Йога, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен.
Йога и Цигун как восточные оздоровительные системы давно уже вош-
ли в жизнь российского общества. Почти в каждом городе существуют
группы, в которых занимаются многие тысячи людей.
Но, что касается философских и духовных составляющих этих восточ-
ных учений, – здесь до сих пор продолжаются споры: одни утверждают
что восточные методы неприемлемы для Запада; другие – наоборот,
считают, что мы должны учиться всему лучшему с Востока и Запада. И,
поскольку научно доказана большие возможности этих систем для оздо-
ровления, их стоит и дальше развивать в нашей стране.
Впервые проводится сравнительный анализ этих древних восточных
учений, от внешних черт сходства и различий, до углубленного метафизи-
ческого исследования особенностей как Йоги, так и Цигун.
Автор проводит кропотливый и тщательный разбр основных составляю-
щих Йоги и Цигун, углубляется в их энергетические механизмы и внутрен-
нюю духовную направленность.
Впервые глубинные уровни практикования Йоги, Цигун и кастанедов-
ской системы Тенсегрити обозначаются общим термином «внутренняя
работа».
Книга предназначена для ограниченного числа думающих читателей.
2
[из книги Сергея Трощенко «Иероглифы: прописные истины духовного роста», стр. 124]
3
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………………………. 5
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 8
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЙОГИ И ЦИГУН .. . . 11
ЧТО ТАКОЕ «ЙОГА»? ………………………………. …………………………….. 12
ЧТО ТАКОЕ «ЦИГУН»? ……………………………………………………………. 25
ОБЩИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ И ЦИГУН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ АСПЕКТЫ ЙОГИ И ЦИГУН …………………….. 41
ПРИЧИНЫ СХОДСТВА И ПРИЧИНЫ РАЗЛИЧИЙ
ЙОГИ И ЦИГУН ………………………………………………………………………. 43
ДОПОЛНЯЮЩИЕ СРЕДСТВА …………………………………………………. 48
РАБОТА СОЗНАНИЯ …………………………………………………………………. 52
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ……………………………………………….. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К РАЗДЕЛУ 1: ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЫТИНСКИХ НАГОВОРОВ …………….. 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 К РАЗДЕЛУ 1:ВИБРАЦИОННО-
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА …………………………………….. 67
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ,
ПРИНЦИПЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ ЙОГИ
И ЦИГУН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
А НУЖНА ЛИ ЙОГА ВООБЩЕ? ПЕРВЫЕ ПЛОДЫ
ПРАКТИКОВАНИЯ …………………………………………………………………. 125
ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ДРЕВНИХ СИСТЕМ РАЗВИТИЯ ………….. 140
ТРИ ТИПА ПРАКТИК ……………………………………………………………… 145
ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ПРАКТИКОВАНИЯ ЙОГИ И ЦИГУН ………… 147
СРЕДНИЕ УРОВНИ УЧЕНИКОВ: ОТ ПЕРВЫХ ШАГОВ
ДО ПЕРСПЕКТИВ СОВЕРШЕНСТВА ……………………………………… 150
ДВЕ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЙОГИ, ДУХОВНО-
ГО ЦИГУН И БОЕВЫХ ИСКУССТВ ……………………………………….. 166
СФЕРА МЫШЛЕНИЯ (1) …………………………………………………………. 175
ОСНОВНОЙ КЛЮЧ ЙОГИ – ОСНОВНАЯ ТАЙНА ЙОГИ ………. 176
ОСНОВНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛЮЧ ЙОГИ …………………………… 179
СФЕРА МЫШЛЕНИЯ (2) …………………………………………………………. 182
МИФЫ ЙОГИ ………………………………………………………………………….. 184
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЙОГИ. ТИПЫ ЙОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК . 197
ЙОГА КАК ТАЙНА ………………………………………………………………….. 204
ВОСЬМЕРИЧНАЯ ЙОГА, ЦИГУН, ТЕНСЕГРИТИ
И ЭВОЛЮЦИЯ ДУШИ …………………………………………………………….. 206
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ:
КУДА НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИИ СВОЕГО РАЗВИТИЯ? …………………. 217
4
Чтение этой книги существенно упростится, если
вы уже имеете представления о Йоге, Цигун и (или)
Тенсегрити.
Еще лучше, если вы, к тому же, имеете пусть не-
большой, но опыт практикования Йоги, Боевых ис-
кусств (БИ) или Цигун.
Неважно, занимаясь в группе или самостоятельно
осваивая какую-то систему по скачанным в Интерне-
те видео или руководствам.
Тогда вы найдете здесь ответы на многие сложные
и запутанные вопросы, сможете оценить направлен-
ность и многие тонкости энергетических уровней
практикования древних восточных систем.
* * *
Если вы, сочетая безличностные тренинги с лич-
ностными процессами богоискания, достигнете та-
ких уровней, что будете проводимую вами трени-
ровку предлагать как подношение Богу, вы не только
получите больше знаний, но и автоматически избави-
тесь от ряда проблем, прежде всего, – от неконтроли-
руемой агрессивности.
5
Хотя писать книги сейчас стало делом, опасным для се-
мейного бюджета, я все-таки написал эту брошюру. Предель-
но кратко подытожив не столько имеющуюся литературу,
в коей чаще всего вы не найдете ответов на раскрываемые
здесь вопросы, сколько суммировав свой многолетний опы-
топыт практикования Йоги и Цигун.
Здесь я попытался предельно лаконично свести воедино
основные принципы практикования как Йоги, так и Цигун,
подобно древним трактатам, в которых словам было тесно,
а на постижение читателями даже одного-двух параграфов
могли потребоваться годы внутренней работы.
Для начала, наверное, надо признаться, что все свои кни-
ги авторы настоящей тематики прежде всего пишут сами для
себя. Чтобы прояснить, подытожить, систематизировать мно-
гие истины в своем собственном сознании. И, отбросив ко-
торые затем куда-то в прошлое, двигаться дальше, постигать
новые и новые знания.
Так и я, прочитав первый набросок этой довольно краткой
брошюры, пришел в настоящий ужас: «да кто вообще во всем
написанном сможет разобраться? Новички могут не спра-
виться с множеством понятий и предельно сжатых формули-
ровок, а практикующие с большим стажем – сами имеют свой
опыт, мыслить могут в других категориях, да и вообще – сами
6
кого угодно могут чему-то ценному научить!» Таковы были
мои мысли из области своего критического «я»…
Но потом, испытав желание бросить все написанное в
дальний архив, я снова задумался: ведь книг и популярных
пособий по йоге и по Цигун написано предостаточно, и иные
из них красочно иллюстрированы, да и выполнены в прекрас-
ном полиграфическом качестве, так что многие несомненно
их захотят купить…
С другой стороны, я еще с 1990-х годов всегда брался за
изучение тех вопросов, которые оставались или малоизвест-
ными, или вообще почти не изучались. Так что сама область
и предмет сравнения Йоги и Цигун несомненно актуален
Но самой большой внутренней движущей силой в написа-
нии настоящей работы я считаю свой опыт почти параллель-
но изучения и Йоги, и Цигун. За свои более чем 38 лет изуче-
ния и освоения Йоги и 20 лет постижения Цигун надо, рано
или поздно, спросить самого себя: «А чему же ты, собствен-
но говоря, научился? Что ты реально можешь? Как ты это все
понимаешь и как оцениваешь свой собственный синтез?»
Сейчас на сайтах тренеров и наставников по Цигун и по
Йоге нередко можно увидеть такую приписку, особенно для
наставников старше 50 лет: «авторская программа».
Так, может быть, эта брошюра – изложение очередной
«авторской программы»? Вероятно, и этот аспект в какой-то
мере справедлив, даже несмотря на то. Что я всегда старался
быть предельно объективен и критически относился и к чу-
жим и к своим собственным возможным претензиям на уни-
версальность и всеобщность.
Кроме того, скажу без ложной скромности, что в послед-
ний период своего творчества – примерно с 2006 по настоя-
щее время – я категорически отказался от двух вещей: (1) от
7
морально-нравственных поучений и всяческих назиданий; и
(2) от переписывания из других книг ряда догматических по-
ложений, не проверив их справедливость на своем собствен-
ном опыте, без понимания глубинных основ большинства
книжных истин.
Стоит учитывать, что более 80 процентов книг по Йоге со-
держат в себе старательно переписанные авторами из дру-
гих книг тезисы и утверждения мифического характера, пре-
жде всего относительно поднятий Кундалини и «раскрытия
чакр». Тогда как, с другой стороны, настоящий мастера Ци-
гун очень неохотно раскрывают свои тайны даже китайцам,
не говоря уже о передаче глубинных знаний иностранцам.
Так что, подводя итоги, стоит здесь сказать: книг и посо-
бий по Йоге и Цигун сейчас очень много, а вот понимания,
что лежит в основе этих наук и каковы дальние цели практи-
кования – этого или нет вообще или же очень мало.
Современные люди, увы, слишком прагматичны и струк-
турированы в своем сознании как маги древности: «есть ме-
тодика – есть реальные эффекты от ее практикования; что еще
надо?». То есть существуют первые или «ближние» эффекты,
и есть дальние последствия, и ловушка голого прагматизма в
том-то и состоит, что о последних чаще всего просто не за-
думываются. Равно как и не задумываются о механизмах или
скрытых причинах позитивных эффектов от практикования
Йоги и (или) Цигун.
Наконец, стоит упомянуть и об откровенных профанаци-
ях древних священных знаний, лишь малая часть которых
сейчас известна как «Йога» или как «Цигун». И уж воисти-
ну правы классики теософии, утверждавшие когда-то, что
иной раз полузнание оказывается опаснее полного незнания.
Изысканную порнуху с групповым сексом теперь часто на-
8
зывают «тантрой», а о тлетворных влияниях какой-нибудь
«Джерри-йоги» или «Кристи-йоги», названной так по име-
ни очередной американской домохозяйки, что изобрела свою
собственную Йогу – об этом могут говорить лишь специали-
сты по спортивной медицине. Потому что подобные «йоги»
нередко опасны даже по своим медицинским последствиям,
не говоря уже об отсутствии самого элементарного духовно-
го содержания.
Итак, рассчитывая прежде всего на достаточно серьезных
читателей с начальными знаниями по Йоге и (или) Цигун,
предлагаю в этом трактате погрузиться в исследование более
глубоких вещей…
В последние годы само слово «упражнение» вызывает
чаще всего у меня некое внутреннее отторжение.
Во-первых, в самом значении слова «упражнение» есть
немалый элемент искусственности. Когда человеку нечем
заняться, и он не знает, куда себя деть, он тогда и делает
«упражнение». То есть жизнь течет одним чередом, а упраж-
нение – другим. Отсюда как раз и возникает и лень, и необхо-
димость как-то себя заставлять делать ту или иную практику.
Во-вторых, десятилетия практикования методов Йоги и
(или) Цигун дают другое отношение ко всему, что практи-
куешь. Слово «практика» или «метод» куда более уместен,
когда очевидна необходимость достижения конкретных и
вполне определенных целей: что вы хотите получить, чего
хотите добиться и проч. Оно чем-то начинает напоминать не-
обходимость почистить зубы, когда вы четко ощущаете та-
кую потребность.
9
В-третьих, если бы целями жизни было бы исполнение
«упражнений», то Шри Кришна, Будда или Иисус явились
бы наставниками по Йоге или по Цигун. Чаще всего прак-
тикующие Цигун вообще не отличаются религиозностью, а
современные «йоги» превратили древние знания в разновид-
ность модной ныне бытовой гимнастики, вообще не имею-
щей никакого отношения к осознанному богопочитанию.
Тогда, скажите, какая ценность в этих «упражнениях», если
основная цель жизни – практическое богопознание – остает-
ся где-то в стороне за пределами земного опыта?
Поэтому все, что изложено в этой краткой брошюре каса-
ется только промежуточных методов Йоги и Цигун, и автор
этих строк считает, что религиозный выбор и сам прогресс
в богопознании – то есть высшая Йога и высший Цигун –
естественно подразумевается за всеми читателями без ис-
ключения
Любая религиозная система – будь то индуизм, буддизм,
христианство или ислам – мощная система высших уровней
Цигун и Йоги. Но отсутствие, незнание или отрицание про-
межуточных низших звеньев в цепях энергетических превра-
щений от грубой материи к Духу, приводит к износу и стар-
ческой дряхлости организма уже к 50-60 годам даже среди
истово верующих. Более того, теперь это считается нормаль-
ным, хотя, на самом деле, такое – суть отрицание важности
работы над прекраснейшим и тончайшим из инструментов
познания – человеческим телом.
Вкратце и очень упрощенно говоря, Йога – это ускорен-
ный метод и Путь слияния с Богом, тогда как Цигун – управ-
ление энергиями Праны-Ци для максимальной продолжи-
тьельности жизни. Возникает, естественно, вопрос – а КТО
управляет энергиями? Так что само знание о существовании
у каждого человека высшего «Я» или, как еще говорят, Ис-
кры Божьей или «внутреннего Будды» (Атмы на санскрите)
– много чего дает. Оно служит исходной предпосылкой для
10
превращшения Йоги и Цигун в средство внутреннего духов-
ного поиска и самореализации.
Далее, следует также понять большую разницу между
видением и чувствованием ( распознаванием) энергий. Хотя
в экстрасенсорном плане я достиг лишь видения эфирных
полей ауры, и многие «сеансы» видения энергий чаще всего
требуют внетелесного опыта, многолетний стаж внутренней
работы позволяет мне достаточно хорошо распознавать со-
стояния внутренних энергий.
И это распознавание внутренних энергий мне чаще всего
безошибочно подсказывает, что мне