до земных
планетарных оболочек-сфер-«глобусов» до Владык-Логосов
космической Солнечной системы.
На Рис. ***** показана обобщенная схема эволюции
Души как переделанная и дополненная схема для планетар-
ных глобусов из книги Т. Платоновой [см. Т. Платонова «Тай-
ная Доктрина Гермеса Трисмегиста», М. Белый Ашрам, 1999,
стр. 128].
Фактически, если мы обратимся к анналам теософской ли-
тературы, свидетельствам людей, переживших клиническую
смерть, «репортажам с того света», можно сделать такой вы-
вод: с каждым новым перевоплощением человек вынужден-
но должен прорабатывать и обычно прорабатывает разные
аспекты своего многомерного «Я». Это, по сути – нормаль-
ное положение вещей, или status quo.
Восьмиступенчатая Йога, фактически, и есть осознанная
многоаспектная эволюция, или суть сознательная проработка
всех аспектов и «тел» семеричного «Я» человека. Более того,
сравнив возможности успехов и реальные достижения мно-
гих великих йогинов прошлых эпох, царств и времен, мы мо-
жем видеть не что иное, как ВОЗМОЖНОСТИ УСКОРЕН-
НОГО ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
То есть эти возможности по сути заложены не только в самой
структуре человеческого существа как эволюционирующей
единицы, но также в метафизически научно обоснованном
практиковании Йоги на всех уровнях, подразумевающейся в
восьмеричной йоге Патанджали.
В представлениях и схемах Эзотерической Доктрины ка-
чественный этап в эволюции любой планетарной цепи – пра-
лайя. Этот санскритский термин – за неимением лучшего
слова из современных языков – обозначает одновременно и
«растворение», в буквальном своем переводе, и «космиче-
183
скую ночь», и вторичный переход в непроявленное состоя-
ние.
Подобно этому и в эволюции души ненужность очеред-
ных воплощений на Земле, также – суть пралайя, или точнее
индивидуальная пралайя.
Когда наша планета перейдет в состояние пралайя – а это
обязательно случится в последующие тысячелетия – она про-
сто исчезнет из области трезхмерного пространства веще-
ственных объектов во вселенной, станет «прозрачной» или
точнее сказать «призрачной». Иными словами, наша планета
станет «эфирной планетой», по составу сходной с состояни-
ем призраков, как и все существующее на ней и в ее пределах.
Как говорил еще св. апостол Павел, «ибо не умрем мы но
изменимся…» (1 Кор 15:51).
Как я только что сказал, ненужность новых воплощений
человека на земле – суть индивидуальная пралайя, но поня-
тие Освобождения в максимальном своем понимании — не-
измеримо выше. Если пралайя для нашей планетарной цепи
еще как-то поддается описанию и даже весьма понятна в тер-
минах земной речи, то окончательное Вознесение человека
в Мир Бога и «слияние с богом» – хотя бы в силу многомер-
ности своей – вообще мало поддается описаниям на языках
человеческой речи. Эти высшие уровни Освобождения могут
быть если и поняты. только интуитивным образом, и уж во-
истину «большее может понять меньшее. наоборот – никог-
да» (А. Бейли).
Так или иначе, во всех аспектах эволюционного развития
человека основная роль и самая важная движущая сила –
суть ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ, а вовсе не совершенство ис-
полнения асан, техническая точность практикуемых пранаям
и даже медитаций. И асаны, и пранаямы, и даже медитации,
направленные на какие-то специальные возможности, – все
это суть инструменты или «частные технические средства» в
184
общей эволюции сознания «Я».
«Человек поступает так, как он думает. Измените мысли
человека, измените характер его мышления, и человек будет
вести себя совершенно по-другому,» – неоднократно повто-
рял Сатья Саи.
И речь, таким образом, идет вовсе не только о значимо-
сти обращения сознания вовнутрь самого себя, смене жиз-
ни, ориентированной на погоню за призрачными мирскими
«ценностями» и «успехе» (как принято сейчас говорить,
«успешный человек»), ЖИЗНЬЮ ВНУТРЕННЕЙ.
Нет, речь идет здесь о максимальной осознанности даже
мельчайших аспектов проработки Физического тела. Как про-
исходит преподавание Йоги в современных школах, кружках,
группах? – Инструктор показывает позы, обучает их испол-
нению всех у него (или у нее) занимающихся, и успехи оце-
ниваются по достигнутым уровням растяжки и возможно-
стям исполнения поз. И это называется «успех в Йоге»?
Более того, картинки и фотографии, как 75-85-летние
Хатха-йоги могут завязывать тело в узел, располовинивать
свою телесную форму на части, по отдельности закручивая
их в узел, – все это составляет основное содержание реклам-
ных роликов и служит для зазывания в группы новых зани-
мающихся.
Я никогда не был против, чтобы занимающиеся у меня хо-
дили бы в секции Йоги или Цигун, но стоит понимать, что
основная цель – постигнуть тайны самих себя, приобрести
продвинутые навыки контроля состояний своей телесной
формы, чувствовать ее «изнутри», а вовсе не ориентировать-
ся на внешние стандарты успешности исполнения поз.
К тому же, увы, этому очень трудно научить, и опыт тут
обретается не годами, а скорее десятилетиями систематиче-
ских занятий.
Однако, информационная составляющая личной обучен-
ности для подавляющего большинства тренеров и инструк-
торов по Йоге или Цигун крайне мала, включая таких «но-
185
сителей знаний», как сами индусы или китайцы. Все, что
они мало-мальски знают, – это стандартные или шаблонные
схемы из классических трактатов и представлений, почти не
адаптированные для глубинного понимания современных
людей, часто лишенные системности и осознанности. От-
сюда – скорее вредные, чем полезные, призывы «поднимать
Кундалини» или же «раскрывать чакры». Спросите таких ин-
структоров, а КАК они сами понимают «раскрытие чакр», – и
они в лучшем случае начнут что-то мямлить, запинаясь по-
вторять малопонятные им самим и услышанные где-то или
от кого-то тезисы и весьма смутные представления.
Сугубо коммерческий подход к преподаванию Йоги, Ци-
гун или БИ рождает в итоге весьма ограниченные и доволь-
но ущербные результаты в плане эволюции сознания – этого
основного содержания всех древних систем ЗНАНИЙ.
Что видим мы в итоге? – чаще всего продвинутые в ис-
полнении асан Йоги, мастера Цигун, Тайцзи-цюань или БИ,
– у всех у них фактор религиозности или вообще отсутству-
ет или есть явные проблемы с постижениям самих глубин
древних знаний. И, как справедливо замечал еще Борис Са-
харов [см. «Йога из первоисточников»], Йога – это не спорт,
где учеников не спрашивают о соблюдаемых им нормах нрав-
ственности, уровнях морали и духовных достижениях.
Конечно, учат других лишь те, кому есть чему научить и
кто может кого-то чему-то научить. Однако, следует отдавать
себе отчет, что любые занятия, взятые в отрыве от Вечно-
сти, от познания Бога, от проникновения в «святая святых»
высшее-«Я», – все подобные занятия изначально ограничен-
ны, дают в лучшем случае половинчатые результаты, а зани-
мающиеся, вместо Освобождения, – обречены в своем боль-
шинстве на новые и новые перевоплощения.
Четыре обобщенные животные реакции – еда, оборона,
сон и совокупление – в коммерческих группах по Йоге, Ци-
186
гун и БИ выводятся на новые уровни: более совершенная еда
(правила диетического питания), прекрасная самооборона
каратэ и у поборников Вин-Чун, здоровый крепкий сон после
тренировочного зала и половая активность даже в преклон-
ном возрасте» – вот какие просто потрясающие результаты
можно получить на самых внешних уровнях мирской жизни.
Но людей чаще всего привлекают именно прикладные
аспекты древних знаний, и стоит отметить, что и эти при-
кладные аспекты – тоже важны и сами по себе достаточно
ценны.
Настоящих Учителей по Йоге, подлинного Наставника по
Цигун или высокодуховного Мастера боевых искусств (БИ) –
трудно, очень трудно найти. И, даже если вы найдете такого,
– еще не факт, что вас примут в ученики!
Так что, из всего сказанного выше можно сделать вывод
– подлинные вершины древних восточных систем – удел не-
многих, а сами эти системы, как они были, так и остаются
ЭЛИТАРНЫМИ ЗНАНИЯМИ.
Никакие подлинно секретные знания и методы Йоги, Ци-
гун и тем более – боевых искусств, не могут быть выданы
недостойным. Это серьезный и изначальный принцип! [здесь
стоит отметить, что автор этих строк вовсе не считает себя
Учителем и носителем особых секретных знаний].
Какие обобщающие выводы следуют из сказанного? Част-
ных выводов здесь может быть очень много, но основными я
бы назвал следующие:
(1) не путайте понятия «тренер», «наставник» и Учитель.
В отличие от глубокой древности, в современном мире это
– разные понятия. В отличие от тренера, непосредственно
занимающегося с вами в зале, в роли инструктора может
оказаться хороший ученый видео-фильм, ценная книга или
трактат, даже переписка в Интернете с соответствующим
специалистом.
187
Что же касается подлинного духовного Учителя (Гуру),
то вы с ним вообще можете не встретиться в столь короткой
и ограниченной земной жизни. Может быть и наоборот. По-
скольку многие подлинные Мастера предпочитают оставать-
ся неузнанными, вы можете поговорить с ним о политике, о
том или о другом, но он перед вами так и не раскроется.
Так например было с Вималанандой – Учителе у Роберта Сво-
боды (американца чешского происхождения). Подавляющее
большинство людей, когда-либо контактировавших с Вимала-
нандой и даже общавшихся с ним довольно долгое время и по-
нятия никакого не имели о том, что он – практикующий Мастер,
что ему отрыты были глубинные тайны Йоги и Аюрведы…[см.
трилогию Р. Свободы «Агхора»]. И если бы не предвидение в
будущее о том, что у Вималананды появится белокожий ученик,
приехавший из США, мир вообще ничего бы о нем не узнал, и
книги Свободы не были бы написаны.
Примерно так же обстояло дело и ранее – с Карлосом Каста-
недой. Его учитель – известный под псевдонимом дон Хуан Ма-
тус – был известен даже многим индейцам как эксцентричный
старик со странностями… В системе магов-толтеков, к кото-
рой относился и сам дон Хуан, были исключены возможности
личного субъективного выбора учеников на основе симпатий
или собственных волюнтаристических решений. Вместо этого
маги-Учителя ориентировались на специальные ЗНАКИ, сопут-
ствовавшие появлению будущего ученика или ученицы, или это
были результаты экстрасенсорного ВИДЕНИЯ, без которых ни
один из возможных учеников таковым не становился никогда.
Однако. стоит вас успокоить: по достижению известных
уровней развития сознания у занимающихся включается
«Внутренний учитель», и как раз он и может делать ту рабо-
ту. какую в большинстве случаев и делают земные Учителя:
подсказывать и направлять сознание во все более глубинные
уровни постижения Бога.
В древних китайских монастырях и нередко в индийских аш-
188
рамах была еще такая система выбора будущих занимающихся
или принятия в ученики. Когда в ворота обители стучался оче-
редной желающий стать учеником, перед ним грубо закрывали
двери, а сами монахи наблюдали, как поведет себя будущий
претендент. Если желавший стать учеников или монахом ухо-
дил, ему желали счастливого пути. Легенды сообщают, что бу-
дущий 6-й патриарх школы чань-буддизма Хуэй-нэн не только
никуда не ушел, но просидел, иногда под проливным дождем,
ва состоянии медитации почти 10 суток в позе Лотоса. Увидев
это, монахи втащили наполовину потерявшего сознания буду-
щего патриарха внутрь монастыря-обители и приняли тогда его
в ученики.
Стоит сказать, что этот вариант – в той или иной современной,
конечно, форме – существует и сейчас.
В заключение стоит привести здесь еще три изречения
или тезиса, имеющих основополагающее и очень важное
(а) когда ученик готов, появляется и Учитель; эта истина
из древней восточной мудрости часто цитировалась и цити-
руется поныне. В принципе, оно и понятно: даже если есть
Учитель, но желающие познаний еще не готовы к учениче-
ству, даже немалые личные усилия Учителя не смогут вы-
вести последних на Путь постижения вечной Истины. Пока
плод не созрел, пока яблоко зеленое – назвать его или сделать
его зрелым и красным – никто не в состоянии.
Многие способны и склонны задавать вопросы о мироу-
стройстве. или о цели жизни на земле. Но всегда стоит раз-
личать и распознавать любопытство или некие сиюминутные
запросы «эго» от внутреннего горячего устремления к позна-
нию Истины. Известная русская пословица гласит: «один ду-
рак способен столько вопросов задать, что и сто умных на
них не ответят». Так что готовность стать учеником (учени-
цей) – это всегда нечто большее, чем просто наличие вопро-
сов даже сакраментального характера.
189
(б) «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина
своего: