень для
извращенных представлений, и так прокладывают себе дорогу в ад.
Серьезные же последователи практикуют ее в соответствии с указаниями
самореализованных душ