что они не прочь
взять на себя часть ответственности за нее.
Высказанными в этой книге теоретическими воззрениями
и многими деталями я обязан своим учителям, коллегам и друзьям,
и в первую очередь группе выдающихся ученых,с которыми я имел
честь сотрудничать в Чикагском университете,— Фрэнку X.Найту,
Генри К. Саймонсу, Ллойду У. Минцу, Аарону Директору, Фридриху
А. Хайеку и Джорджу Дж. Стиглеру. Я прошу у них прощения за то,
| 20 |
что при изложении не сумел отметить авторства многих принадле-
жащих им идей. Я многому у них научился, и то, чему я научился,
сделалось неотъемлемой частью моего собственного мировоззре-
ния, поэтому я просто не знал, когда было нужно, а когда не нужно
делать ссылки.
Я не осмелюсь назвать имена многих, перед кем я в долгу,
чтобы не обидеть тех,кого я по случайности пропустил.Но я не мо-
гу не упомянуть своих детей, Дженет и Дэвида, чье нежелание при-
нимать что-либо на веру принудило меня изложить специальные
проблемы доступным языком и таким образом прояснило и мое
собственное понимание, и, надеюсь, мое изложение этих проблем.
Спешу добавить, что они также берут на себя часть ответственно-
сти,но не расписываются в тождестве взглядов.
Я свободно пользовался уже опубликованными материала-
ми. В главе I переработан материал, напечатанный ранее под тем же
названием,что сама книга,в сборнике «Essays in Individuality» (Ed.by
Felix Morley. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1958), а за-
тем в переработанном виде,но с тем же самым заглавием в журнале
The New Individualist Review (Vol. I. № 1 [April 1961]). Глава VI пред-
ставляет переработку одноименной статьи, впервые напечатанной
в сборнике «Economics and the Public Interest» (Ed. by Robert A. Solo.
New Brunswick,N.J.:Rutgers University Press,1955).Фрагменты других
глав также позаимствованы из разных моих книг и статей.
Рефрен «если бы не моя жена, книга эта не была бы написа-
на» сделался общим местом академических предисловий.Но в моем
случае дело обстоит именно так. Она собрала вместе обрывки раз-
ных лекций, свела в единое целое различные варианты, перевела
лекции на язык,более близкий к литературному английскому,и бы-
ла главной моей вдохновительницей на всем протяжении работы.
Ссылка на ее участие,помещенная на титульном листе,разве что за-
нижает ее роль.
Мой секретарь Мюриэль А.Портер в трудные минуты была
для меня надеждой и опорой,и я перед ней в большом долгу.Она пе-
репечатала большую часть рукописи, равно как и множество ран-
них вариантов и отрывков.
Посвящается
Джанет и Дэвиду
и их сверстникам,
которым предстоит
на следующем круге
В своей инаугурационной речи президент Кеннеди сказал слова,
которые потом часто цитировались: «Не спрашивайте, что может
сделать для вас ваша страна; спрашивайте, что вы можете сделать
для своей страны».Поразительным знамением нашего времени сде-
лалось то обстоятельство,что разногласия по поводу этой фразы со-
средоточились на ее источнике, а не ее содержании. Ни первая, ни
вторая часть этого заявления не выражает отношений между граж-
данином и государством, которые были бы достойны идеалов сво-
бодного человека,живущего в свободном обществе.Покровитель-
ственное «что может сделать для вас ваша страна» подразумевает,
что государство мыслится в качестве покровителя, а гражданин —
опекаемого,хотя такая точка зрения идет вразрез с убеждением сво-
бодного человека,что он сам несет ответственность за свою судьбу.
Органистическое «что вы можете сделать для своей страны» подра-
зумевает, что государство мыслится как господин или божество,
а гражданин — как слуга или прислужник. Для свободного челове-
ка страна должна быть совокупностью составляющих ее индивиду-
умов,а не какой-то вышестоящей инстанцией.Свободный человек
гордится общим наследием и верен общим традициям. Однако он
смотрит на государство как на средство,инструмент,а не как на ис-
точник милостей и подарков и не как на господина или Бога,которо-
му следует слепо поклоняться и которому нужно служить.Свобод-
ный человек не признает никакой национальной цели, если она не
является консенсусом целей, к которым граждане стремятся по от-
дельности.Он не признает никакой национальной задачи,если она
не является консенсусом задач, которым по отдельности служат
граждане.
Свободный человек не будет спрашивать ни о том, что мо-
жет сделать для него его страна, ни о том, что он сам может сделать
для своей страны. Вместо этого он спросит: «Что я и мои соотече-
ственники можем сделать c помощью государства» для того,чтобы
нам легче было выполнять свои индивидуальные обязанности, до-
биваться своих отдельных целей и, прежде всего, защищать нашу
| 25 |
свободу? Помимо этого вопроса он задаст и другой: «Как мы вос-
препятствуем тому, чтобы созданное нами государство сделалось
Франкенштейновым монстром и погубило ту самую свободу,кото-
рую мы поставили его охранять?» Свобода — это редкое и хрупкое
растение. Разум говорит нам, а история подтверждает, что главную
угрозу свободе представляет концентрация власти. Государство
необходимо для сохранения нашей свободы, и оно же является ин-
струментом, посредством которого мы можем пользоваться этой
свободой,но,тем не менее,когда власть концентрируется в руках по-
литиков, она превращается в угрозу нашей свободе. Даже если те,
в чьи руки первоначально перешла власть, будут людьми доброй
воли и даже если эта власть их не развратит,позже она и привлечет,
и вырастит людей совсем иной породы.
Как мы можем использовать потенциал государства,избег-
нув в то же время опасности, грозящей свободе? Два общих прин-
ципа,воплощенных в нашей Конституции,заключают в себе ответ,
защищавший до сих пор нашу свободу, хотя, будучи возведена
в закон,она неоднократно нарушалась на практике.
Прежде всего, должны быть ограничены полномочия госу-
дарства. Главная его функция должна состоять в том, чтобы защи-
щать нашу свободу как от окружающих недругов, так и от наших
сограждан: поддерживать закон и порядок,обеспечивать выполне-
ние договоров между частными лицами и поощрять рыночную
конкуренцию.Помимо своей главной функции государство может
время от времени помогать нам совместно совершать то, что нам
труднее или дороже совершить по отдельности. Однако всякое та-
кого рода использование государства чревато угрозой. Избегать
подобного использования государства у нас нет ни нужды, ни воз-
можности. Но перед тем как это сделать, следует убедиться, что по-
лучаемые преимущества очевидны и велики.Опираясь главным об-
разом на добровольное сотрудничество и частную инициативу (как
в экономике,так и в иных видах деятельности),мы сможем добить-
ся того, чтобы частный сектор служил противовесом сектору госу-
дарственному и надежно охранял свободу слова, вероисповедания
и мысли.
Второй общий принцип состоит в том,что государственную
власть следует рассредоточить. Если уж наделять правительство
властью, то лучше, чтобы оно пользовалось ею в графстве, а не
в штате, и лучше, чтобы в штате, а не в Вашингтоне. Если мне не по
душе то,что делают местные власти,будь то канализация,зонирова-
| 26 |
ние или школьное образование, я могу переехать в другое место,
и хотя на такой шаг решаются немногие,сама возможность служит
средством ограничения власти. Если мне не по душе то, что делает
мой штат,я волен перебраться в другой.Но если мне не по душе то,
что навязывает мне Вашингтон, в нашем мире ревниво оберегаю-
щих себя наций вариантов у меня маловато.
Разумеется,именно тот факт,что уклониться от распоряже-
ний федерального правительства не так уж легко,делает централи-
зацию столь привлекательной для многих ее сторонников.Они по-
лагают, что она позволит им успешней проводить программы,
которые,по их мнению,служат общественному благу,будь то пере-
распределение доходов в пользу бедных за счет богатых или в поль-
зу государственных нужд за счет частных. В каком-то смысле они
правы. Но у этой медали две стороны. Тот, кто имеет власть, чтобы
делать добро,одновременно получает возможность творить зло;се-
годня власть принадлежит одним, а завтра, возможно, — другим;
еще важнее тот факт, что то, в чем один видит благо, другой усма-
тривает зло.Великая трагедия погони за централизацией,равно как
и погони за расширением государственных полномочий, заключа-
ется в том,что начинают ее по большей части люди доброй воли,ко-
торые сами же будут первыми скорбеть о ее последствиях.
Защита свободы от посягательств есть,так сказать,охрани-
тельная причина для ограничения и децентрализации государ-
ственной власти. Но есть и конструктивная причина. Величайшие
достижения цивилизации в какой бы то ни было области — живо-
писи или архитектуры, науки или литературы, промышленности
или сельского хозяйства — никогда не проистекают от центрально-
го правительства.Колумб отправился искать новую дорогу в Китай
не по указу парламентского большинства,хотя его частично финан-
сировал абсолютный монарх.Ньютон и Лейбниц,Эйнштейн и Бор,
Шекспир,Мильтон и Пастернак,Уитни,Маккормик,Эдисон и Форд,
Джейн Адамс, Флоренс Найтингейл и Альберт Швейцер — все они
открыли новые рубежи в человеческом знании,в литературе,в тех-
нике или в деле облегчения людских страданий не по указу прави-
тельства. Их свершения были произведением их собственного ге-
ния,твердых убеждений меньшинства и общественной атмосферы,
дающей простор разнообразию и своеобразию.
Государство никогда не сможет потягаться своеобразием
и многообразием с действиями отдельного индивида. Предписав
единые нормы обеспечения жильем, питанием или одеждой, госу
дарство, без сомнения, может повысить уровень жизни множества
людей;установив единые нормы в области образования,дорожного
строительства или канализации и водоснабжения,центральное пра-
вительство, безусловно, способно поднять уровень обслуживания
на местах, а то и в среднем по всей стране. Но в ходе этого на смену
прогрессу придет стагнация; единообразной посредственностью
государство заменит своеобразие, необходимое для того экспери-
ментирования, которое может поставить завтрашних отстающих
выше сегодняшних середнячков.
Часть этих фундаментальных проблем рассматривается в настоящей
книге.Ее главная тема — роль капитализма свободной конкуренции
(то есть организации большей части экономической деятельности
в рамках частного предпринимательства, действующего на свобод-
ном рынке) как системы экономической свободы и необходимого
условия для свободы политической. Сопутствующая тема книги —
это роль, которую следует отвести государству в обществе, привер-
женном свободе и опирающемся преимущественно на рынок при
организации экономической деятельности.
В двух начальных главах эти вопросы разбираются на аб-
страктном уровне — в принципе,а не в своем практическом приме-
нении.В последующих главах эти принципы прилагаются к целому
ряду конкретных проблем.
Абстрактная формулировка вполне может быть полной
и исчерпывающей,хотя в двух последующих главах этого идеала до-
стигнуть не удается.Но вот вопрос о приложимости соответствую-
щих принципов нельзя рассмотреть исчерпывающе даже в теории.
Каждый день приносит с собой новые проблемы и новые обстоя-
тельства. Вот почему роль государства невозможно раз и навсегда
предопределить в плане его конкретных функций. А потому нам
следует время от времени пересматривать вопрос о том, как неиз-
менные,по нашему разумению,принципы соотносятся с проблема-
ми текущего дня. Побочным продуктом такого пересмотра неиз-
бежно станет перепроверка и углубление нашего понимания этих
принципов.
Излагаемые в этой книге политические и экономические
воззрения было бы весьма удобно обозначить каким-то ярлыком.
Самым правомерным и подходящим обозначением будет «либера-
лизм».К несчастью,«в качестве высшего,хотя и непреднамеренно-
го комплимента недруги системы частного предпринимательства
| 28 |
сочли благоразумным экспроприировать ее обозначение»1, поэто-
му в США либерализм приобрел совсем не тот смысл, в каком его
понимали в XIX веке или в каком его понимают ныне в большин-
стве стран европейского континента.
Развившееся в конце XVIII — начале XIX века интеллекту-
альное движение, носившее название либерализма, делало упор на
свободу как на конечную цель и на индивида как на конечную еди-
ницу общества.Внутри страны оно поддерживало свободную кон-
куренцию как средство ослабления роли государства в экономиче-
ской сфере и соответственно усиления роли индивида; за границей
оно выступало за свободу торговли как средство мирного и демо-
кратического соединения стран нашей планеты.В области полити-
ческой оно поддерживало развитие представительного правления
и парламентских институтов, ограничение государственного про-
извола и защиту гражданских свобод индивида.
С конца XIX века,и особенно после 1930-х годов в США,тер-
мин «либерализм» приобрел совершенно иной акцент, особенно
в сфере экономической политики. Он стал отождествляться со
стремлением полагаться для достижения искомых целей не на доб-
ровольные частные соглашения, а на государство. Лозунгом либе-
рализма стала не свобода, а благосостояние и равенство. Либерал
XIX века считал наиболее