Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Йога, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен

до земных

планетарных оболочек-сфер-«глобусов» до Владык-Логосов

космической Солнечной системы.

На Рис. ***** показана обобщенная схема эволюции

Души как переделанная и дополненная схема для планетар-

ных глобусов из книги Т. Платоновой [см. Т. Платонова «Тай-

ная Доктрина Гермеса Трисмегиста», М. Белый Ашрам, 1999,

стр. 128].

Фактически, если мы обратимся к анналам теософской ли-

тературы, свидетельствам людей, переживших клиническую

смерть, «репортажам с того света», можно сделать такой вы-

вод: с каждым новым перевоплощением человек вынужден-

но должен прорабатывать и обычно прорабатывает разные

аспекты своего многомерного «Я». Это, по сути – нормаль-

ное положение вещей, или status quo.

Восьмиступенчатая Йога, фактически, и есть осознанная

многоаспектная эволюция, или суть сознательная проработка

всех аспектов и «тел» семеричного «Я» человека. Более того,

сравнив возможности успехов и реальные достижения мно-

гих великих йогинов прошлых эпох, царств и времен, мы мо-

жем видеть не что иное, как ВОЗМОЖНОСТИ УСКОРЕН-

НОГО ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

То есть эти возможности по сути заложены не только в самой

структуре человеческого существа как эволюционирующей

единицы, но также в метафизически научно обоснованном

практиковании Йоги на всех уровнях, подразумевающейся в

восьмеричной йоге Патанджали.

В представлениях и схемах Эзотерической Доктрины ка-

чественный этап в эволюции любой планетарной цепи – пра-

лайя. Этот санскритский термин – за неимением лучшего

слова из современных языков – обозначает одновременно и

«растворение», в буквальном своем переводе, и «космиче-

183

скую ночь», и вторичный переход в непроявленное состоя-

ние.

Подобно этому и в эволюции души ненужность очеред-

ных воплощений на Земле, такжесуть пралайя, или точнее

индивидуальная пралайя.

Когда наша планета перейдет в состояние пралайя – а это

обязательно случится в последующие тысячелетия – она про-

сто исчезнет из области трезхмерного пространства веще-

ственных объектов во вселенной, станет «прозрачной» или

точнее сказать «призрачной». Иными словами, наша планета

станет «эфирной планетой», по составу сходной с состояни-

ем призраков, как и все существующее на ней и в ее пределах.

Как говорил еще св. апостол Павел, «ибо не умрем мы но

изменимся…» (1 Кор 15:51).

Как я только что сказал, ненужность новых воплощений

человека на земле – суть индивидуальная пралайя, но поня-

тие Освобождения в максимальном своем понимании — не-

измеримо выше. Если пралайя для нашей планетарной цепи

еще как-то поддается описанию и даже весьма понятна в тер-

минах земной речи, то окончательное Вознесение человека

в Мир Бога и «слияние с богом» – хотя бы в силу многомер-

ности своей – вообще мало поддается описаниям на языках

человеческой речи. Эти высшие уровни Освобождения могут

быть если и поняты. только интуитивным образом, и уж во-

истину «большее может понять меньшее. наоборот – никог-

да» (А. Бейли).

Так или иначе, во всех аспектах эволюционного развития

человека основная роль и самая важная движущая сила

суть ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ, а вовсе не совершенство ис-

полнения асан, техническая точность практикуемых пранаям

и даже медитаций. И асаны, и пранаямы, и даже медитации,

направленные на какие-то специальные возможности, – все

это суть инструменты или «частные технические средства» в

184

общей эволюции сознания «Я».

«Человек поступает так, как он думает. Измените мысли

человека, измените характер его мышления, и человек будет

вести себя совершенно по-другому,» – неоднократно повто-

рял Сатья Саи.

И речь, таким образом, идет вовсе не только о значимо-

сти обращения сознания вовнутрь самого себя, смене жиз-

ни, ориентированной на погоню за призрачными мирскими

«ценностями» и «успехе» (как принято сейчас говорить,

«успешный человек»), ЖИЗНЬЮ ВНУТРЕННЕЙ.

Нет, речь идет здесь о максимальной осознанности даже

мельчайших аспектов проработки Физического тела. Как про-

исходит преподавание Йоги в современных школах, кружках,

группах? – Инструктор показывает позы, обучает их испол-

нению всех у него (или у нее) занимающихся, и успехи оце-

ниваются по достигнутым уровням растяжки и возможно-

стям исполнения поз. И это называется «успех в Йоге»?

Более того, картинки и фотографии, как 75-85-летние

Хатха-йоги могут завязывать тело в узел, располовинивать

свою телесную форму на части, по отдельности закручивая

их в узел, – все это составляет основное содержание реклам-

ных роликов и служит для зазывания в группы новых зани-

мающихся.

Я никогда не был против, чтобы занимающиеся у меня хо-

дили бы в секции Йоги или Цигун, но стоит понимать, что

основная цель – постигнуть тайны самих себя, приобрести

продвинутые навыки контроля состояний своей телесной

формы, чувствовать ее «изнутри», а вовсе не ориентировать-

ся на внешние стандарты успешности исполнения поз.

К тому же, увы, этому очень трудно научить, и опыт тут

обретается не годами, а скорее десятилетиями систематиче-

ских занятий.

Однако, информационная составляющая личной обучен-

ности для подавляющего большинства тренеров и инструк-

торов по Йоге или Цигун крайне мала, включая таких «но-

185

сителей знаний», как сами индусы или китайцы. Все, что

они мало-мальски знают, – это стандартные или шаблонные

схемы из классических трактатов и представлений, почти не

адаптированные для глубинного понимания современных

людей, часто лишенные системности и осознанности. От-

сюда – скорее вредные, чем полезные, призывы «поднимать

Кундалини» или же «раскрывать чакры». Спросите таких ин-

структоров, а КАК они сами понимают «раскрытие чакр», – и

они в лучшем случае начнут что-то мямлить, запинаясь по-

вторять малопонятные им самим и услышанные где-то или

от кого-то тезисы и весьма смутные представления.

Сугубо коммерческий подход к преподаванию Йоги, Ци-

гун или БИ рождает в итоге весьма ограниченные и доволь-

но ущербные результаты в плане эволюции сознания – этого

основного содержания всех древних систем ЗНАНИЙ.

Что видим мы в итоге? – чаще всего продвинутые в ис-

полнении асан Йоги, мастера Цигун, Тайцзи-цюань или БИ,

– у всех у них фактор религиозности или вообще отсутству-

ет или есть явные проблемы с постижениям самих глубин

древних знаний. И, как справедливо замечал еще Борис Са-

харов [см. «Йога из первоисточников»], Йога – это не спорт,

где учеников не спрашивают о соблюдаемых им нормах нрав-

ственности, уровнях морали и духовных достижениях.

Конечно, учат других лишь те, кому есть чему научить и

кто может кого-то чему-то научить. Однако, следует отдавать

себе отчет, что любые занятия, взятые в отрыве от Вечно-

сти, от познания Бога, от проникновения в «святая святых»

высшее-«Я», – все подобные занятия изначально ограничен-

ны, дают в лучшем случае половинчатые результаты, а зани-

мающиеся, вместо Освобождения, – обречены в своем боль-

шинстве на новые и новые перевоплощения.

Четыре обобщенные животные реакции – еда, оборона,

сон и совокупление – в коммерческих группах по Йоге, Ци-

186

гун и БИ выводятся на новые уровни: более совершенная еда

(правила диетического питания), прекрасная самооборона

каратэ и у поборников Вин-Чун, здоровый крепкий сон после

тренировочного зала и половая активность даже в преклон-

ном возрасте» – вот какие просто потрясающие результаты

можно получить на самых внешних уровнях мирской жизни.

Но людей чаще всего привлекают именно прикладные

аспекты древних знаний, и стоит отметить, что и эти при-

кладные аспекты – тоже важны и сами по себе достаточно

ценны.

Настоящих Учителей по Йоге, подлинного Наставника по

Цигун или высокодуховного Мастера боевых искусств (БИ) –

трудно, очень трудно найти. И, даже если вы найдете такого,

– еще не факт, что вас примут в ученики!

Так что, из всего сказанного выше можно сделать вывод

– подлинные вершины древних восточных систем – удел не-

многих, а сами эти системы, как они были, так и остаются

ЭЛИТАРНЫМИ ЗНАНИЯМИ.

Никакие подлинно секретные знания и методы Йоги, Ци-

гун и тем более – боевых искусств, не могут быть выданы

недостойным. Это серьезный и изначальный принцип! [здесь

стоит отметить, что автор этих строк вовсе не считает себя

Учителем и носителем особых секретных знаний].

Какие обобщающие выводы следуют из сказанного? Част-

ных выводов здесь может быть очень много, но основными я

бы назвал следующие:

(1) не путайте понятия «тренер», «наставник» и Учитель.

В отличие от глубокой древности, в современном мире это

– разные понятия. В отличие от тренера, непосредственно

занимающегося с вами в зале, в роли инструктора может

оказаться хороший ученый видео-фильм, ценная книга или

трактат, даже переписка в Интернете с соответствующим

специалистом.

187

Что же касается подлинного духовного Учителя (Гуру),

то вы с ним вообще можете не встретиться в столь короткой

и ограниченной земной жизни. Может быть и наоборот. По-

скольку многие подлинные Мастера предпочитают оставать-

ся неузнанными, вы можете поговорить с ним о политике, о

том или о другом, но он перед вами так и не раскроется.

Так например было с Вималанандой – Учителе у Роберта Сво-

боды (американца чешского происхождения). Подавляющее

большинство людей, когда-либо контактировавших с Вимала-

нандой и даже общавшихся с ним довольно долгое время и по-

нятия никакого не имели о том, что он – практикующий Мастер,

что ему отрыты были глубинные тайны Йоги и Аюрведы…[см.

трилогию Р. Свободы «Агхора»]. И если бы не предвидение в

будущее о том, что у Вималананды появится белокожий ученик,

приехавший из США, мир вообще ничего бы о нем не узнал, и

книги Свободы не были бы написаны.

Примерно так же обстояло дело и ранее – с Карлосом Каста-

недой. Его учительизвестный под псевдонимом дон Хуан Ма-

тус – был известен даже многим индейцам как эксцентричный

старик со странностями… В системе магов-толтеков, к кото-

рой относился и сам дон Хуан, были исключены возможности

личного субъективного выбора учеников на основе симпатий

или собственных волюнтаристических решений. Вместо этого

маги-Учителя ориентировались на специальные ЗНАКИ, сопут-

ствовавшие появлению будущего ученика или ученицы, или это

были результаты экстрасенсорного ВИДЕНИЯ, без которых ни

один из возможных учеников таковым не становился никогда.

Однако. стоит вас успокоить: по достижению известных

уровней развития сознания у занимающихся включается

«Внутренний учитель», и как раз он и может делать ту рабо-

ту. какую в большинстве случаев и делают земные Учителя:

подсказывать и направлять сознание во все более глубинные

уровни постижения Бога.

В древних китайских монастырях и нередко в индийских аш-

188

рамах была еще такая система выбора будущих занимающихся

или принятия в ученики. Когда в ворота обители стучался оче-

редной желающий стать учеником, перед ним грубо закрывали

двери, а сами монахи наблюдали, как поведет себя будущий

претендент. Если желавший стать учеников или монахом ухо-

дил, ему желали счастливого пути. Легенды сообщают, что бу-

дущий 6-й патриарх школы чань-буддизма Хуэй-нэн не только

никуда не ушел, но просидел, иногда под проливным дождем,

ва состоянии медитации почти 10 суток в позе Лотоса. Увидев

это, монахи втащили наполовину потерявшего сознания буду-

щего патриарха внутрь монастыря-обители и приняли тогда его

в ученики.

Стоит сказать, что этот вариант – в той или иной современной,

конечно, форме – существует и сейчас.

В заключение стоит привести здесь еще три изречения

или тезиса, имеющих основополагающее и очень важное

значение:

(а) когда ученик готов, появляется и Учитель; эта истина

из древней восточной мудрости часто цитировалась и цити-

руется поныне. В принципе, оно и понятно: даже если есть

Учитель, но желающие познаний еще не готовы к учениче-

ству, даже немалые личные усилия Учителя не смогут вы-

вести последних на Путь постижения вечной Истины. Пока

плод не созрел, пока яблоко зеленое – назвать его или сделать

его зрелым и красным – никто не в состоянии.

Многие способны и склонны задавать вопросы о мироу-

стройстве. или о цели жизни на земле. Но всегда стоит раз-

личать и распознавать любопытство или некие сиюминутные

запросы «эго» от внутреннего горячего устремления к позна-

нию Истины. Известная русская пословица гласит: «один ду-

рак способен столько вопросов задать, что и сто умных на

них не ответят». Так что готовность стать учеником (учени-

цей) – это всегда нечто большее, чем просто наличие вопро-

сов даже сакраментального характера.

189

(б) «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина

своего:

Скачать:PDFTXT

, Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать бесплатно, , Цигун и тенсегрити. Ю. Л. Каптен Йога читать онлайн