плотноматериальная кукла, составленная из органиче-
ских молекул вещества. И не более того!
Далее, после асан, бандх и пранаям следуют дхараны, или
определенные заданные методики концентрации на каких-
то объектах или внешнего характера или внутреннего мира
(тела) практикующего Йогу. Дхараны – упражнения на кон-
центрацию внимания. В «классических» ныне книгах по
Йоге в качестве дхаран предлагают использовать или пламя
свечи, или нарисованный на стене или листке бумаги малень-
19
кий черный кружок, или же концентрироваться на цветок или
на центр розы…
В книгах Кастанеды ученицы упражнялись в дхаране,
пристально созерцая по нескольку часов собранные в кучу
листья…
Вы, наверняка, сразу же поняли, что еще один перевод,
и очень правильный, санскритского слова «дхараны» – это
«пристальные созерцания». И, надо сказать, что ими занима-
ются и приверженцы Йоги, и поклонники К. Кастанеды, да и
вообще – мистики всех времен, стран и народов.
Дхараны – упражнения на концентрацию – чаще всего есте-
ственно логическим образом перерастают в практики дхъяны
– то есть в медитацию. В каждом духовно-религиозном уче-
нии предусмотрен свой спектр или «набор» дхьян, высшей из
которых всегда была и остается медитация на Божество или
на Его высшие проявления (манифестации). Для материали-
стов наилучшим объектом для медитации часто выступает
Космос, или, точнее говоря, космическое тело проявления
Верховного Господа.
Поскольку высшая цель Йоги – достижение Освобожде-
ния от порабощенности «Я» низшей природой, а от этого ма-
териального рабства ни черная точка, нарисованная на стене,
ни пламя свечи, ни созерцаемые листья спасти не могут, не-
которые Адепты сразу же после асан приступают к многоча-
совой медитации на Бога. Потому что только Сверхличность
может реально довести личность малую – обусловленное
живое существо – до слияния с Богом.
Однако, упомянутые выше бандхи, пранаямы, дхараны и
дхьяны все равно имеют свою относительную ценность для
определенных групп или уровней занимающихся Йогой.
Так ил иначе, основное правило Йоги – происходящее из
куда более обобщающих законов функционирования Вселен-
20
ной звучит так: внутренние энергии следуют за мыслью.
Значит, поставив свои мысли под отслеживающий кон-
троль «Я», можно контролировать и проистекание внутрен-
них энергий человека. Поэтому Раджа-йога, или йога кон-
троля мыслей была и остается высшим типом Йоги, а она, в
свою очередь, тесно сплетена и взаимно переходит в Бхакти-
йогу, или йогу развития Любви к Богу.
Все мировые религии по сути своей – разнообразные фор-
мы развития Любви к Богу, выраженные в той или иной сте-
пени полноты, позволяющие достичь те или иные уровни
неописуемой в земных терминах Высшей Реальности, разра-
ботанные в той или иной степени совершенства.
А концентрация, медитация и направление всех своих
энергий на созданный в сознании верующего образ Бога осу-
ществляет мистический перенос энергий занимающихся в
этот образ, то есть позволяет совершить мистический пере-
ход при окончании данного земного воплощения. Потому что
Господь, зная о существовании Его высшего образа в созна-
нии практикующего всегда в состоянии наделить этот образ
Своей Божественной силой.
Да и, что касается законов Вселенной, созданной Богом,
по мере духовного восхождения души низший закон магне-
тического контроля, с его двумя основными силами – при-
тяжения и отталкивания, со временем сменяется высшим за-
коном Синтеза, согласно которому родственное стремится и
привлекается родственным. Со Светом может слиться только
Свет, так что мистическое Освобождение – естественный ре-
зультат очищения сознания и развития внутренней религиоз-
ности человека.
В итоге духовной внутренней работы (молитв, мантр и
специальных йогических практик) аурический кокон раска-
лывается огнем изнутри (в терминах Кастанеды), а не давле-
21
нием внешней среды (как в случае обычных мирских людей,
когда их ауры обесточены и хрупки), низшие слои и уровни
«Я» уже более не нужны человеку, а негативная карма его
исчерпана. Это знаменует процесс Освобождения (хотя бы
от необходимости новых воплощений в земной школе раз-
вития) индивидуальной Души, то есть Атмы в санскритских
терминах.
Поэтому Йога – суть скрытое внутреннее содержание лю-
бой мировой религии, в той или иной степени выраженное,
разработанное и реализованное в современном мире, но на
глубинных внутренних уровнях.
Чтобы понять, насколько велики различия между истин-
ной Йогой и тем, что практикуется сейчас в группах по всему
миру, я предлагаю вам ознакомиться с основными характери-
стиками истинной и ложной Йоги – см. Таблицу 1.
Проанализировав эту таблицу, как я полагаю, вы поймете
уровни существующих групп, рекламирующзих свои услуги
и залы, и истинную ценность разнообразных современных
«академий Йоги».
22
ЧТО ТАКОЕ «ЦИГУН»?
Как это не покажется парадоксальным или даже нелепым,
но ответ на вопрос «что такое ЦИГУН» стоит искать не толь-
ко в Китае, точнее – не в одном только древнем Китае.
Сейчас некоторые ученые, включая прежде всего исследо-
ватели из КНР, занимаются тщательной реконструкцией не
только древних форм Цигун, но сопряженных паранормаль-
ных явлений, сходных с Цигун в других древних цивилиза-
циях. Я имею в виду не столько труды фон Дэникена, стиму-
лировавших «религию 20-го века» – веру в НЛО (UFO), но
кропотливые культурологические и медико-биологические
исследования остатков памятников древних цивилизаций и
паранормальных явлений.
Так, сравнив 300 основных петроглифов (наидревнейших
форм иероглифов), обозначавших когда-то такие понятия,
как «Солнце», «Луна», «Небеса», «человек» и т. д., ученые с
немалым удивлением увидели их огромную сходность в Ки-
таев, в Японии и древней Мексике. О чем это говорит? – пре-
жде всего о некой исходной прародительской цивилизации,
то есть о цивилизации Атлантиды*.
Само слово «цигун» – как вполне понятно – происходит
от слияния двух китайских терминов: «Ци», или «жизненная
энергия», и «гунн», то есть искусство», «управление», «на-
*На всякий случай попрошу еще раз не путать цивилизацию Атлантиды с
последним из ее островов – островом Атлантис, затонувшим в результате зем-
летрясения примерно 11 тыс. лет назад. Да и к тому же – он не был последним:
остров Руян (нынешнее название – остров Рюген и северо-западная часть се-
верной Англии и Ирландии – тоже, как оказалось, принадлежали незатопленной
территории атлантической цивилизации).
23
выки»… Однако, если учесть, что иероглиф, обозначающий
Ци, имеет еще 30 дополнительных смысловых оттенков,
мы вправе допускать и наличие довольно широкого спектра
явлений, подпадающих под термин «цигун»: от боевых ис-
кусств (БИ) вплоть до даосской алхимии и, наконец, всем из-
вестных ныне оздоровительных комплексов.
Поэтому наиболее понятным и общеупотребительным пе-
реводом китайского слова «цигун» будет «искусство управле-
ния жизненными энергиями Ци», а с большой буквы я пишу
это слово, когда есть потребность говорить о цигун прежде
всего как о системе методов, под ним подразумеваемым.
Хотя в данном разделе я использую термин «Ци», в других местах этой
и в других своих книгах я употребляю сочетание «Прана-Ци», потому что ин-
дийское понятие о жизненной энергии как о Пране практически полностью
совпадает с китайскими воззрениями о Ци.
Если в Хатха-йоге одним из центральных понятий явля-
ется «асана», в Цигун такая же роль принадлежит понятию
«форма».
Форма, по сути, – та же асана, но взятая в ее динамиче-
ском варианте. Форма – это идеальный компромисс между
жесткой заданностью (запрограммированностью) неких ста-
ционарных позиций и динамичностью в последовательности
их чередования.
То есть Форма – предписанная последовательность смены
стационарных состояний, устойчиво сохраняющаяся от тре-
нинга к тренингу, из года в год. Хотя считается, что формы
практически не менялись на протяжении многих столетий,
все же отдельные мастера не только отшлифовывали их прак-
тикование, но и нередко привносили в них свои субъектив-
ные частные детали. Поэтому Цигун – вечная система трени-
ровки, в то же время постоянно самообновляющаяся.
Имеет смысл раскрыть и космический смысл в вопрос
о возникновении формы Цигун. Здесь есть два основных
24
аспекта – микрокосмический и макрокосмический. В первом
плане, форма Цигун – это механизм реализации свойства те-
кучести телесной формы «Я».
На внутренний смысл и сущность понятия «текучести» низших тел-
оболочек «Я» первым на наши времена обратил внимание Андрей Сидер-
ский, посвятивший раскрытию тайн Хатха-йоги несколько прекрасных книг.
Прежде всего, я бы порекомендовал обязательно прочитать его «Третье от-
крытие Силы»…
Второй аспект, применительно к Цигун, связан с космич-
ностью «архетипов» или – если говорить точнее – с космиче-
ской значимостью динамичного саморазвертывания четырех
низших тел человека – Плотного, Эфирного, Астрального и
частично Ментального тела.
«Чтобы оценить в полной мере значение типовых форм в традиции ушу,
необходимо определить внутренние закономер ности их развития. По своим
истокам форма-тип является, как уже было сказано, проекцией, первозданной
(по-китайски, «древней») Воли, которая сама волит себя и потому «сама себе
корень».
В традиционных «внутренних» направлениях ушу практика школы осмыс-
лялась как воспроизведение космического процес са творения, что в категориях
китайской традиции означало кру говое движение (движение, напомним, симво-
лическое, а потому сокровенное) от первичного хаоса Единого ци к вторичному
ха осу неисчерпаемой конкретности. Первое состояние отождеств лялось с Бес-
предельным (уцзи, wu ji) и в практике школ соответство вало исходной, статичной
позе…
Все зримые образы оказываются отбле сками, проекциями этого сокровенно-
го потока свободной и са моизбыточной Воли, каковой в традиции ушу и припи-
сывается значение первичной реальности. «Воля прежде кулака» — гласит ста-
ринная сентенция наставников ушу (под «кулаком» в данном случае понимается
вся внешняя форма ушу). Воля — то самое семя движения, которым держится
всякий стиль, ибо, как за метил французский философ Г. Башляр, подлинная
преемствен ность стиля проистекает из «семян сновидения»….
[В. Малявин «Традиции внутренних школ ушу», М., 1993]
25
Само-воляющая Воля – если говорить в терминах Адвайта-Веданты – это со-
творческая Богу Искра Божья в человеке (Атма), вписанная в сценарий развер-
тывания мира по плану Бога-Творца. Низшая же материальность собственными
потенциями развертываться и динамически развиваться не обладает. Она – суть
следствие или часть иллюзии в «космическом сне Маха-Вишну»…
Поскольку то, что мы называем «наше физическое тело»
есть не более, чем вещественная кукла (Плотное тело), ожив-
ляемая Эфирным телом с его полями и меридианами эфир-
ных энергий, основное назначение форм Цигун – управление
потоками эфирных энергий. В этом как раз и заключается вся
суть Цигун, в отличие от современной европейской оздоро-
вительной гимнастики, лишь внешне имитирующей некото-
рые движения древнекитайских форм.
Это прекрасно знали древние даосы, чьи способности к
ясновидению были ничуть не меньше кастанедовских магов-
толтеков древней Мексики. Так что первые комплексы Ци-
гун были разработаны древними видящими, и они все глубо-
ко обоснованы с метафизических позиций.
Другой источник происхождения форм Цигун и БИ – хра-
мовые древние священные танцы мистериального харак-
тера, которые затем были адаптированы, упрощены и при-
способлены для взращивания низшей жизненности. Хотя, в
принципе, древние даосские видящие – они и были первыми
жрецами даосских культов великой цивилизации Атлантиды.
Так что этот источник происхождения форм Цигун и второй
– тесно связаны и по сути одно и то же…
Наконец, третьим источником происхождения форм Ци-
гун, опять-таки сопряженных с первыми двумя, была по-
мощь неземных «кураторов» или Наставников из внеземных
цивилизаций (ВЦ). Являясь обычно в форме рептилоидов,
или Драконов, они до сих пор почитаются в народах Китая,
да и всей Юго-Восточной Азии.
26
Так, легендарный император Фу Си (относимый пример-
но к 3200 гг. до н. э.), «разработавший» систему Триграмм
и Гексаграмм был «инопланетянином», проявлявшимся на
тонких планах как Дракон, а вовсе не земным человеком, ко-
торый якобы наблюдал движение Небес и земной природы.
Тогда как и легенда, что он узрел Восемь Триграмм, рассма-
тривая панцирь черепахи, а затем расположил их в виде Ба-
Не случайно, что праздник Драконов существуют в Китае
и по сей день. Да и вообще – следы великой Атлантиды вид-
ны в культуре древнего Китая повсеместно. Например ста-
ринные шапочки чиновников с торчащими в стороны «ушка-
ми» за затылком – реминисценция особых головных уборов
с резонаторами. Каждый класс, тип и уровень чиновников
в Атлантиде имел свои